Взглянув на иллюстрацию к этой статье, читатель сразу скажет, что перед нами изображение Пресвятой Богородицы.И в визуальной оценке будет прав, если не знать, что фреска датируется 4 в. до Рождества Христова
Могла ли эта древнегреческая Фреска послужить источником вдохновения для позднейших изображений Девы Марии?
Находка в Эйгае, Греция, вызвала интерес как среди искусствоведов, так и среди теологов. Это была фреска 4-го века до нашей эры, известная как «Мадонна из Эгаи». Это древнегреческое изображение имеет поразительное сходство с традиционными изображениями Девы Марии, к которым мы все привыкли.
Вот почему оно поднимает вопросы о происхождении и эволюции собственно марианской иконографии. Может ли это быть давно утраченным источником вдохновения для образа Девы Марии?
Мадонна из Эйгаи – замечательная фреска, датируемая 4 веком до нашей эры. Он был обнаружен в древнем городе Эйгай, столице Древней Македонии, расположенной в современной Центральной Македонии, Греция.
Это потрясающее произведение искусства, возраст которого оценивается более чем в 2300 лет, было найдено в небольшой комнате, вероятно, когда-то входившей в более обширный комплекс королевских зданий. На фреске изображена женщина в вуали. Некоторые утверждают, что она держит на руках младенца, но это, к сожалению, неясно. Одежда женщины изображена темно-синей.
Композиция фрески и позы фигур имеют поразительное сходство с более поздними изображениями Девы Марии и младенца Иисуса. Как и ожидалось, открытие этого древнего шедевра в Эйгае вызвало значительный интерес как среди ученых, так и среди любителей искусства. Поразительное сходство побудило к дальнейшему исследованию его потенциальной роли в формировании иконографии одной из самых почитаемых фигур в христианском искусстве.
Сходство между “Мадонной из Эйгаи” и Девой Марией
Поза и одеяние фигуры, особенно вуаль и то, как она, возможно, держала младенца, напоминают культовые образы Мадонны с младенцем. Однако следует отметить, что светский характер греческого искусства этого периода добавляет таинственности предполагаемому сюжету и значению фрески.
Особая поза, когда голова женщины слегка склонена, а руки находятся в таком положении, как будто она нежно держит младенца, ясно показывает заботу и материнскую любовь, которые очень часто ассоциируются с Девой Марией.
Вуаль, которую она носит, является символом чистоты и скромности. Это распространенный атрибут в изображениях Девы Марии на протяжении веков христианства. В общей композиции также присутствует фигура, которая, возможно, прижимала ребенка к сердцу. Это напоминает о бесчисленных произведениях искусства, изображающих Марию и младенца Иисуса.
“МАДОННА ИЗ ЭГАИ” (4 ВЕК ДО Н.Э.): ФРЕСКА ИЗ ЦАРСКОЙ МАКЕДОНСКОЙ ГРОБНИЦЫ В ЭГАИ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ МАКЕДОНИЯ, ГРЕЦИЯ. ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОРАЖАЕТ В ЭТОЙ КАРТИНЕ, ТАК ЭТО СХОДСТВО ЭТОЙ ФИГУРЫ С ТИПОМ ДЕВЫ МАРИИ, КОТОРЫЙ ИЗОБРАЖЕН НА КАРТИНАХ В ВИЗАНТИЙСКОМ СТИЛЕ. фильм.TWITTER.COM/IQUNSNHS9A
— ДИМОСФЕНИС ВАСИЛУДИС 🇬🇷 (@DIMOSTHENISVAS) 12 сентября 2020 г.
Влияние языческих богинь на иконографию Марии
Развитие образа Девы Марии в раннехристианском искусстве – увлекательная история. Она охватывает столетия и культуры и с течением времени претерпела многочисленные художественные стилизации. От самых ранних изображений в римских катакомбах до строгих икон византийской эпохи изображение Мадонны претерпело замечательную эволюцию.
Ученые и искусствоведы давно упоминали о влиянии языческих богинь, таких как Исида, на раннюю иконографию Девы Марии ранними христианами. Эти дохристианские божества часто изображались как заботливые матери. Возможно, это послужило основополагающим визуальным вдохновением для изображения Марии в последующей христианской традиции.
Поскольку христианство распространилось по всему греко-римскому миру в первые века нашей эры, художники, возможно, черпали вдохновение из богатого художественного наследия этих культур.
Фрески, подобные «Мадонне из Эйгаи”, с их поразительным сходством с более поздней иконографией Марии, вызывают интригующие вопросы. Эксперты и любители искусства в равной степени задаются вопросом о роли классического искусства в формировании более поздних религиозных артефактов.
Однако, учитывая возраст этих работ (за столетия до рождения Иисуса) и отсутствие четкого религиозного контекста, эта гипотеза становится еще более интригующей.
Альтернативные интерпретации и необходимость дальнейших исследований
Альтернативные интерпретации «Мадонны из Эйгаи» и подобных фресок со всего Средиземноморья и за его пределами предполагают, что они могут представлять общую материнскую фигуру или богиню из греческого пантеона.
Определенно необходимы дальнейшие исследования и археологические свидетельства, чтобы пролить свет на истинную идентичность и значение этих загадочных произведений и их связь с более поздними христианскими художественными практиками.
Вечная привлекательность Девы Марии в искусстве и культуре
Несмотря на неопределенность, вневременное влияние и адаптируемость образа Девы Марии в разных культурах является доказательством его красоты и ценности для миллионов христиан.
«Мадонна из Эйгаи», хотя и не связана окончательно с иконографией Марии, открывает множество многообещающих возможностей. Поскольку человечество продолжает исследовать сложные отношения искусства, религии и культурные связи между народами и цивилизациями, нам напоминают о вечной привлекательности Девы Марии как личности.
Фото Греческая фреска 4 века до н.э., имеющая поразительное сходство с традиционными изображениями Девы Марии, была обнаружена в Эгае, Греция. Изображение: Икона Девы Марии.