Главная Ислам и Современность Как относятся к исламу в Греции?

Как относятся к исламу в Греции?

через Исмаил
0 комментарий 62

В 2009 году социологическая компания Public Issue впервые в Греции исследовала отношение греков к исламу, социальное восприятие концепций и символов, связанных с исламской религией, степень знаний и знакомства граждан с исламской традицией, а также существующие в обществе убеждения относительно взаимодействия ислама и Запада и отношения к исламу в Греции.
Сегодняшние результаты сравниваются с соответствующими результатами 2009 года. Важно, что исследование было проведено незадолго до финансового кризиса в Греции, и обращения в Международный валютный фонд (2010) . Это отражает совершенно иную социальную реальность, отличную от сегодняшней. Ключевые вопросы первоначального опроса повторяются в новом опросе компании, проведенном в декабре 2023 года.
За последние два десятилетия, с переломным моментом в 2016 году, наблюдался стремительный рост миграционных потоков мусульманского населения в Грецию, главным образом из стран Южной Азии и Ближнего Востока. В результате за последние 15 лет (2009-2023) общественное отношение в Греции к мусульманскому миру резко изменилось.
Греческое общественное мнение, в целом следуя общеевропейской тенденции, относится к мусульманскому миру явно более негативно или даже враждебно.

Отношение к символам, связанным с исламом

Согласно результатам опроса 2009 года, более 5 из 10 греков придерживались нейтрального отношения к традиционным понятиям и символам исламского мира, заявив, что у них «нет ни положительного, ни отрицательного впечатления» от слов, связанных с исламом, таких как: «арабы» (50%), «Коран» (52%), «Мусульмане2 (53%), «Пророк Мухаммад» (53%), «Мечеть» (54%) и «Ислам» (61%) как таковые.

Однако еще в 2009 году слова с более фундаменталистским оттенком, такие как, например, «паранджа», «хиджаб» и «джихад», вызывали “негативное впечатление” в процентах 67%, 62% и 53% соответственно. Само собой разумеется, что традиционно в странах Запада эти понятия всегда были негативно окрашены. «Хиджаб» считается пережитком патриархального, несветского общества; «паранджа» стала синонимом ущемления прав женщин, в то время как «джихад» отождествляется со “священной войной”.

Что изменилось с тех пор в том, как греческое общество относится к растущему сосуществованию с мусульманским населением? Результаты сегодняшнего исследования доказывают, что за последующие 15 лет произошли значительные идеологические изменения. Как общий образ исламской религии – само слово «Ислам» так и образ мусульманской мечети , но также и образ верующего мусульманина , отчетливо фиксирует переход от нейтральной позиции (не вызывает 2ни положительного/ни отрицательного впечатления”») к сугубо негативному отношению.
Слово «ислам» в настоящее время вызывает негативное впечатление более чем в два раза чаще – 59% по сравнению с 23% в 2009 году (+36%), слово «мусульманин» – в процентах 39% по сравнению с 26% (+13%), а слово «мечеть» – в процентах 36%, против 23% ранее (+13%).

Восприятие ислама (2009-2023)

. В 2009 году почти каждый второй грек (54%) воспринимал ислам только как религию, а не как политику. Кроме того, 8 из 10 заявили, что они «не знают учений и обычаев ислама» (77%), в то время как почти равный процент (83%) заявили, что они «никогда не контактировали с Кораном»
.
Сегодня в Греции 51% граждан, то есть процент, аналогичный тому, который был зафиксирован в опросе 2009 года, по-прежнему воспринимают ислам исключительно как религию. Однако за 15 лет, прошедших с момента предыдущего измерения, доля граждан, принимающих ислам, значительно возросла не только как чисто религиозное явление, но – в то же время – и как политический и культурный феномен.
Этот процент в Греции касается 1/3 общественного мнения (33%, по сравнению всего с 12% в 2009 году, ).

Что касается позиции греческого общественного мнения относительно отношений между исламом и Западом, следует подчеркнуть, что представление о том, что христианство находится в «конфликте» с исламом, широко распространено в греческом обществе. Это стереотипное убеждение уже было отражено в опросе 2009 года, согласно которому 67% граждан Греции, то есть 2 из 3, считали, что между христианством и исламом существует «столкновение культур».

Однако за прошедшие с тех пор 15 лет все указывает на то, что эта тенденция еще больше усилилась. Сегодня соответствующий процент значительно увеличился (обобщенный), приблизившись к 79%, т.е. теперь такого мнения придерживаются 8 из 10 граждан Греции.

Характерно, кроме того, что в 2009 году почти каждый второй респондент (55%) не исключал возможности дальнейшего конфликта между исламом и Западом в будущем.

 

Отношение в Греции к исламу: культурная «несовместимость» и страх перед исламской «опасностью»

Сравнивая результаты двух эмпирических исследований общественного мнения о существующих социальных представлениях, можно сделать вывод, что между Грецией и исламским миром существуют большие и расширяющиеся различия.
Фактически, абсолютное отчуждение большинства греческого общества от исламского мира, несмотря на численность мусульманских иммигрантов, которые хлынули в страну за последние два десятилетия – и, вероятно, из–за них – существенно не изменилось в период с 2009 по 2023 год.
В частности, для большинства граждан Греции и, в частности, для 62% респондентов сегодня (63% в 2009 году), т.е. последовательно для 6 из 10 граждан, дистанция, существующая между Грецией и исламским миром, характеризуется как «большая».
Более того, в 2009 году также наблюдалось относительно сильное противоположное отношение – 27% (более 1 из 4 респондентов) считали это расстояние “небольшим” – сегодня соответствующий процент сократился всего до 7%. Этот вывод является эмпирическим доказательством того, что культурная “несовместимость” усилилась.

Как следствие этой идеологической/культурной «дистанции», страх перед так называемой “исламской опасностью” в определенной степени усиливается. Хотя 52%, то есть 5 из 10 граждан (7 из 10 в 2009 году, 70%), считают, что Греции в настоящее время не угрожает опасность со стороны ислама, изменения, произошедшие за последние 15 лет, нельзя назвать незначительными.
Согласно недавнему опросу, процент граждан, которые признают существование «исламской опасности», увеличился с 27% в 2009 году до 39% сегодня (+12%) .

Симпатии к национальностям, традиционно исповедующим ислам

Исследование показывает отношение греческого общественного мнения (степень “симпатии”) к восьми (8) выбранным национальностям, которые связаны либо с потоками мусульманской иммиграции, которые принимает Греция, либо со странами, расположенными в ее географическом окружении.
Согласно результатам опроса, египтяне (54%), палестинцы (44%) и сирийцы (44%) являются национальностями, которые сегодня больше всего нравятся грекам. Позитивная дифференциация имиджа египтян обусловлена не только традиционно дружественными отношениями между двумя странами, но, вероятно, и недавно улучшенными дипломатическими отношениями.
Напротив, национальностями с самым низким уровнем симпатии являются пакистанцы (22%), афганцы (22%) и иранцы (30%). Промежуточное положение занимают израильтяне и турки, демонстрирующие равные симпатии – 35% (в 1/3 социальной группы).
Следовательно, мы не можем выявить колебания, которые могли иметь место с течением времени. Общий вывод, вытекающий из исследования, заключается в том, что симпатии всех исследуемых национальностей – за исключением израильтян – демонстрируют значительное снижение за 15 лет.
Греческое общественное мнение сегодня выглядит более «замкнутым» и подозрительным по отношению к иностранным государствам, с которыми оно сосуществует или располагается по соседству.

Что касается имиджа национальностей, то имидж палестинцев демонстрирует еще большее ухудшение – 27%, тенденция, которая, несомненно, представляет собой разворот по отношению к тому, что ранее характеризовало греческое общественное мнение.
Такое развитие событий является не только результатом текущей ситуации (война в Газе), но и связано с более долгосрочными процессами и тенденциями, касающимися изменения внешней политики Греции и сближения с Израилем.
Конечно, это изменение повлияло на сегодняшнее представление греческого общественного мнения об израильтянах в позитивном направлении, хотя и не изменило его – с течением времени – негативного баланса («симпатия» 35% против “неприязни” 49%).
Однако отмечается, что улучшение имиджа израильтян (+8%) также является единственным заметным положительным изменением, наблюдаемым среди исследуемых национальностей, учитывая, что симпатии к туркам остаются практически неизменными (35%, по сравнению с 34% ранее, +1%).
Значительное снижение по сравнению с 2009 годом также зафиксировано по всем другим показателям симпатии к пакистанцам -21%; афганцам -18%; сирийцам -17%; иранцам -17%; и даже к египтянам -14%. Последняя остается единственной национальностью, для которой баланс “нравится/не нравится” остается значительно положительным (+23%) в сознании греческого общественного мнения.
Различия, проявляющиеся в показателях симпатии к различным национальностям, не интерпретируются исключительно на основе религиозных убеждений. За исключением Ирана, где население страны на 90-95% состоит из мусульман-шиитов, все остальные национальности в подавляющем большинстве исповедуют ислам суннитского толка (Пакистан 97%, Палестина 93%, Египет 90%, Турция 88%, Афганистан 80%-85%).
Однако общественное мнение по отношению ко всем этим национальностям, очевидно, разное. В конце концов, хорошо известно, что конфликты между мусульманами-суннитами/шиитами также непримиримы. Национальная идентичность пересекается с религиозной, то есть фиксируется не отношение как к мусульманам, а как к представителям конкретных этносов.

Greek City Times

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать