Главная Одна вера -три религии. Статьи Алена Маллера Пророк Мухаммад и реформистский иудаизм – воспоминания и размышления реформистского раввина из США

Пророк Мухаммад и реформистский иудаизм – воспоминания и размышления реформистского раввина из США

через Исмаил
0 комментарий 41

Впервые я изучал ислам, когда был студентом Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе около 63 лет назад, затем еще раз, пару лет спустя, когда я был студентом раввинской школы реформистского иудаизма. На протяжении многих лет я продолжал читать Коран и другие исламские книги. Сам того не осознавая, я шел по пути, впервые проложенному раввином Абрахамом Гейгером, одним из основателей реформистского иудаизма.

Абрахам Гейгер родился в ортодоксальной еврейской семье во Франкфурте, (Германия), в 1810 году. В 1832 году философский факультет Боннского университета провел конкурс для ученых. Георг Фрейтаг, профессор востоковедения Гейгера, призвал Гейгера написать и представить статью о связях евреев с исламом. Гейгер выиграл конкурс, его исследование было принято Марбургским университетом в качестве диссертации, и ему была присвоена докторская степень.

Диссертация Гейгера была впервые опубликована на немецком языке, а поколение спустя переведена на английский как «Иудаизм и ислам». Гейгера учили университетской академической системе исторического мышления и он следовал ей; что что-то более позднее всегда вытекало из чего-то более раннего, и что единый Бог авраамических религий не был источником концепций и утверждений в различных религиозных традициях, которые были схожи.

Однако я верю, что Единый Бог, вдохновивший пророка Моисея и других пророков Израиля, также вдохновил пророка Мухаммеда; и поэтому я ожидаю, что должны быть некоторые параллели между Кораном и еврейскими Священными Писаниями.

Там, где три религии различаются, разница возникает не из-за ошибки, а из-за разных точек зрения, которые единый Бог считал подходящими для разных сообществ. Изучая Священные писания друг друга. и ранние традиции, я верю, что мы можем получить новые прозрения и большую мудрость для нашей собственной религии от единого Бога, которому поклоняются три религии.

Таким образом, я изучаю Коран, как Пророк учил своих последователей в хадисе: «не как верующий и не как неверующий». Что это значит?

Коран, конечно, является Священным Писанием для мусульман. Ученик Мухаммеда по имени Абу Хурайра рассказывает: «Люди Писания обычно читали Тору на иврите, а затем объясняли ее мусульманам по-арабски. Посланник Аллаха сказал (мусульманам). «Не верьте людям Писания и не разуверяйтесь в них, но говорите: ”Мы веруем в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что ниспослано вам».”

Следуя учению пророка Мухаммеда, я ни верю, ни не верю в Коран. Если бы я верил в Коран, я был бы членом мусульманской уммы (общины). Но я не могу не верить в Коран, потому что я действительно верю, что Мухаммед действительно был пророком; и я уважаю Коран как родственное откровение, впервые ниспосланное родственному народу на родственном языке.

На самом деле, люди, язык и теология ближе к моему собственному народу, языку и теологии, чем у кого-либо другого на земле.

Я хотел бы поделиться своим пониманием нескольких хадисов, которые я излагаю с моей точки зрения как раввина-либерала/реформатора. Все они взяты из собрания хадисов имама Бухари, который родился в 194 году нашей эры и умер в 256 году нашей эры. Его коллекция хадисов считается непревзойденной. Он потратил шестнадцать лет на его составление, и в итоге получилось 2602 хадиса (9082, включая альтернативные версии).
Коллекция Бухари является одной из шести широко признанных коллекций: пять других принадлежат ученым, которые работали так же, как Бухари, и собирали другие достоверные отчеты. Есть также шиитские коллекции, которые, по словам суннитов, подделаны.

Передал Абу Хурайра: Пророк сказал: «Религия очень легка, и тот, кто перегружает себя своей религией, не сможет продолжать в том же духе. Поэтому вам не следует впадать в крайности, но старайтесь быть близкими к совершенству и получать благую весть о том, что вы будете вознаграждены». (Том 1, книга 2, номер 38)
Призыв «не впадать в крайности» должен раздаваться в каждом молитвенном доме по всему миру. Это, конечно, относится как к политическим экстремистам, так и к религиозным экстремистам, которые всегда предпочитают более строгий путь более мягкому. Например, и ислам, и иудаизм учат важности священного забоя мяса и избеганию употребления определенных животных в пищу.

В исламе правила проще и их меньше, чем в ортодоксальном иудаизме. Большинство раввинов-либералов/реформаторов расценивают все более ограничительные изменения в кашруте (еврейских диетических законах), особенно в связи с Пасхой, как контрпродуктивное, перегружающее людей действие.

Расширение ограничений на субботние мероприятия также рассматривается большинством раввинов-либералов/реформаторов как контрпродуктивное, лишающее радости шаббата. Мухаммад мудро проводит различие между экстремизмом и стремлением быть почти совершенным (никто не совершенен), что предполагает неприятие экстремизма. Просто старание преуспеть будет вознаграждено.

Передали ‘Аиша и Ибн’Аббас: « На смертном одре посланник Аллаха накрыл свое лицо простыней, и когда ему становилось жарко, он снимал ее с лица. Когда он был в таком состоянии (надевал и снимал простыню), он сказал: “Да пребудет проклятие Аллаха на евреях и христианах за то, что они строят места поклонения на могилах своих пророков». Он намеревался предостеречь (мусульман) от того, что они (то есть евреи и христиане) совершили. (Том 4, книга 56, номер 660)

Таким образом, Посланник Аллаха решительно выступал против любого отвлечения почтения или поклонения кому-либо, кроме Бога. Христиане и даже евреи начали поклоняться могилам святых людей, угодников и пророков. Хотя они утверждали, что всего лишь поклоняются Богу, их мнение о том, что молитва в таких местах лучше или более эффективна, было проклято Мухаммедом.

В последующие века мусульмане также начали поклоняться могилам святых людей и строить места поклонения рядом с их могилами. Раввины-либералы/реформаторы согласились бы с тем, что такая деятельность на местах захоронений должна быть осуждена и может рассматриваться как проклятие. Посланник Аллаха, должно быть, также понимал, что даже в мусульманской общине также будут люди, чье благочестие приведет к подобным ошибкам, поскольку в хадисе на той же странице говорится,

Передано от Абу Саида: Пророк сказал: «Вы будете следовать неправильным путям ваших предшественников настолько полностью и буквально, что, если они отправятся в нору животного, вы тоже отправитесь туда». Мы сказали: «О посланник Аллаха! Ты имеешь в виду евреев и христиан?» Он ответил: «Кто же еще?» (Том 4, книга 56, # 662)

Пророк Мухаммад критиковал недостатки многих представителей еврейской и христианской общин (как и пророки Израиля), но он понимал, что люди – это люди, и большинство из них, похоже, не учатся на ошибках других. Он надеялся, что мусульмане сохранят свою первоначальную чистоту, но он предвидел, что со временем и с ростом могущества коррупция, разложение и фальсификация будут неизбежны.

Посланник Аллаха, несомненно, выступил бы против ложной традиции калечащих операций на женских половых органах в Африке сегодня так же резко, как в свое время он выступил против детоубийства женщин в Аравии. Жаль, что многие мусульманские лидеры в Африке сегодня не выступают с решительным осуждением калечащих операций на женских половых органах. Но с другой стороны, большинство еврейских лидеров на Западе не осуждают ортодоксов агрессивно за то, что они не позволяют еврейским женщинам разводиться со своими мужьями. Мы все должны работать лучше.

Абу Хурайра рассказал: «Двое мужчин, мусульманин и еврей, оскорбляли друг друга. Мусульманин сказал:»“Клянусь Тем, Кто дал Мухаммеду превосходство над всеми людьми». На это еврей сказал: «Клянусь Тем, Кто дал Моисею превосходство над всем народом». Мусульманин пришел от этого в ярость и ударил еврея по лицу. Еврей пошел к посланнику Аллаха и сообщил ему о том, что произошло между ним и мусульманином.

Посланник Аллаха сказал: «Не давайте мне превосходства над Моисеем, ибо люди потеряют сознание в День Воскресения, а я буду первым, кто придет в сознание, и вот! Моисей будет там, держась сбоку от Трона Аллаха. Я не буду знать, был ли Моисей среди тех людей, которые потеряли сознание, а затем пришли в себя раньше меня, или был среди тех, кого Аллах избавил от потери сознания”» (Том 8, книга 76, №524)

Посланник Аллаха настолько хорошо известен своим чувством справедливости, что еврей может обратиться к нему даже в конфликте с мусульманином, который напал на еврея. Вполне естественно, что евреи считают Моисея лучшим, а мусульмане считают Мухаммеда лучшим.

Мухаммад упрекает мусульманина, говоря ему, чтобы он не утверждал, что Мухаммад превосходит Моисея, потому что даже в день воскресения сам Мухаммад не узнает об их относительных достоинствах, ибо, хотя Мухаммад будет первым, кто возродится, Моисей уже будет стоять там, держась за трон Мухаммед учит нас, что сравнения религиозного превосходства неверны, ибо никто в этом мире и, возможно, даже в мире грядущем не узнает, кто лучший, пока Бог не скажет нам.

Большинство американцев, с которыми я разговаривал, поражены, услышав такие либеральные и гибкие заявления, исходящие от религии, которую они считают жесткой и фанатичной. Но политизированный ислам, который сегодня привлек так много внимания в мусульманском мире, является результатом двух недавних факторов.

Одна из них – это антизападная реакция и поиск козла отпущения из-за великих потрясений, происходящих во всех модернизирующихся обществах в 20-м и 21-м веках. Эта реакция обострилась в результате нескольких предыдущих столетий социально-экономического упадка, имевшего место на Ближнем Востоке. Кроме того, в иудаизме и христианстве уже были реформаторские движения, которым потребовались поколения, чтобы принести плоды.. Ислам только начинает процесс реформ.

Сам Пророк предсказал, что мусульмане также станут более жесткими и ортодоксальными, точно так же, как евреи и христиане, сказав: «Вы пройдете по тому же пути, который был пройден теми, кто был до вас, дюйм за дюймом и шаг за шагом, настолько, что если бы они вошли в нору ящерицы, то…” вы бы последовали за ними и в этом. Мы спросили: вы имеете в виду евреев и христиан? Он сказал: ”Кто еще?»

Тем не менее, во многих отношениях Мухаммед показал евреям седьмого века в Аравии, как реформировать ортодоксальный иудаизм, чтобы вернуть его к более простым правилам Торы..

 

В отличие от ортодоксальных раввинов, раввины–либералы/реформаторы принимают доктрину аннулирования, которая учит, что один стих в Священном Писании может аннулировать другой и что постановления могут быть изменены в связи с изменившимися обстоятельствами.

Пророк Мухаммад приводит прекрасный пример этого принципа в следующем повествовании. Первоначально Пророк запрещал женщинам посещать кладбища, но ближе к концу своей жизни он сказал им: «Я говорил вам не посещать могилы; теперь я говорю вам посещать их».

Причина была в том, что арабские женщины обычно плакали на могилах. Пророк хотел, чтобы эта практика была прекращена. Поэтому он с самого начала запретил женщинам посещать могилы.

Через некоторое время, когда мусульманские женщины стали лучше понимать, как Ислам хочет, чтобы они вели себя в различных ситуациях, он разрешил им такие визиты. На самом деле, Пророк поощряет посещение кладбищ, потому что такое посещение напоминает посетителю о его или ее собственной смерти и о том факте, что им придется предстать перед Богом, когда их действия будут оценены, чтобы определить их награду или наказание.
Такие ученые, как Ибн Кудама из юридической школы Ханбали, разъясняют, что, поскольку это является целью посещения кладбищ, в таких посещениях нуждаются как мужчины, так и женщины.

Еще одно важное учение Корана заключается в том, что Бог решил не создавать людей как единую нацию или только с одной религией, чтобы каждая религия могла конкурировать с другими, чтобы увидеть, какая религия производит самый высокий процент нравственных и любящих людей. Как написано в Коране [5.48]: «Для каждого из вас Мы установили закон и путь».

Если бы Аллаху было угодно, Он сделал бы вас единым народом, но (Он не сделал этого), чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам. Поэтому соревнуйтесь друг с другом, чтобы поспешить к добродетельным деяниям; ибо все возвращаются к Аллаху, чтобы Он дал вам знать (после Судного дня) о том, в чем вы расходились».

Это замечательное дальнейшее развитие учения библейского пророка Михея (4:5) о том, что в конце дней – мессианской эпохе «Все люди будут ходить, каждый во имя своего Бога, и мы будем ходить во имя Господа, Бога нашего, вовеки».

Между иудаизмом и исламом нет и не может быть никакого конфликта. Конфликт между израильтянами и палестинцами – это территориальный спор. Есть люди, которые хотели бы превратить этот территориальный спор в религиозный, чтобы заручиться поддержкой своей стороны. Мы должны противостоять этому.

Я верю, что сам Коран предсказывает возвращение еврейского народа на Землю, обещанную Богом потомкам Авраама и двум его сыновьям. Я верю упоминанию в Коране о земле Израиля в суре V, где Бог говорит Моисею и еврейскому народу: «О мой народ, войдите в Святую землю, которую Бог обещал вам». (5:21)

Более важным для нас сегодня является дополнительное утверждение: “И после этого Мы [Бог] сказали Детям Израиля: «Живите в безопасности на Земле Обетованной. И когда исполнится последнее предупреждение, мы соберем вас вместе в смешанной толпе». (17:104)

Это относится к возвращению евреев на Землю Израиля, которое является частью великих потрясений, продолжающихся в эпоху страшного суда. Эпоха, в которую мы сейчас живем. Смешанная толпа относится как к палестинцам, так и к израильтянам, которые вернутся и научатся вместе делить Землю Обетованную.

Ни одна из сторон не может утверждать, что она имеет единственное право на землю или что ее точка зрения является единственно верной, ибо, как мы узнали из хадиса, переданного Абу Хурайрой: сам пророк Мухаммад учил, что даже в грядущем мире не будет ясно, кто является верховным пророком – Моисей или Мухаммад. Каждый является высшим для своей собственной общины верующих.

Мусульманин – это тот, кто подчиняется воле Аллаха и верит, что Аллах послал много разных пророков многим народам мира. Как раввин-либерал/реформатор, я верю, что Мухаммед был Пророком, посланным многобожникам Аравии и остального мира.

Я верю, что Коран так же истинен для мусульман, как Тора истинна для евреев. Решительная поддержка, которую Коран оказывает религиозному плюрализму, является уроком, в котором остро нуждаются религиозные фундаменталисты всех религий современного мира.

Как говорится в хорошо известном хадисе: «Пророки – братья, сыновья одного отца от сожительниц. Их матери разные, но религия у них одна». (Бухари и Муслим). Матери – это разные родные земли и родные языки, но отец – Единый и неповторимый Бог всего человечества.
Наконец, я согласен с религиозным принципом Корана лана динуна валака динука (на иврите лану дину валаха динха) для нас – это наша религия, а для вас – ваша религия (Коран 109:6).

Если мы сможем научиться видеть, что религиозный плюрализм действительно является волей Божьей, мы найдем способ исполнить 2500-летнее видение пророка Исайи: «В тот день будет проложена дорога из Египта в Ассирию. Ассирийцы пойдут в Египет, а египтяне – в Ассирию. Египтяне и ассирийцы будут поклоняться вместе. В тот день Израиль вступит в трехсторонний союз с Египтом и Ассирией, что является благословением для сердца. Господь Саваоф благословит их, сказав: “Благословен Египет, народ Мой, Ассирия, дело рук Моих, и Израиль, наследие Мое”»…(Исаия 19:23-5)

Автор- раввин Аллен Маллер ушел на пенсию в 2006 году после 39 лет работы раввином храма Акиба в Калвер-Сити, Калифорния. Он является автором “Введения в еврейский мистицизм”. Бог. Секс и каббала и редактор серии молитвенников “Тикун”, посвященных Дню Святого Валентина.

Eurasia Review

 

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать