Главная История и География Замечательные женщины Византийской империи

Замечательные женщины Византийской империи

через Исмаил
0 комментарий 32

 

В течение 1100 лет (330-1453), которые существовала  Византийская империя, общества внутри ее границ менялись и эволюционировали, а новые религии процветали. Раскол разделил христианский мир, в то время как развивалось влияние соседних народов, менялось население, велись бесчисленные войны и создавались новые изобретения.

Естественно, положение женщин в те одиннадцать столетий постепенно менялось вместе с общими изменениями в византийском обществе. Однако найти общие элементы между константинопольским обществом и обществом египетского или персидского городка – непростая задача.

Еще одна большая трудность в оценке положения женщин в Византии – это та, которая характерна для всех древних обществ. Источниками информации являются почти исключительно мужчины, а также их мужская точка зрения и предубеждения.

Несмотря на эти трудности, греческое образование и христианство были объединяющими стандартами, которые применялись на большей части территории Византии и способствовали тому, что византийские женщины занимали лучшее положение в обществе по сравнению с другими культурами. Это также было причиной того, что византийская история была отмечена ролями некоторых исключительных женщин.

Положение византийских женщин в обществе, как и в случае с мужчинами, зависело от их социального ранга. Как и ожидалось, женщины из высшего сословия обладали большим количеством привилегий и играли более активную роль в обществе. Однако они были отстранены от государственных должностей.

Несмотря на то, что основная роль женщин-аристократок заключалась в ведении всех домашних дел и воспитании детей, они могли владеть собственностью, что было важной привилегией в первые века нашей эры. Что еще более важно, женщины не были полностью подчинены воле мужчин.

Вступление в брак с благословения Церкви было обязательным для женщин, и замужние женщины наслаждались лучшим качеством жизни. В Византии самой важной ролью женщины была роль матери.

Тем не менее, ожидалось, что женщины должны были предоставить приданое, чтобы быть желанными для вступления в брак. В то же время жених делал пожертвование на свадьбу, и эти два фактора в совокупности формировали финансовую основу нового домохозяйства.

Как правило, женщины считались готовыми к вступлению в брак к двенадцати годам, в то время как мужчины – к четырнадцати. После вступления в брак основным стремлением византийской семьи было создание потомства. Следовательно, бездетные женщины подвергались презрению и, часто, изоляции.

Женщины из среднего класса и низших сословий были “королевами домашнего хозяйства”. В своем доме они обладали автономией и заботились, среди прочего, о приготовлении пищи, уборке, вязании, пошиве одежды, измельчении пшеницы и замешивании теста для хлеба. На них также лежала ответственность за воспитание детей, обучение дочерей и изучение Священных Писаний.

По словам английского историка Джудит Херрин, “Исследования грамотности, основанные на более поздних документах, позволяют предположить, что умение читать, если не писать, было более распространено среди женщин в Византии, чем в средневековой Европе”.

 

Вне дома женщины ходили за покупками на рынки, навещали родственников, ходили в общественные бани, посещали церковь и участвовали в фестивалях. Тем не менее, большинство мероприятий проводилось отдельно от мужчин.

Более того, многие женщины, не принадлежащие к высшему классу, работали, как и мужчины, в сельском хозяйстве, различных отраслях обрабатывающей промышленности и сфере общественного питания. Наименее уважаемыми профессиями для византийских женщин были, как и везде, проституция и театр.

Влиятельные византийские женщины

За долгую историю Византийской империи было несколько женщин, которые, безусловно, выделялись и вошли в историю. Первой была, возможно, Елена (р. 250 г. н.э.), мать Константина I, которая отправилась в паломничество в Иерусалим, где построила церковь Рождества Христова в Вифлееме и пожертвовала деньги бедным. Согласно легенде, Елена обнаружила Истинный Крест во время своих путешествий и привезла его обратно в Константинополь.

Ипатия Александрийская (ок. 370-415) была женщиной-философом, ученым и математиком, преподававшей в знаменитом Александрийском университете. В то время ее прогрессивные взгляды считались языческими, и группа сторонников христианства зарезала ее гусиными ручками.

Однако самой известной и могущественной из всех была императрица Феодора (527-548 гг.), жена Юстиниана I. Она начинала как актриса на Ипподроме Константинополя, но вскоре пришла к власти. Ее самым значительным вкладом в качестве жены императора было то, что она убедила Юстиниана подавить восстание Ника в 532 году, тем самым спасая его правление.

Феодора также была объектом одного из самых знаменитых произведений искусства византийских женщин – мозаик церкви Сан-Витале в Равенне, Италия. Императрица изображена с большим нимбом, множеством драгоценностей и в тирской пурпурной мантии. Это яркий образец византийского искусства, но также служит культовым образом Византии.

Императрица оказывала большое влияние на Юстиниана и участвовала в государственных советах, что в то время было запрещено женщинам. В отличие от Юстиниана, который считался набожным ортодоксом, Феодора придерживалась монофизитских взглядов, веря, что Иисус был только божеством, а не человеком. Она стала покровительницей церковников-монофизитов.

Византийские императрицы и поэтессы

Другой важной императрицей была Ирина Афинская, жена Льва IV (775-780 гг.). После его смерти она взяла на себя роль регента при Константине VI, своем сыне, с 780 по 790 год. Она была единственной женщиной-византийским правителем, принявшей мужской титул императора или басилевса. С 797 по 802 год она правила как самостоятельный император и была первой женщиной такого высокого статуса в истории Византии.

Однако правление Ирины было полно интриг и преступлений, самым сомнительным из которых было то, что она ослепила собственного сына, который умер от полученных ран несколько дней спустя. Это было сделано в попытке сохранить власть на троне. Она была настолько тщеславна, что была единственной византийской правительницей, которая когда-либо изображала свое лицо на обеих сторонах своих золотых монет.

Кассиани или Кассия была женщиной исключительной красоты, которая участвовала в смотре невест для императора Феофила (829-842 гг.). Однако она не была выбрана. После этого она удалилась в монастырь. Там она проявила себя как талантливый музыкант, гимнограф и поэт. Она написала пятьдесят дошедших до нас гимнов, многие из которых до сих пор используются в богослужениях православной церкви

Зоя Порфирородная была второй дочерью императора Константина VIII, брата и преемника Василия II. В 1028 году Зоя вышла замуж за Романа III, дворянина, выбранного ее отцом в качестве своего наследника. Романос был намного старше Зои и не уделял ей особого внимания, и его единственным политическим актом было заключение ее сестры Феодоры в монастырь Петрион.

Заброшенная Зоя влюбилась в молодого придворного Михаила, брата хитрого евнуха Иоанна Орфанотрофа. Увидев возможность, Иоанн убедил своего брата стать любовником императрицы. Зоя не скрывала этого романа и хвасталась, что могла бы сделать Михаила императором, что она и сделала. Михаил IV Пафлагонянин правил с 1034 года до своей смерти в 1041 году.

В том году Зоя была обвинена в убийстве своего первого мужа, Романа III, и была сослана в монастырь только для того, чтобы год спустя вернуться на трон и выйти замуж за Константина IX, сделав его императором до 1055 года. В общем, у Зои была бурная жизнь византийки, вышедшей замуж за трех императоров.

Анна Комнина, дочь императора Алексея I Комнина, была хорошо образованной, динамичной византийской женщиной, изучавшей греческую литературу и историю, медицину, философию, теологию и математику. Когда ее отец умер в 1118 году, она попыталась узурпировать трон у своего брата Иоанна II Комнина, но потерпела неудачу. Это привело к ее изгнанию в монастырь, где она написала “Алексиаду”, историю правления своего отца и одно из самых интересных произведений византийской литературы.

Фото-классическая византийская мозаика, изображающая императрицу Феодору

По материалам СМИ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать