Главная Экономика и бизнес Перспективы Туркменистана как транспортного хаба Евразии

Перспективы Туркменистана как транспортного хаба Евразии

через Исмаил
0 комментарий 45

 

В мае 2023 года президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов объявил о готовности страны запустить международный транзитный коридор в Иран, Ирак и Турцию в рамках крупного международного транспортного коридора Восток-Запад (МТК). По словам туркменского лидера, Туркменистан, благодаря своему выгодному географическому положению, превращается в один из узлов, где пересекаются региональные транспортные маршруты. Преимущества страны включают доступ к морю, улучшенную железную дорогу и другую специализированную инфраструктуру, активную политику по привлечению инвестиций.

Фон

После распада Советского Союза на карте Евразии появились новые игроки, которых западные страны активно вовлекали в свои транспортно-логистические проекты в обход России. Центральная Азия и Южный Кавказ были привлечены в качестве потенциальных участников различных логистических проектов в сфере поставок энергоносителей в Европу, в то время как Европейский союз, в свою очередь, прорабатывал вопросы расширения экономических связей с государствами этих регионов, также без участия России. Например, одним из крупных транспортно-логистических проектов был проект ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия), ориентированный на торговые маршруты Черного, Кавказского и Каспийского морей при транспортировке товаров из Европы в Центральную Азию и на Кавказ. Проект мультимодального Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) был выдвинут для доставки грузов из Китая в Европу через Казахстан, Каспийское море и Южный Кавказ в обход России.

США, в свою очередь, продвигали идею Нового Шелкового пути как современной версии древнего торгового пути. В геополитических реалиях 1990-х и начала 2000-х годов диверсификация транспортных потоков была признана необходимым шагом для укрепления политического суверенитета новых государств посредством экономических проектов, снижающих их зависимость от России.

Тем временем западные страны одновременно разрабатывали транспортные маршруты через Россию, принимая во внимание хорошо развитую инфраструктуру и намерение вовлечь страну в орбиту своих экономических проектов и интересов. Таким образом, они рассматривали возможность подключения из Европы к Транссибирской магистрали, а также к Ирану через Каспийское море.

В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин объявил о крупной транспортной инициативе, известной как «Пояс и путь»». Было предусмотрено несколько маршрутов доставки грузов из Китая на Запад, как морским путем, включая инфраструктуру Северного морского пути, так и автомобильным и железнодорожным транспортом. Центральная Азия и Южный Кавказ, расположение которых кажется китайскому руководству выгодным, также входят в число приоритетных транзитных маршрутов.

Учитывая активизацию проектов в области международной логистики, в которых не всегда участвовала Россия, стремясь в большинстве случаев обойти ее, российское руководство также включилось в гонку международных транспортных коридоров (МТК), и в 2000 году между Москвой, Тегераном и Нью-Дели было подписано межправительственное соглашение о создании транспортного коридора Север-Юг транспортный коридор. В планах предусматривалось, что этот маршрут пройдет в обход морских путей, что, во-первых, снизит стоимость перевозки грузов по железной дороге, а во-вторых, сократит сроки доставки.

Если до недавнего времени традиционные транспортные коридоры по-прежнему были наиболее привлекательным вариантом, прежде всего, из-за отлаженной инфраструктуры, то ситуация кардинально изменилась после того, как Россия начала свою специальную военную операцию на Украине.

Геополитическая напряженность, вызванная военными действиями и санкционным давлением со стороны Запада, привела к ослаблению, а в некоторых случаях и к разрыву десятилетиями существовавших транспортных и логистических связей между Востоком и Западом, где Россия играла более чем значительную роль благодаря своему выгодному географическому положению. Попытки европейских стран ввести таможенные ограничения на границе с Беларусью также привели к негативным последствиям.

На этом фоне транзитные страны Евразии, которые ранее использовали российский коридор в качестве оптимального маршрута на мировые рынки, теперь вынуждены искать альтернативные пути торговли с Западом. Это приводит к активизации контактов между транзитными странами в рамках уже существующих проектов, таких как ТРАСЕКА и ТМТМ.

Туркменистан и его роль в современных проектах

Туркменистан становится одним из заметных игроков в транспортно-логистическом секторе. К концу 2023 года страна планирует полностью присоединиться к проекту ТРАСЕКА, и ее контакты с существующими участниками TMTM – Азербайджаном и Турцией – активизировались. В 2022 году в Ашхабаде состоялся первый трехсторонний саммит с участием глав Туркменистана, Азербайджана и Турции. Там, среди прочего, обсуждались перспективы торгово-экономического сотрудничества между тремя странами. Кроме того, сейчас ведутся переговоры о подключении Туркменистана к проекту «Север-Юг» с пунктом въезда в Россию через Казахстан. Тем более что в Туркменистане имеется соответствующая автомобильная и железнодорожная инфраструктура – в частности, железная дорога Жанаозен-Берекет.

В 2022 году «Российские железные дороги Логистика» и Транспортно-логистический центр Туркменистана договорились о сотрудничестве в области международных и транзитных грузоперевозок. Согласно подписанному меморандуму, стороны обязались содействовать ускоренному прохождению контейнерных поездов по коридору Север-Юг через Казахстан и Туркменистан далее в Иран и Индию. Во время своего визита в Ашхабад в январе 2023 года Премьер-министр России Михаил Мишустин отметил, что одной из задач, стоящих перед правительствами двух стран, является полномасштабный запуск восточного маршрута в рамках коридора Север-Юг, а также наращивание взаимного товарооборота и привлечение туркменского бизнеса в пустующие ниши в России, освободившейся после исхода западных компаний.

Амбициозный проект Туркменистана по созданию транспортного коридора в Турцию через Иран и Ирак логически вписывается в выбранную национальным руководством стратегию участия в международных логистических проектах. Это должно стать частью более амбициозного проекта «Восток-Запад» по доставке китайских грузов в Европу. Необходимо развивать южное “ответвление” через Ближний Восток. Инициатива г-на Бердымухамедова включить Иран и Ирак в проект «Восток-Запад» с Турцией может быть объяснена несколькими причинами.

Первое – это нормализация отношений между Туркменистаном и Ираном. В 2016 году их отношения были разорваны после громкого скандала, вызванного неуплатой Ираном своего долга за природный газ, поставляемый Туркменистаном. Однако сейчас отношения поднялись на новый уровень, и важность иранского направления для туркменской внешней политики была подчеркнута во время второго официального визита Бердымухамедова в Иран. Туркменистан сталкивается с острой проблемой поставок продовольствия, и именно Иран удовлетворяет значительную часть потребностей страны в сельскохозяйственной продукции. Согласно официальным данным, объемы торговли неэнергетическими товарами между Туркменистаном и Ираном продолжают расти.

Иран, со своей стороны, также заинтересован в поддержании конструктивных отношений со своим соседом, учитывая, что две страны имеют самую протяженную сухопутную границу и выход к Каспийскому морю. Кроме того, Туркменистан является ближайшим сухопутным пунктом въезда Ирана в Центральную Азию, Россию и Китай. Туркменистан подчеркивает свой нейтралитет, не вступая ни в какие международные объединения и стараясь не принимать чью-либо сторону в региональных конфликтах.
В энергетическом секторе Туркменистан и Иран участвуют в своповых поставках туркменского природного газа в Азербайджан, и, судя по растущему спросу на «нерусский» газ в Европе, поставки туркменского газа из Азербайджана в рамках своповых операций с Ираном будут продолжать расти. Развитие этого маршрута стимулировало бы торговлю в Центральной Азии, развивало бы деловое сотрудничество и решало бы одну из ключевых проблем в регионе, а именно ускоряющийся демографический рост на фоне серьезных экономических проблем и нехватки рабочих мест.

Между тем, южный маршрут коридора Восток-Запад имеет свои существенные ограничения. Маршрут из Ирака в Турцию, анонсированный Бердымухамедовым, предположительно пройдет через территорию, густо населенную курдами, где очень сложно гарантировать безопасность и надежность грузоперевозок. Этот фактор значительно удорожает проект, так как не гарантирует высокую скорость транспортировки грузов через границу.

В январе 2023 года Ирак разместил более 6000 военнослужащих своего министерства внутренних дел вдоль иранской и турецкой границ. Очевидно, что в этих сложных условиях трудно успешно реализовать любой транспортно-логистический проект. Более того, рельеф местности в районе турецко-иракской границы не позволяет строить высокоскоростные магистрали, что является еще одним важным фактором выбора перевозчиками маршрутов грузоперевозок в условиях жесткой конкуренции.

Изначально проект “Восток-Запад” не предполагал включения в него ни России, ни Ирана. Фактически, это главная причина, по которой он может не получить достаточного финансирования от крупных инвесторов, в то время как туркменскому руководству, по-видимому, крайне важно привлечь международное внимание к этому транспортному коридору. Соответственно, с точки зрения интересов России этот проект может быть привлекательным только в том случае, если в нем будет задействована российская сторона.

Modern Diplomacy

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать