Главная История и География Как византийцы праздновали Рождество?

Как византийцы праздновали Рождество?

через Исмаил
0 комментарий 39

В четвертом веке нашей эры римляне отказались от классического языческого пантеона в пользу христианства. Это означало замену празднеств сатурналий празднованиями Рождества. С этих ранних времен выжившая Византийская империя унаследовала и видоизменила свои собственные рождественские традиции.

Будучи первоначальным бастионом христианской ортодоксии, современная греческая культура и религиозные практики во многом обязаны Восточной Римской империи, историографически известной как Византийская империя.

К сожалению, существует нехватка источников о том, как простые византийцы отмечали рождение Христа. Однако историкам доступны рассказы о праздновании Рождества императором.

Римляне и христианство

В 313 году нашей эры император Константин издал Миланский эдикт, приняв христианство. Десятилетие спустя он стал официальной религией Римской империи.

Константин также перенес столицу империи из Рима в Византию и переименовал город в Константинополь (Κωνσταντινούπολις). Римская империя была окончательно разделена между Востоком и Западом в 395 году нашей эры после смерти Феодосия I.

Восточная Римская империя пережила своего западного собрата, который пал в пятом веке нашей эры. Примерно с этого момента многие историки называют Восточную Римскую империю Византийской империей.
Именно в Византийской империи были разработаны доктрины, эстетика и практика греческой православной веры.
Византийские рождественские праздники

Для Восточной Римской империи Пасха и Успение Пресвятой Богородицы были гораздо более значимыми событиями в христианском календаре, но византийские рождественские торжества, проводимые императорским двором, все еще были пышными мероприятиями.

Несколько свидетелей этих торжеств оставили письменные свидетельства. Одно из описаний встречается в трудах Лиутпранда Кремонского. Кремона был итальянским епископом и историком, который был послан в качестве дипломата в Константинополь в 10 веке.

Византийский император лично пригласил Кремону отпраздновать Рождество вместе с другими иностранными сановниками и императорскими придворными. В своем отчете Кремона сообщил, что рождественские торжества проходили во дворце под названием “Деканнеакубита”, что означает “Дом девятнадцати лож”.

В Decanneacubita император и его гости откинулись на кушетках, чтобы поесть в древнеримском стиле, тогда как обычно они сидели за ужином. Празднование Рождества было пышным. Кремона вспоминала, как “все подается в сосудах не из серебра, а из золота”.

Было задействовано множество кулинарных приемов. Итальянский дипломат стал свидетелем того, как “фрукты для твердой пищи подают в трех золотых чашах, которые слишком тяжелы для мужчин, чтобы их поднять, и их приносят на подносах, накрытых пурпурной тканью”.

Четверо или пятеро мужчин опускали вазы с фруктами гостям через отверстия в потолке. Каждая ваза была прикреплена к “трем веревкам, обтянутым позолоченной кожей и снабженным золотыми кольцами”.

Развлечение

Кремона также вспомнил развлечения на императорском рождественском празднике. Их, очевидно, было много, поскольку итальянский дипломат прокомментировал: “Что касается различных развлечений, которые я там видел, было бы слишком долгой задачей описывать их все”.

Однако одно зрелище настолько поразило Кремону, что он записал его. В своем отчете он описывает, как появился человек, балансирующий деревянным шестом на голове без помощи рук. Затем два маленьких мальчика выполнили гимнастические трюки на этом шесте, в то время как старший исполнитель продолжал балансировать на нем у себя на голове.

В дополнение к праздничным мероприятиям, Рождество, конечно, все еще оставалось религиозным праздником, и византийский император не был освобожден от необходимости засвидетельствовать свое почтение Богу. Молитвы совершались либо в дворцовой часовне, либо в соборе Святой Софии.

Церемония, называемая прокипсис, подробно описана византийскими писателями, такими как Джеродж Кодинос и Грегорас. Церемония прокипсиса проводилась дважды в год во время Богоявления и Рождества.

Во время церемонии в Константинополе “жители города увидели императора на возвышении, освещенном искусственным светом и приветствуемом звуками труб и других инструментов”.
Сама платформа также называлась прокипсис, и император появлялся стоящим на ней “один при всех регалиях, отрезанный в коленях балюстрадой, которая также скрывала двух коленопреклоненных мужчин, держащих свечу и меч, видимые рядом с ним”.

Greek Reporter

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать