Главная История и География Античные греки распространяли буддизм в мире

Античные греки распространяли буддизм в мире

через Исмаил
0 комментарий 31

Буддизм, религия или, по мнению некоторых, путь к постижению высшей реальности, был основан Сиддхартхой Гаутамой, человеком из Индии, также известным как «Будда». Буддизм практикуется в различных частях мира, и древние греки сыграли значительную роль в его распространении.

Будда, достигнув состояния, называемого «просветлением», оставался под деревом Бодхи, священной смоковницей, под которой, как говорят, Будда обрел такое осознание, еще в течение семи недель.
Затем он отправился в Сарнатх и произнес свою первую проповедь в Оленьем парке. Это событие вошло в историю как «Поворот колеса Дхармы» (Дхарма Чакра Правартана).

Влияние буддизма на греческую философию

 

Пиррон из Элиды, мраморная голова, раннеримская копия (2 век до н.э.). Бронзовый греческий оригинал относится к 4 веку. Археологический музей Корфу.

В своей книге «Пирронизм: как древние греки заново изобрели буддизм» (Lanham, MD: Lexington Books, 2008) ученый Адриан Кузьмински приводит правдоподобные аргументы, доказывающие, что буддизм повлиял на некоторые из центральных идей Пиррона.

Пиррон был философом, который сопровождал Александра Македонского (356-323 до н.э.) в Индию и прибыл туда около 325 года до нашей эры. Он вернулся в Грецию и основал философскую школу под названием пирронизм, на которую, вполне возможно, оказали непосредственное влияние буддийские идеи, как предполагают находки в вышеупомянутой книге.

Первым европейским буддистом был грек

Величайший буддийский царь Индии Ашока выбрал греческого монаха, также известного как Дхаммаракита, для распространения буддизма на северо-западе Индии в окрестностях Махараштры. Грек посетил Сопару, важное место паломничества в Апаранте, земле между холмами Сахьядри и морем на северо-западе Индии.
Эти районы Махараштры обрели вечное значение в «Перифусе Марис Эритраци» Птолемея и в древней индуистской, джайнской и буддийской литературе. Греческий буддийский монах Тера, посланный Третьим собором в Апарантаку, проповедовал и читал лекции семидесяти тысячам человек и обратил тридцать семь тысяч человек в новообразованную религию.

Город Джунагадх в Западной Индии на самом деле был городом ионических греков, , который они затем назвали Йонагадх или “Цитадель греков”. По фонологическим причинам со временем это стало Джунагадх. Греки были известны под этнонимом Йона на пали и Явана на санскрите, происходящим от слова Иония, потому что ионийские греки были первыми, кто вступил в контакт с индийцами.

Греческий царь Индии Менандр I Сотер

 

Двуязычная драхма Менандра
«Вопросы царя Менандра» – древняя и очень почитаемая буддистами книга, которая действительно ценится настолько высоко, что бирманцы включили ее в палийский канон. Менандр родился в Бактрии, но вырос в Ариане (долина Кабула), и в первые годы своего правления он расширил царство своего отца до долины Инда и за ее пределы — возможно, позже основав свою столицу в Сагале (современный Сиалкот).
Бактрийские греки были убежденными греками во всех отношениях. Их культура, религия и государственное устройство были заимствованы с их исторической родины на берегах Эгейского моря. Таким образом, интригует, что Менандр заинтересовался буддизмом. Монахом, обратившим Менандра, был Нагасена, ученик великого греческого буддийского монаха Дхаммаракиты.

В книге Плутарха «Правила государственного управления» упоминается, что “когда Менандр I, милостиво правивший бактрийцами, впоследствии умер в лагере, города действительно по общему согласию отметили его похороны; но, вступив в спор о его мощах, они [с большим трудом] наконец были пришли к этому соглашению… о том, что его прах будет распространен… каждый из них должен унести равную долю, и все они должны воздвигнуть ему памятники» (с. 148).

Популярность и уважение, которые приписываются Менандру в Индии, можно понять из того факта, что многие люди в Индии до сих пор называют своих детей Милиндой (что означает Менандр) в его честь.

Греки возглавляют буддийскую миссию на Шри-Ланке

В «Махавамсе», ключевом историческом тексте Шри-Ланки, написанном на языке пали, упоминается, что во время правления индо-греческого царя Менандра I Сотера Махадхаммаракхита, греческий монах, путешествовал из «Аласандры» (считается, что это Александрия на Кавказе, примерно в 150 километрах к северу сегодняшнего Кабула) с тридцатью тысячами монахов.

Целью этого путешествия была церемония посвящения Маха-Тхупы («Великой ступы») в Анурадхапуре на Шри-Ланке, и она была завершена вскоре после смерти Даттагамани Абхайи (161-137 гг. до н.э.), короля Шри-Ланки. Махавамса говорит, что Пандукабхайя (до третьего века до н.э.) выделил территорию возле западных ворот Анурадхапуры для «йоны» (греков). Это был первый визит.

Несколько столетий спустя, во времена Дутугемуну (167-131 гг. до н.э.), Йона (греки) прибыли, чтобы отпраздновать завершение строительства Махатупы. Это был второй визит. В то время Кабул находился под властью греков и, согласно Махавамсе, был истово буддистским. Говорили, что он «сиял желтыми одеждами». Мерлин Перис утверждает, что греки пришли в Анурадхапуру скорее из долины Кабул, чем из юго-восточной Индии.
Эти греки принесли бы на Шри-Ланку знания о греческой культуре из первых рук. Единственный след этого сегодня можно найти в греческих мифах, которые появляются в «Махавамсе».

Принесение буддизма в Кашмир, Гандхару и материковую Грецию

Говорят, что старший Махьянтика был послан в Кашмир, страну, расположенную в Гималаях и Гандхаре, и страну индогреков. Отсюда буддизм распространился в Китай и Восточную Азию по Шелковому пути, которые также были районами с сильным эллинским присутствием.

Хотя в Махавамсе он не идентифицируется как грек, его имя, вероятно, означает Маха, или «великий», и Антика, или “Антиохос”, распространенное греческое имя, согласно теории. Говорят, что Махаракхита был послан в страну греков. Вероятно, он также был греком из-за характера его миссии, но это неподтверждено.

Путешествие буддизма из греческого мира в Китай и Восточную Азию

Несмотря на продолжающиеся споры, первые антропоморфные изображения самого Будды часто считаются результатом греко-буддийского взаимодействия. Геркулес в львиной шкуре был божеством-покровителем Деметрия I и “служил художественной моделью для Ваджрапани, покровителя «Будды», как утверждает Фольц в книге “Религии и шелковый путь”.

 

Будда охраняемый Гераклом

Японские божества под влиянием греческого пантеона

В Японии это выражение в дальнейшем превратилось в исполненных гнева и мускулистых богов-хранителей Будды Нио, стоящих сегодня у входа во многие буддийские храмы. Согласно Кацуми Танабе, профессору Университета Тюо в Японии (в книге “Александр Македонский. Культурный контакт Восток-Запад от Греции до Японии”), помимо Ваджрапани, греческое влияние проявляется и в нескольких других богах пантеона Махаяны.
Так обстоит дело с японским богом ветра Фудзином, вдохновленным греческим Бореем, олицетворением северного ветра, через греко-буддийское Вардо, или божеством-матерью Харити, вдохновленным Тихо (греческим божеством удачи и процветания).

Кушаны сменили индогреческих правителей Бактрии и были сильно эллинизированы. Они использовали греческий язык и письменность и ассимилировали нескольких греческих богов и богинь в своем пантеоне. Кушанские монахи, такие как Локаксема (ок. 178 г. н.э.), отправились в китайскую столицу Лоян, где они стали первыми переводчиками буддийских писаний Махаяны на китайский язык.

Два сводных брата из Гандхары, Асанга и Васубандху, в четвертом веке создали йогачару, или школу буддизма Махаяны “только для ума”, которая благодаря одному из своих основных текстов, Ланкаватара-сутре, стала основополагающим блоком Махаяны и, в частности, философии дзен.

Греко-буддийское искусство

Сэр Эдвин Арнольд назвал Будду «Светом Азии», и, если задаться вопросом, кто сыграл важную роль в распространении послания Будды по миру, несомненно, индогреки были бы одними из величайших его распространителей.
Искусство Гандхары развилось в результате греко-буддийского взаимодействия и, согласно теории, подарило миру первую антропоморфную статую Будды. Говорят, что “Сидящий Будда из Гандхары” – это ранняя сохранившаяся статуя Будды, обнаруженная на месте Джамал Гархи в древней Гандхаре на территории современного Пакистана.
Эта статуя датируется вторым или третьим веком нашей эры во времена Кушанской империи. Статуи Будды в Бамиане, которые были разрушены афганскими талибами, были примером искусства в стиле гандхара, также называемого греко-буддийским искусством. В нем проявилось влияние эллинистических стилей классической греческой скульптуры.
Статуи были изображены одетыми в эллинские туники, что является отголоском вклада Александра Македонского в смешение народов Центральной Азии почти тысячелетием ранее. От Ваджрапани, которого индогреки называли Гераклом, охраняющего Будду Шакьямуни, до других подобных статуй, созданных под влиянием греческого искусства, материальные остатки греческого буддизма все еще можно найти в музеях по всему миру.

Greek Reporter

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать