Главная История и География Иран и Азербайджан начинают строительство дороги в Нахчыван

Иран и Азербайджан начинают строительство дороги в Нахчыван

через Исмаил
0 комментарий 60

Началось строительство дороги из Азербайджана в его эксклав Нахчыван через территорию Ирана. Эта дорога, вероятно, заменит ранее планируемый проект «Зангезурский коридор», который проходи бы из Азербайджана в Нахчыван через южную армянскую провинцию Сюник (азерб-Зангезур).

В пункте 9 Трехсторонней декларации от ноября 2020 года о прекращении военных действий во время Второй Карабахской войны Армения взяла на себя обязательство построить такую дорогу.

В этой декларации указано обязательство Армении «разблокировать» и «гарантировать безопасность транспортных сообщений», а также «организовать беспрепятственное передвижение людей, транспортных средств и грузов в обоих направлениях” между “западными регионами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой».

Однако официальный Ереван постоянно откладывал и в конечном итоге отменил трехсторонние межведомственные встречи (Россия была третьей стороной-посредником), на которых планировалось и осуществлялось строительство автомобильного и железнодорожного сообщения.

Время от времени проводились встречи, урывками, в том числе даже в этом году, но этот проект – хотя он все еще может быть в конечном итоге реализован в каком–то неопределенном будущем – теперь был вытеснен событиями.
Стоит отметить, что, несмотря на утверждения о том, что Азербайджан стремился сделать эту дорогу экстерриториальной или даже частью самого Азербайджана, это просто не так. Трехсторонняя декларация поставила эту дорогу параллельно Лачинской дороге внутри Азербайджана, которая не является ни экстерриториальной для Азербайджана, ни частью Армении.

Действительно, согласно Трехсторонней декларации, Пограничная служба ФСБ России будет обеспечивать безопасность Зангезурского коридора точно так же, как сейчас она обеспечивает безопасность почти всех границ Армении с Азербайджаном.

Значение строительства новой дороги

Строительство дороги из Азербайджана в его эксклав Нахчыван через территорию Ирана потенциально знаменует собой значительный сдвиг в региональной динамике.

6 октября заместитель премьер-министра Азербайджана Шахин Мустафаев и министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш приняли участие в церемонии закладки фундамента для строительства автомобильного моста с таможенной и пограничной инфраструктурой в Агбанде, расположенном в Зангиланском районе Азербайджана.

Мост будет перекинут через реку Араз и соединит иранскую провинцию Восточный Азербайджан. Также предусматривается строительство моста для железнодорожного сообщения и железнодорожных переездов.
Меморандум о взаимопонимании по строительству новой дороги был подписан в марте 2022 года. Однако этот дипломатический прогресс был остановлен в конце января этого года, когда иранский гражданин совершил смертельное нападение на посольство Азербайджана в Тегеране.

Последствия были незамедлительными: Азербайджан закрыл свое посольство, и двусторонние отношения, которые всегда были сложными по запутанным историческим причинам, достигли самой низкой точки за последние 30 лет.
Азербайджан потребовал судебного разбирательства в отношении преступника. Через два дня после осуждения нападавшего и вынесения ему смертного приговора в начале октября специальный помощник президента Азербайджана Халаф Халафов встретился в Тегеране с министром иностранных дел Ирана Хоссейном Амир-Абдоллахианом.

Мало того, что посольство Азербайджана будет вновь открыто, но, более того, Амир-Абдоллахиан заявил, что Иран «полон решимости расширять отношения» с Азербайджаном “во всех областях».

Внутриэлитные конфликты внутри иранского руководства непрозрачны, но можно предположить, что нападение могло быть мотивировано группировками, выступающими против строительства дороги по своим собственным особым причинам. В результате эти фракции, похоже, проиграли эту политическую битву.

Статус и историческое значение Нахчывана

Нахчыван имеет статус Автономной Республики в составе Азербайджанской Республики. Аналогичный статус он имел и в Советском Азербайджане.

Московский мирный договор, заключенный в марте 1921 года между Советской Россией (СССР был создан только в 1922 году) и Турецкой Республикой, подтвердил статус Нахчывани как части Азербайджана и предоставил Турции короткую границу с ним. Этот статус был подтвержден семь месяцев спустя Карсским мирным договором, в котором Турция (и Россия) были названы гарантами статуса Нахчывана как автономной республики в составе Азербайджана.

Поэтому было символично, когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 17 сентября отправился на встречу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в город Нахчыван, где он публично приветствовал возможное участие Ирана в строительстве дороги в Нахчыван из основной части собственно Азербайджана.

Поводом для встречи стала церемония закладки фундамента для строительства давно запланированного газопровода из турецкого города Игдир, чтобы положить конец зависимости эксклава от импорта газа из Ирана.

Текущая потребность в газе оценивается в 500 миллионов кубометров в год, в то время как мощность трубопровода запланирована на уровне 730 миллионов кубометров в год, которая впоследствии может быть удвоена при наличии достаточного спроса. Это положение говорит о том, что Баку предвидит динамичное экономическое развитие Нахчывана и возможное увеличение там численности населения.

В 1987 и 1988 годах – еще до того, как армянские вооруженные силы начали боевые действия в советской Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) – в Сюникской области Армении проживало до 180 000 азербайджанцев. Они подверглись этнической чистке и превратились в беженцев в Азербайджане.

Примечательно, что эта часто не упоминаемая этническая чистка имела место до одностороннего провозглашения независимости НКАО позднее в 1988 году.

Сегодня многие азербайджанцы, насильственно изгнанные из южной Армении, все еще живы. Азербайджан, с его исторической памятью, утверждает, что возвращение армян в Карабах должно сопровождаться возвращением азербайджанцев на земли их предков в Южной Армении. Такой шаг, утверждает Азербайджан, был бы не только жестом справедливости, но и пошел бы на пользу Армении.

Предлагаемая дорога по Зангезурскому коридору могла бы стать катализатором экономического развития, трансформируя экономическую социологию региона. Это могло бы способствовать формированию среднего класса за пределами Еревана, что потенциально принесло бы пользу премьер-министру Николу Пашиняну.
Однако реализация этого видения на данный момент кажется неопределенной, хотя двусторонние переговоры по мирному договору между Арменией и Азербайджаном могли бы привести к новому пониманию в этом отношении.
Автор- Роберт Катлер

Фото: Граница по реке Араз. Слева-Иран, справа-Азербайджан

Asia Times

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать