Главная Экономика и бизнес «Транскаспийский маршрут» меняет характер торговли между Европой и Центральной Азией

«Транскаспийский маршрут» меняет характер торговли между Европой и Центральной Азией

через Исмаил
0 комментарий 30

Азербайджан и Казахстан интенсивно работают над сегментом Среднего коридора с середины-конца 2010-х годов
ЕС и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) признали стратегический потенциал Транскаспийского международного торгового маршрута (ТМТМ) для революционизирования евразийской торговли. В частности, они определили «Центральную Транскаспийскую сеть» (CTCN), проходящую через Южный Казахстан, как наиболее устойчивый из трех вариантов контейнерного транзита для соединения Центральной Азии и Европы.


Иногда предполагается, что ТМТМ является частью китайской инициативы «Один пояс, один путь» (BRI), просто потому, что она проходит из Азии в Европу. Однако это не так.

Геополитический вес TITR заключается в том факте, что он обеспечивает жизнеспособную альтернативу «Одному поясу-одному пути», сосредоточившись на “Срединном коридоре”. Этот коридор, который включает в себя транскаспийский сегмент, проходит в обход северного маршрута китайского проекта, проходящего через через Россию и его южного «морского» маршрута.

Азербайджан и Казахстан интенсивно работают над сегментом Среднего коридора ТМТМ с середины-конца 2010-х годов.

CTCN, недавно определенный Европейским союзом и ЕБРР, по сути, является подробной спецификацией сегмента TITR в Центральной Азии. «Средний коридор» – это отрезок маршрута, который тянется через Каспийское море из Казахстана в Азербайджан, а оттуда через Грузию (и Армению, если там будет восстановлен мир) в Турцию.
В июне ЕС и ЕБРР представили подробное совместное исследование CTCN и связанных с ним проектов в Алматы, прогнозируя семикратное увеличение объемов транзита к 2040 году. В исследовании предлагается целый ряд мер содействия, от оцифровки транспортных документов до укрепления государственно-частного партнерства и либерализации рынков.

В нем также излагаются ключевые действия по интеграции CTCN с Трансъевропейской транспортной сетью ЕС.
В отличие от последовательного внимания ЕС к участию Центральной Азии в CTCN, Брюсселю не хватает аналогичного внимания к участию стран Южного Кавказа. Здесь предложение, недавно сделанное Европейским комитетом регионов (CoR) о более гибком подходе к странам Восточного партнерства (ВП), могло бы стать дополнительным стимулом к реализации этого проекта.
CoR предлагает налаживать более тесные связи с местными и региональными властями в регионе. Реализация этой идеи таит в себе потенциал для повышения потенциала и прозрачности местных органов власти. TITR предоставляет идеальную возможность для такой стратегии.
Это связано с тем, что участие ЕБРР, в частности, дает зеленый свет международным финансовым институтам внести свой вклад в развитие коридора. Его работа определяет конкретные потребности в инвестициях в инфраструктуру по всей Центральной Азии. К ним относятся такие проекты, как расширение железных дорог и модернизация портовых мощностей. По сути, документ представляет собой предварительное технико-экономическое обоснование каждого проекта.

Роль Азербайджана

В настоящее время, в этом контексте, Азербайджан является движущей силой, которая развивает торговые и инвестиционные связи для расширения CTCN на Южный Кавказ и на запад, в Европу. Компания завершила значительные работы по развитию паромной, портовой и другой транспортной инфраструктуры. Нефть из Казахстана может поставляться по трубопроводам Азербайджана.

В то же время Азербайджан ведет переговоры о подключении к высокоскоростному Интернету и проектах в области энергетики, транспорта и сельского хозяйства с Узбекистаном, а также обсуждает энергетическое сотрудничество и модернизацию инфраструктуры с Туркменистаном. При поддержке ЕС и ЕБРР, а также при активном подходе таких стран, как Азербайджан, CTCN обладает потенциалом революционизировать торговый ландшафт региона.
TITR, внедренный в Центральной Азии в качестве CTCN, предлагает жизнеспособную альтернативу существующим торговым маршрутам. Это способствовало бы динамичному экономическому росту и долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству.

Реализация CTCN как преобразующего проекта, не только ускоряющего и оптимизирующего торговлю, но и предоставляющего возможности роста и инноваций странам-участницам, требует серьезного обдумывания того, как распространить его на Южный Кавказ через Средний коридор.
Предыдущие попытки улучшить транспортные связи в Евразии, такие как программа транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), созданная в 1993 году, имели свои ограничения. Действительно, ТРАСЕКА приняла участие во Втором Экономическом форуме ЕС-Центральная Азия, состоявшемся за неделю до конференции ЕС-ЕБРР в Алматы в мае.

Однако ТРАСЕКА никогда не была сосредоточена на всеобъемлющей, интегрированной программе, подобной TITR, CTCN или Среднему коридору. Реализация ТРАСЕКА после того, как энтузиазм Запада в 1990-х и начале 2000-х годов угас, особенно по мере развития менее дорогих транспортных маршрутов между Европой и Азией.
Тем не менее, мнение CoR, как упоминалось выше, предполагает, что, возможно, сейчас настало время для ЕС более активно участвовать в поддержке евразийских связей, включая Средний коридор, хотя и на другой основе.
Поэтому, возможно, было бы уместно рассмотреть вопрос о создании нового постоянного органа для этой цели, который мог бы играть роль, аналогичную той, которую сыграл бакинский проект Южного газового коридора, в настоящее время жизненно важный для европейской энергетической безопасности.

Trans-Caspian route reshaping Europe-Central Asia trade

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать