Главная Политика и общество Украина: Новый «религиозный» законопроект – проблемы со свободой совести остаются

Украина: Новый «религиозный» законопроект – проблемы со свободой совести остаются

через Исмаил
0 комментарий 13

Украинское правительство подготовило законопроект, запрещающий деятельность религиозных организаций, аффилированных с «центрами влияния религиозных организаций или ассоциациями с правящими центрами» в России, но одновременно налагающий на государство обязательство доказывать любую принадлежность в суде.
Законопроект в его нынешнем виде вызывает озабоченность в отношении свободы религии или убеждений. В случае принятия и реализации это может существенно изменить Украинскую Православную Церковь, которая исторически и церковно связана с Московским Патриархатом.

Российско-украинское противостояние, начавшаяся с аннексии Крыма в 2014 году и военного конфликта на Востоке Украины и продолжившаяся полномасштабным вторжением России в феврале 2022 года, оказала огромное влияние на свободу религии или убеждений и другие связанные с этим права человека в регионе. Убийства, пытки, принудительное задержание и насильственное перемещение религиозных лидеров и верующих многих конфессий, серьезные нарушения свободы религии или убеждений и другие нарушения прав человека, инспирируемые и направляемые российскими доверенными лицами, а также экспроприации религиозной собственности стали реальностью на украинских территориях, оккупированных Россией с 2014 года.

С момента возобновления полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года Россия до января 2023 года также уничтожила или повредила до 400 объектов религиозного назначения, принадлежащих православным, протестантским, католическим, еврейским и исламским религиозным общинам. По оценкам Руслана Халикова из проекта «Религия в огне», около половины из них принадлежат Украинской православной церкви (УПЦ), которая исторически и канонически связана с Московским Патриархатом.

Нарушения свободы религии или убеждений на украинских территориях, оккупированных Россией с 2014 года, не следуют одной схеме. В оккупированном Крыму российское правительство принудительно ввело российские законы и ограничения на осуществление прав человека, включая свободу религии или убеждений. На оккупированной Восточной Украине также имели место серьезные нарушения свободы религии и убеждений, которые включали насилие со стороны российских военных и военизированных группировок.

Россия в 2023 году теперь придерживается более скоординированного подхода к введению всего спектра российских ограничений на осуществление свободы религии или убеждений на всех оккупированных Россией территориях Украины.

Украинская православная церковь и украинское правительство

На территориях, находящихся под контролем украинского правительства, нападение России на Украину в 2014 году значительно изменило отношения правительства с Украинской православной церковью (УПЦ). При президенте Петре Порошенко (который правил с 2014 по 2019 год) украинское правительство внесло решающий вклад в создание главного соперника УПЦ в межправославном соперничестве – Православной Церкви Украины (ПЦУ). Это включало дипломатическую поддержку правительством церковного признания ПЦУ Вселенским Патриархатом в 2019 году ( прим. ВиМ – сам Порошенко при этом позиционировал себя как прихожанин УПЦ (Московского партиархата).

Позже, в 2019 году, украинский парламент принял два закона, в первую очередь затрагивающих УПЦ. Первый закон устанавливает процесс принятия решений религиозными общинами, стремящимися изменить свою религиозную юрисдикцию. Закон требует, чтобы решение о переходе в другую юрисдикцию принималось исключительно членами религиозной организации. Это направлено на предотвращение практики, распространенной как для УПЦ, так и для ПЦУ, когда любые изменения в уставах православных приходов должны быть одобрены соответствующими правящими епископами.

Несмотря на то, что этот закон формально является общеприменимым, авторы и сторонники первого закона не скрывали того факта, что они приняли закон в поддержку ПЦУ, и что главной целью закона является упрощение и поощрение перехода общин УПЦ в ПЦУ.

Второй закон обязывает религиозные организации и ассоциации с «правящими центрами» в России менять свои названия, чтобы четко обозначить их связи с Москвой. Закон также запрещает этим организациям отправлять своих капелланов в украинскую армию. Второй закон был передан на рассмотрение Конституционного суда Украины, и в декабре 2022 года суд признал закон конституционным, который допускал принудительное переименование религиозных общин.

Изменение отношения Зеленского к религиозной политике и УПЦ

С мая 2019 года, когда президент Владимир Зеленский вступил в должность, и в течение первых месяцев полномасштабного вторжения России в феврале 2022 года он не разрабатывал религиозную политику. В апреле 2022 года члены парламентской партии Зеленского настаивали на том, что парламент не будет рассматривать предлагаемый запрет УПЦ до окончания войны, чтобы не провоцировать раскол в украинском обществе.

Отношение Зеленского изменилось осенью 2022 года, по–видимому, под давлением заявлений – некоторые из которых были доказаны в суде – о сотрудничестве некоторых священнослужителей УПЦ с российскими военными и растущей поддержке среди украинской общественности санкций против УПЦ.

В октябре – декабре 2022 года Служба безопасности Украины (СБУ) провела обыски в собственности УПЦ и домах священнослужителей УПЦ по всей стране. Сообщается, что СБУ обнаружила российские пропагандистские материалы, доказательства российского гражданства, полученные несколькими священнослужителями УПЦ, а также продукты питания, выданные российской армией.

В декабре 2022 года, основываясь на решении Совета национальной безопасности и обороны, президент Зеленский обратился к Кабинету министров с просьбой разработать закон о запрете религиозных организаций, связанных с Москвой. В то же время он подчеркнул, что этот закон должен соответствовать международным стандартам свободы религии или убеждений (FoRB) и обязательствам Украины перед Советом Европы.

В своем указе Президент также требует, чтобы Государственная служба по вопросам этнической политики и свободы совести (SEPFP) провела «религиозную экспертизу» церковных связей Устава УПЦ с Московским патриархатом.

Кабинет министров также уволил главу СЕПФП Елену Богдан (считавшуюся в основном нейтральной в отношении религиозной политики). Он заменил ее Виктором Еленским, который до своего назначения долгое время публично критиковал УПЦ и ее руководство.

Правительственный законопроект

Кабинет министров внес свой законопроект в парламент в середине января 2023 года. По словам главы парламентского комитета по гуманитарной и информационной политике Никиты Потураева, ожидается, что закон будет принят в марте.

Законопроекты, направленные против УПЦ, были представлены оппозиционными депутатами парламента в марте и ноябре 2022 года. Принятый в марте законопроект вводил автоматический законодательный запрет на деятельность религиозных организаций, связанных с Россией. Ноябрьский проект пошел еще дальше и предложил, в дополнение к полному запрету, запретить любым организациям, кроме Православной Церкви Украины (ПЦУ) и организаций, одобренных ПЦУ, использовать слово «православный» в своем названии.

В правительственном законопроекте используется другой подход. Он запрещает деятельность религиозных организаций (ассоциаций), аффилированных с «центрами влияния религиозных организаций или ассоциаций с правящими центрами” в “государствах, ведущих вооруженную агрессию против Украины» (четкая ссылка на Россию), но налагает на государство обязательство доказывать любую такую принадлежность в суде. В таких случаях SEPFP обязано провести религиозную экспертизу, определяющую принадлежность к Москве. Либо СЕПФП, либо прокурор должны передать дело в суд, который будет уполномочен принять окончательное решение о запрете религиозной организации.

Свобода религии или убеждений затронута предлагаемым законопроектом
Будучи более умеренным, чем два предыдущих законопроекта, представленных депутатами оппозиционного парламента, правительственный законопроект все же вызывает по меньшей мере три опасения с точки зрения FoRB.

Что такое “принадлежность к центрам влияния”?

Во-первых, понятие «принадлежность к центрам влияния» в России довольно расплывчато.
Если бы можно было юридически доказать, что Русская Православная Церковь (РПЦ) или российское правительство использовали РПЦ для руководства или принуждения приходов УПЦ, духовенства или верующих к осуществлению незаконной деятельности – например, к сотрудничеству с российской армией и спецслужбами – это уже может привести к тому, что государство предпримет юридически допустимые действия для защиты национальной безопасности. Для этого не требуется специального законодательства, такого как правительственный законопроект. Существующее уголовное и другое публичное право уже допускает судебное преследование любого физического или юридического лица, причастного к такой незаконной деятельности.
Как отмечается в руководстве Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) «Свобода религии или убеждений и безопасность: политическое руководство»: «Поэтому любые правонарушения со стороны отдельных лиц должны рассматриваться посредством уголовного, административного или гражданского разбирательства против этого лица, а не направляться против религиозной или сообщество верований в целом».

Если принадлежность означает исторические, символические или церковные связи религиозной общины с Россией без какой-либо незаконной деятельности, осуществляемой общинами, священнослужителями или верующими, то это обстоятельство может подвергаться публичной критике. Но такая принадлежность в международном праве не является достаточной причиной для наложения юридических запретов на эти сообщества.

Запрет или отмена регистрации

Это подводит нас ко второй проблеме. Как отмечается в Руководящих принципах Венецианской комиссии ОБСЕ /Совета Европы относительно правосубъектности религиозных общин или убеждений, международные стандарты и надлежащая практика требуют, чтобы: «Учитывая широкомасштабные и значительные последствия, которые лишение статуса правосубъектности религиозной организации или организации по убеждениям будет иметь для ее статуса, финансирования и деятельности, любое решение сделать это должно быть делом последней инстанции».

Аналогичным образом, «отказ в правосубъектности или снятие с регистрации религиозной общины или сообщества убеждений не должны основываться на предполагаемых угрозах безопасности, а должны четко основываться на доказательствах незаконных действий со стороны соответствующей религиозной общины или сообщества убеждений», как указано в документе ОБСЕ «Свобода религии или убеждений и безопасность: политическое руководство». заметки. В нем добавляется, что это «может быть предусмотрено только в случаях серьезных и повторяющихся нарушений, создающих угрозу общественному порядку, и если более легкие санкции, такие как предупреждение, штраф или лишение налоговых льгот, не могут быть эффективно применены».

Таким образом, лишение религиозной общины правового статуса может произойти только в том случае, если менее ограничительные меры не могут адекватно решить проблемы безопасности. Это может означать, что снятие с регистрации религиозной общины может произойти только на законных основаниях, когда все руководство или большинство членов – а не только отдельные лидеры или прихожане – непосредственно вовлечены в незаконную деятельность. «Тот факт, что некоторые лица совершают такие [незаконные] действия, не является признаком того, что вся религиозная община разделяет эти взгляды или потворствует такой деятельности», – отмечается в ОБСЕ «Свобода религии или убеждений и безопасность: политическое руководство».

РПЦ и ее руководство активно поддерживали агрессию Владимира Путина против Украины, а российское правительство оказывало давление на других российских религиозных лидеров, чтобы они поддержали агрессию Путина против Украины. СБУ Украины сообщила о многих случаях, когда священнослужители УПЦ оправдывали российскую агрессию против Украины, разжигание религиозной ненависти и сотрудничество с российскими оккупационными силами.

В декабре 2022 года священник УПЦ отец Андрей Павленко (который был осужден украинским судом за шпионаж в пользу России) был обменян с Россией в рамках обмена пленными.

Однако официально УПЦ состоит примерно из 11 000 общин, и все они являются отдельными юридическими лицами, связанными друг с другом церковно, но часто не юридически. Чтобы запретить или отменить регистрацию УПЦ, государству пришлось бы доказать в суде, что руководство или большинство прихожан каждого из 11 000 приходов вовлечены в незаконную деятельность.

«Экспертиза»

Наконец, концепция религиозной «экспертизы» также расплывчата и юридически сомнительна. По всему постсоветскому региону, в том числе в Беларуси, оккупированном Крыму и государствах Центральной Азии, таких как Казахстан, «экспертные анализы» часто используются для оправдания свободы религии или убеждений и других нарушений прав человека, включая заключение узников совести в тюрьму.

Экспертиза, которую указ президента Зеленского от декабря 2022 года требует провести SEPFP, потенциально проблематична с точки зрения международного права, поскольку, как отмечается в Руководящих принципах Венецианской комиссии ОБСЕ /Совета Европы относительно правосубъектности религиозных общин или убеждений: «Государство должно воздерживаться от существенного, а не формального пересмотра устава и характер религиозной организации».

Расследование SEPFP связей между УПЦ и РПЦ началось быстро. УПЦ оспорила беспристрастность нескольких привлеченных экспертов, утверждая, что они принадлежат к ПЦУ и предвзяты по отношению к УПЦ.

1 февраля 2023 года SEPFP опубликовала мнение своей группы экспертов о принадлежности УПЦ к РПЦ. Эксперты отмечают, что Московский патриархат не признает УПЦ полностью независимой и что нет никаких доказательств того, что лидер УПЦ митрополит Онуфрий (Березовский) покинул Синод РПЦ. Кроме того, они подчеркивают, что никакие другие православные церкви не признают УПЦ независимой (автокефальной) церковью и что УПЦ не стремилась к этому. Эксперты приходят к выводу, что УПЦ остается частью РПЦ.

Как правительство собирается идентифицировать «принадлежность»?

Правительственный законопроект не содержит определения «принадлежности к центрам влияния». Однако украинский закон о свободе совести и религиозных организациях 1991 года уже определяет «принадлежность к правящим центрам» в России как основание регулирования названия религиозных организаций.

Статья 12 Закона с поправками, внесенными в декабре 2018 года, предусматривает, что религиозные организации (ассоциации), связанные с правящим центром в государствах, нападающих на Украину или оккупирующих Ее (четкая ссылка на Россию), должны указывать эту принадлежность в своем уставе. Чтобы быть признанной аффилированной с российским правящим центром, украинская религиозная организация (объединение) должна соответствовать одному из следующих трех критериев:

1. Его устав содержит положение о его включении в религиозную организацию (объединение) с правящим центром в России; или

2. Устав российской организации (ассоциации) содержит положение, признающее украинскую организацию (ассоциацию) частью ее структуры, и право российской организации (ассоциации) принимать обязательные для исполнения решения в отношении украинской организации (ассоциации); или

3. Устав украинской организации (ассоциации) содержит положения об обязательном участии ее лидеров или представителей в руководящих органах российской организации (ассоциации) с правом голоса.

В мае 2022 года УПЦ попыталась решить этот вопрос. Она объявила о своей полной независимости от РПЦ и приняла решение исключить из своего устава все положения, касающиеся ее подчинения РПЦ и ее Патриарху, а также участия представителей УПЦ в руководящих органах РПЦ. Тем не менее, статус УПЦ по отношению к РПЦ остается неоднозначным.

УПЦ также соответствует второму украинскому юридическому критерию принадлежности, поскольку Устав РПЦ по-прежнему определяет УПЦ как часть Московского патриархата. Это эффективно препятствует тому, чтобы УПЦ стала «неаффилированной» в глазах украинского государства и с точки зрения украинского законодательства.

Чтобы стать «неаффилированной», УПЦ должна убедить Московский Патриархат изменить устав РПЦ, чтобы исключить все положения, связанные с УПЦ. Это крайне маловероятно, и до сих пор УПЦ мало что сделала для начала этого процесса. Более вероятно, что РПЦ продолжит настаивать на том, что УПЦ является частью Московского патриархата.

Действительно, в январе 2023 года на заседании Совета Безопасности Организации Объединенных Наций высокопоставленный священнослужитель РПЦ вместе с представителем российского правительства выступил с критикой того, что представитель Московского Патриархата охарактеризовал как “запрещение деятельности церквей, имеющих связи с Русской Православной Церковью” и «массовые политические репрессии» в отношении православных верующих. УПЦ публично отмежевалась от этих утверждений.

Что дальше?

Вполне вероятно, учитывая недавние действия и заявления президента Зеленского, что законопроект о запрете религиозных организаций, связанных с центрами влияния в России, будет принят.

Неизвестно, обращалось ли украинское правительство за помощью к международным организациям по правам человека или верховенству закона, таким как Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ (БДИПЧ), или к Венецианской комиссии Совета Европы. Их участие могло бы, даже на данном этапе, помочь правительству решить проблемы в области прав человека, поднятые законопроектом.

Поскольку в заключении религиозной экспертизы SEPFP делается вывод о том, что УПЦ связана с Москвой, если законопроект будет принят в его нынешнем виде, правительство получит право запретить Церковь. Остается неясным, как правительство могло бы осуществлять эти полномочия.

Поскольку каждый из приходов УПЦ является отдельным юридическим лицом, юридические и организационные препятствия, вероятно, помешали бы снятию с регистрации всех приходов. Однако все еще остается вероятность того, что некоторые приходы УПЦ и другие юридические лица могут быть сняты с регистрации.

Законопроект также затронет несколько небольших православных религиозных общин, имеющих церковные связи с Россией, включая общины, связанные с Русской православной Церковью за пределами России. Некоторые из этих общин – такие как старообрядцы Белой Криницы – разорвали свои связи с Москвой, в то время как другие в настоящее время сохраняют такие связи.

Что бы ни случилось, принятие и имплементация законопроекта в его нынешнем виде существенно изменили бы УПЦ, а также, возможно, повлияли бы на все состояние отношений религиозной общины с государством в Украине.

Автор – Дмитрий Вовк – приглашенный профессор Юридической школы имени Бенджамина Н. Кардозо. Он также руководит Центром изучения верховенства права и религии в Национальном юридическом университете имени Ярослава Мудрого в Украине и преподает юриспруденцию в Украинском католическом университете.

Eurasia Review

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать