Главная Наука.Культура.Человек «Родина Подвига- Родине героя» : побратимство городов как побратимство народов и его исторические основания.

«Родина Подвига- Родине героя» : побратимство городов как побратимство народов и его исторические основания.

через Исмаил
0 комментарий 55

От редакции: Ассоциация международного сотрудничества и гражданской дипломатии «Время и мир» поддерживает проекты по народной и гражданской дипломатии и интегрируется с ними. Вот и сегодня мы представляем проект, переhастающий в общественное движение «Родина подвига-Родине героя». Его суть- всестороннее побратимство городов разных регионов и стран на основании того, что житель одного города, одной страны совершил военный подвиг близ города другой страны. Думается, что только такое побратимство, скрепленное пролитой кровью и горячей любовью к своему отечеству имеет серьезный запас прочности и перспективу на будущее.
В рамках этой инициативы начал активно и поступательно развиваться проект побратимства между Беорусским городом Гродно и казахстанским Таразом (б. Джамбулом). Его историческая основа – подвиг красноармейца Агадила Сухамбаева, уроженца тогда Джамбульской области Казахстана. 31 июля 1944 г. в бою близ города Августов (ныне в Польше) он повторил подвиг Александра Матросова. Посметрно Агадилу Сухамбаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен герой в Друскининкай (Литва), а его именем названы улицы в Гродно. Таразе и Друскининкай.
И начала сво. деятельность эта инициатива, с оживления исторической памяти белерусского и казахского народов, через образы выдающихся личностей. С этой целью в конце января была проведена конфtренеция, посвященная таким bзвестным деятелям культуры белорусского и тюркского народов, как Симон Будный и акын и мыслитель Доспамбет Азовский. Конференция хронологически была приурочена к 430-летию смерти Будного и 70-тилетию освобождения Азова от фашистских захватчиков. Предлагаем информационный материал о конференции, сопровождаемый интересными историософскими размышлениями.

70-летие освобождения от фашистов Азова, как фокус погружения в XX век, для поиска исторических параллелей с XVI веком в системе координат его мыслителей Досмамбета Азовского и Симона Будного

Братая народы на подвигах жертвенников – тех, кто отдал свою жизнь смертельному молоху ради будущего потомков, мы всякий раз наталкиваемся на одну и ту же мысль – где и когда человечество окончательно сбилось с пути праведного? Кто его сбил в прошлом тысячелетии?

Почему в поиске крова и хлеба, вкусив крови, человеческие племена, даже превратившись в XVI веке в нации и государства, продолжили отнимать друг у друга земли, ресурсы, лишать друг друга права жить на Земле в мире и спокойствии? Что же не так с людьми? Или с дорогой, как утверждал Расул Гамзатов!?

Мы в очередной раз в нашем неформализованном, естественном по своему появлению и развитию (это не политическая технология) движении под благозвучным слоганом в дательном падеже «РОДИНА ПОДВИГА – РОДИНЕ ГЕРОЯ» попытались ответить на этот вопрос.

Развилка первая. ЗАПАД-ВОСТОК. ЛИНИЯ РАСКОЛА. ВЕРА, КАК ПРИКРЫТИЕ ЭКСПАНСИИ.

Начало XV века ознаменовалось достижением немецким тевтонским орденом огромной мощи. Крестоносцам требовались новые жизненные пространства. Они неудержимо двигались на Восток. Но вскоре их неуемные амбиции столкнулись с интересами Великого Княжества Литовского и Польского Королевства. Против рыцарей объединились польские и литовско-русские войска. Поляки сосредоточили силы в Вольборже, а литовцы и русские (смоленские полки, татарская конница) в Гродно. Генеральная битва состоялась 15 июля 1410 года у прусского села Грюнвальд (в н/в – территория Польши). За крестоносцев шли наемники 22 стран. Союзная армия (ВКЛ и Польша) насчитывала около 40 тысяч человек. Победу одержали союзные силы и она стала началом для заката Ордена и возвышения Польши и Литвы в Восточной Европе.

Развилка вторая. РУСЬ И СТЕПЬ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ И СОВМЕСТИМОСТЬ. ТАРТАРИЯ – РАССЕЯ?

Конец XIV – XV века – эпоха подъема национального самосознания. «Сказание о Мамаевом побоище» – главное сочинение Куликовского цикла – философский артефакт неотвратимости, жестокости и великого смысла исторического сражения двух миров: отстаивающего право на собственное бытие народа и многоплеменного, алчущего добычи войска завоевателей, которых так много со всех сторон приходило пограбить, погубить и уничтожить Русскую землю. Ценой огромных жертв, пассионарных ассимиляций, дипломатических договоренностей устояло Русское государство, отступила ОРДА. Сложившие ее когда-то народы, добывавшие ресурсы для жизни набегами и кочевничеством, кристаллизовались в конкретных географических границах и более-менее смирились со своим статусом. Хотя и не навсегда.

Развилка третья. ВОСТОК-ЗАПАД. ЭКСПОРТ РАСКОЛА.

XVI cтолетие – время сплочения и интеграции древнерусского общества, вбиравшего в себя и возвращавшего некогда утраченные города и земли с их населением, материальными и духовными богатствами, разнообразной многонациональной культурой. В 1514 году в лоно Русского мира возвращен Смоленск. В этом столетии, как говорят историки, сложилась Великорусская народность. Этому периоду соответствует централизаторское правление Ивана Грозного (1547-1584) – одного из великих и трагических персонажей Русской истории. Для этого периода характерны организация книгопечатания, создание единого общерусского летописания, издание «Русского хронографа» и таких основополагающих кодексов русской жизни, как «Стоглав» 1551 года – для устроения религиозной, церковной жизни, а также «Домострой» – Регламент жизни и быта граждан Российского государства.

Суть времени XVI века отражает переписка Ивана Грозного и его главного оппонента, сбежавшего в Речь Посполитую, опального князя Андрея Курбского (1528-1583), отстаивавшего идею «Святорусского царства» – соблюдения законности, признания прав родовой знати, координации (ограничения) действий царя духовными и земскими соборами. Экспортированная на Запад данная концепция Ala Kurbsky оказалась в итоге провальной. Забегая вперед на два столетия, отметим, что, будучи реализованной в границах Королевства Польского – именно в XVIII веке, которое раздиралось внутренними противоречиями, она привела к разделению Польши между могущественными монархиями России, Австрии и Германии. Правда, точно такая же участь постигла и судьбу трех этих империй – они распались после Первой мировой войны, продемонстрировав свою историческую обреченность.

Среди имен, определивших мировоззренческую ткань времени в XVI веке – мне хотелось бы назвать имена таких мыслителей, как Иосиф Волоцкий (1440-1515) с его главным сочинением «Просветитель» – объяснивший суть еретичества на Руси в связи с сильными традициями язычества и закрепивший на два столетия союз государства и церкви.

Это идеолог нестяжательства и монастырского подвижничества вне собственничества Нил Сорский и его последователь Артемий Троицкий (игумен Троице-Сергиева монастыря в 1551 г., автор 14 посланий Грозному, Курбскому, Симону Будному), а также подвергнутый гонениям афонский книжник Максим Грек («Слово на латинов», «Беседа души и ума»). В этом же созвездии – Иван Федоров – основатель книгопечатания на Руси и, конечно, Петр Мстиславец – один из первых восточнославянских книгопечатников из Великого Княжества Литовского.

В течение XVI – XVII веков нижний Дон был ареной активного столкновения интересов Турции и ее вассала – Крымского ханства, с одной стороны, и быстро крепнущего Русского государства – с другой. В 1555 году в результате междоусобной войны до этого единое Ногайское государство распалось на Большой Ногай и, так называемый, Казыев Улус – Малый Ногай, кочевавший в степях Северного Кавказа.

На конференции говорилось о том, что предки казахов, башкир, каракалпаков, сибирских татар, нынешних ногайцев, ныне живущих на территории Северного Кавказа, жили и кочевали на огромном пространстве от Волги до Иртыша. Они жили во времена, когда еще не было наций в современном значении. Иногда их называют ногайлами, видимо, в силу принадлежности к существовавшему в Средние века к государству – Ногайская Орда. Которое распалось в 1634 году, вследствие нашествия предков современных калмыков.

Сохранилось устное наследие, то есть – народные эпосы, жыр, жырлар значит, в основное известное как «Қырымның қырық батыры», в переводе – «Сорок батыров степи» (по ошибке слово «Кырымнын» воспринимают как Крым. Это не так. Жырлар – песенное наследие Ногайской культуры, создателей и носителей которых называют жырау, это общий для казахов, ногайцев, думаю, и кыргызов, каракалпаков, татар, башкир, дагестанцев цикл историко-героических эпосов (жыр) в трех частях, повествующий о событиях эпохи от развала Золотой Орды до разделения Ногайлы на ногаев и казахов, и взятия Казани русскими. То есть, это события со второй половины 14 века до начала 17 века. То есть, 40 батыров Крыма – основа истории Ноғайлы. Считается, что последним носителем наследия жырлар является Адаец Мұрын жырау. Утверждается, что все жырау являются реальными историческими лицами.

На конференции говорили лишь об одном ярком представителе культуры жырау – о Досмамбете Азавлы – выдающемся ногайском поэте, классике ногайской поэзии, певце, полководце, богатыре, как человеке – в судьбе и творчестве которого отразилась суть того, отстоящего от нас на полтысячелетия Времени. Досмамбет жил в эпоху формирования казахского народа как нации, принадлежал к военной знати Малой Ногайской Орды.

В выступлении учителя истории Шакенова Сержана Бахытжановича из школы №46 города Тараза Жамбылской области прозвучало, что Досмамбет нарисовал идеальный портрет воина, защищавшего свою Родину. Все его песни пропитаны патриотическим чувствами – любовью к Отечеству: «Средь ручьев на просторе донских лугов», «О край, мой милый, Ак Жаик», «Тугай, о Тугай, у излучины рек» (акжаик – верхнее течение реки, есть село такое в Западно-Казахстанской области).

Доспамбет Азовский жил на стыке XVI-XVII вв., но точные даты жизни неизвестны. Чаще встречается указание на такую хронологию – 1490 – 1530 годы, то есть 40 лет прожил. По мнению ученого-краеведа А.А. Ярлыкапова, он родился именно в городе Азове в семье знатного ногайского феодала. По мнению других исследователей, Доспамбет родился в 1493 году в одном из крупных поселений Поволжья, а большую часть своей жизни провел в Приазовье, долго проживал в Азове и погиб в 1523 году под Астраханью (к Московскому царству присоединена в 1557 году). В такой версии впору говорить о 500-летии памяти об этом выдающемся, несомненно, человеке.

1523 год – это был год взятия Астрахани Крымский хан Мухаммед-гиреем, который мечтал восстановить Большую тюрскую орду – объединить Крым, Астрахань, Казань и Ногайскую орду. Но Беку Ногайской орды (Мамаю) эта амбиция не пришлась по душе. Особый лейтмотив описываемого времени был связан с таким государством, как Джунгария (образовалось после распада Монголистана), союзником которого в 1523-1533 годах была Кайсакская орда, которую в указанный период возглавлял Хан Тагир. Историки сообщают о совместной войне джунгар и кайсаков против Тартарии, что привело к разрушению в 1535 году столицы этого государства города Асгард (находился на месте современного Омска).

Значительная часть жизни Досмамбета была связана с городом Азовом (в настоящее время – Ростовская область, освобожден от немецко-фашистских захватчиков 80 лет тому назад, 7 февраля 1943 года), за что и получил прозвище “Азавлы”, то есть Азовский. Как пишут в ряде источников, несколько раз уходил казаковать (казак шыгып кеткен). По некоторым оценкам, творчество Досмамбета оказало большое влияние на жанр «песен ногайских казаков» (казак йырлар). Отмечено, что в Азове османы появились в XVI веке, а в 1637 году турецкая крепость Азов перешла под контроль Войска Донского. В 1641 году Крымский хан привел к Азову 250-тысячное войско, город защищал небольшой казачий отряд в количестве 5 тысяч черкасских казаков. Состоялось великое сражение, вошедшее в историю в качестве Азовского осадного сидения. Окончательно Азов присоединен к России в 1774 году.

Некоторые исследователи утверждают, что песенное и поэтическое творчество Досмамбета Азовского внесло бесценный вклад в лексику ногайского языка, а многие его произведения были просто разобраны на пословицы и поговорки. Потрясает история сына Досмамбета Косая, изменившего своему роду из-за любви к турчанке и вставшему на сторону противника. Многие историки предполагают, что именно эта легенда легла в основу знаменитого Гоголевского «Тараса Бульбы». Известный факт – ногайский музыкант и певец Арсланбек Султанбеков написал песню “Мой Косай” на стихи Досмамбета Азовского.

На конференции говорили о Симоне Будном – белорусском гуманисте, просветителе, религиозном реформаторе, философе, социологе, литераторе, прозаике и поэте, ученом-филологе, выходце из семьи мелкого шляхтича, последователе традиции Франциска Скорины. Произведения «Об оправдании грешного человека перед Богом», «Две сущности Христа». Дел войны на справедливые – для защиты Родины, и несправедливые – захватнические. Блестящие доклады сделали преподаватель и доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат юридических наук Кабанова Ирина Евгеньевна, которая широко раскрыла духовно-творческое наследие Симона Будного, показала роль и значение взглядов этого мыслителя в философско-онтологической системе координат того времени. Особый акцент сделан на разработанных Будным вопросах взаимоотношений власти и церкви, о религиозной терпимости и духовных свободах, о важности справедливых войн, как способе защиты от агрессии, и недопустимости ведения войн захватнических и несправедливых. А также о том, как Симон Будный ставил и решал вопросы противостояния окатоличиванию белорусских земель.

Поскольку 16-17 века – время становления книгопечатания, выступающие уделили много времени становлению этой индустрии распространения знаний. Отмечалось, например, что в 1636 году в Могилевской типографии Спиридон Соболь выпустил «Букварь языка Славянска» – сохранился в единственном экземпляре на хранении в Московском историческом музее. Учащиеся 9 класса гимназии города Шклова Могилевской области Мухоморова Виктория и Федорин Кирилл представили результаты исследования по теме «Будные – ТОП-100 самых знаменитых фамилий Беларуси».

Интересными и познавательными были приветствия, с которыми выступили перед участниками конференции учитель истории школы №26 имени Жамбыла Жабаева города Кордая Жамбылской области Гасанова Рашида Иманвердыевича (О военно-мемориальном туризме и реализации памятного маршрута имени Героя Советского Союза Агадила Сухомбаева), председателя комитета по туризму и зарубежным связям Администрации города Великого Новгорода Васильевой Ольги Николаевны, главы Малой Национально-культурной автономии азербайджанцев ЗАО Москвы Казымова Али Алиевича, а также руководителя Совета исторической памяти Ассамблеи Народов Евразии доктора исторических наук Ахметовой Ляйлы Сейсембековны.

Фото-вид города Азов

Текст подготовил – Александр Комлев.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать