Главная Экономика и бизнес Энергетическая дипломатия: Южный газовый коридор (ЮГК) 

Энергетическая дипломатия: Южный газовый коридор (ЮГК) 

через Исмаил
0 комментарий 35

 

Роль нефтегазовых компаний в глобальном энергопереходе:

Изменение климата превратилось из далекой проблемы в неминуемый кризис, требующий немедленных действий во всех секторах общества. На переднем крае этой глобальной проблемы находятся нефтегазовые компании, давние столпы мирового энергетического ландшафта. Являясь основными источниками выбросов парниковых газов, эти компании оказывают значительное влияние на формирование курса изменения климата и несут значительную ответственность за смягчение его последствий. Безотлагательность перемен подчеркивается экзистенциальной угрозой, которую представляют для нефтегазовых компаний в условиях стремительной глобальной трансформации энергетики. Согласно отчету Атлантического совета, в S&P 500 энергетический сектор пережил резкое снижение на 48 процентов за последние 10 лет (Krauskopf, 2019).

Национальные нефтяные компании (ННК), в частности, становятся ключевыми игроками в этом ландшафте. Эти компании, полностью или мажоритарно принадлежащие национальным правительствам, обладают значительным влиянием, на их долю приходится половина мировой добычи нефти и значительная доля мировых запасов нефти (Belle and Mulhovo, 2024). Доходы от продажи нефти служат жизненно важным источником дохода для правительств, лежащим в основе основных услуг и общественного благосостояния. Несмотря на их центральную роль в национальной экономике и получении доходов, ННК сталкиваются с растущим давлением, требующим участия в энергетическом переходе и поддержки декарбонизации энергетической системы.

Недавние глобальные конференции по климату, такие как COP28, организованная Объединенными Арабскими Эмиратами (РКИК ООН, 2023 г.), и предстоящая COP29, запланированная в Азербайджане (РКИК ООН, 2024 г.), подчеркивают активное участие нефтяных государств и нефтегазовых компаний в этом важнейшем переходе. Кроме того, анализ IRENA выявил связь между рынками, структурами управления, институциональными особенностями и энергетическим переходом в ННК (IRENA, 2021), и перед лицом этих проблем и возможностей нефтегазовые компании должны ориентироваться в многогранном ландшафте, характеризующемся давлением со стороны политики, инвесторов и общества. Использование взаимосвязанных технологий в этом секторе открывает широкие возможности для декарбонизации. От геологического опыта до разработки технологий улавливания и хранения углерода (CCS) и производства водорода — отрасль обладает существующим опытом, который может быть использован для содействия энергетическому переходу.

Стратегическое позиционирование Азербайджана в «зеленой» энергетике и роль ЮГК:

Для таких стран, как Азербайджан, которые благодаря своей близости к Европе и хорошо развитой нефтегазовой инфраструктуре, могут использовать уже имеющийся опыт и инфраструктуру для инвестирования в водородные проекты множество возможностей (Belle and Mulhovo, 2024). У него есть потенциал для декарбонизации энергетического сектора. Кроме того, технологии CCS, которые могут улавливать выбросы CO2, имеют значительные перспективы. Примечательно, что, согласно отчету МЭА, значительная часть крупномасштабных проектов CCS, около 80% (2020 г.), интегрирована с нефтегазовыми операциями. Расширение масштабов CCS является ключевым аспектом глобальных усилий по декарбонизации в соответствии с такими инициативами, как Закон ЕС о промышленности с нулевым уровнем выбросов и определяемые на национальном уровне вклады в соответствии с Парижским соглашением (МЭА, 2023 г.).

Став страной-хозяйкой следующей COP29, Азербайджан сразу же привлек внимание к своему энергетическому сектору. Учитывая нынешние геополитические изменения в Евразии, Азербайджан находится в выгодном положении для расширения своего влияния как на восток в Центральную Азию, так и на запад на Балканы и далее в ЕС. Запланированное увеличение поставок энергоносителей в Европу и продвижение важнейших проектов в области взаимосвязанности, таких как Средний коридор и ЮГК, позволяют Азербайджану играть активную роль в регионе, становясь жизненно важным центром для основных энергетических ресурсов. Между тем, будучи нефтяным государством и имея нефтегазовый сектор, являющийся краеугольным камнем экономики страны, Азербайджан, учитывая зеленый переход, участвует в этом процессе, прилагая усилия по диверсификации. Кроме того, наличие потенциала возобновляемых источников энергии в виде гидро-, солнечных, ветровых и геотермальных ресурсов (МЭА, 2023 г.) является возможностью для будущего роста. Как было заявлено на заседании Консультативного совета по зеленой энергетике в Баку, учитывая роль нефтегазового сектора в переходе к зеленой энергетике, ЮГК станет платформой для расширенного энергетического партнерства между Азербайджаном и ЕС (President AZ, 2024).

Между тем, в связи с изменением роли нефтегазовых компаний в энергетике, в данном анализе в первую очередь будет рассмотрено стратегическое значение ЮГК Азербайджана как для ЕС, так и для Азербайджана в условиях продолжающегося энергетического перехода. ЮГК является важнейшим энергетическим инфраструктурным проектом, направленным на транспортировку природного газа из Каспийского региона в Европу.

ЮГК не только повлияет на энергетический переход, но и потребует изменений в других областях, таких как политика, общество и промышленность. Под политическим соответствием понимается необходимость того, чтобы политика и нормативные акты, регулирующие производство и потребление энергии, соответствовали целям декарбонизации и устойчивого развития. Между тем, растущая осведомленность и обеспокоенность общества по поводу изменения климата и деградации окружающей среды играют важную роль в формировании энергетической политики и практики. Наконец, для ЮГК понимание готовности отрасли к использованию возможностей CCS и производства водорода имеет решающее значение для определения успеха проекта и его вклада в энергетический переход. Таким образом, в этом исследовании будут рассмотрены различные аспекты, включая согласование политики, общественные запросы на декарбонизацию и изменения в отрасли, особенно в отношении технологии CCS и производства голубого водорода.

Эволюция энергетических альянсов: роль Азербайджана на фоне политических сдвигов в Европе:

«Столкновение России с Западом из-за Украины привело к значительным политическим изменениям в Евразии, что привело к пересмотру энергетических альянсов и более тщательному изучению роли каждого», – отметил гуру высшего образования в Африке и швейцарский парламентарий, профессор Джавед Сангдель. Кавказ, безусловно, является важным транзитным и производящим энергоресурсами партнером. Страны Юго-Восточной и Центральной Европы, в том числе существующие клиенты, такие как Греция, Болгария и Италия, а также потенциальные новые клиенты, такие как Венгрия, Хорватия, Сербия, Северная Македония, Босния и Герцеговина, Румыния, Словения и Албания (Bowden, 2022), выразили заинтересованность в увеличении импорта азербайджанского газа.


Рисунок 1: Потоки трубопроводного газа из РФ в ЕС (2021-2023 гг.) Источник: ENTSOG
Эти страны, в совокупности образующие регион Юго-Восточной Европы и Центральной Европы, стремятся диверсифицировать свои источники энергоносителей, чтобы уйти от зависимости от российских поставок. Кроме того, крупные производители в регионе, включая Сербию, Грецию, Боснию и Герцеговину, Болгарию и Румынию, приводят свою энергетическую политику в соответствие с целями ЕС по декарбонизации. Они нацелены на сокращение добычи и потребления угля, заменив его природным газом и возобновляемыми источниками энергии. Как заявил премьер-министр Албании Эди Рама, поскольку доля российского газа в ЕС снижается с 40% до нуля, а также в связи с продвижением зеленых инициатив, использование газовых ресурсов Азербайджана и Каспийского региона становится все более важным для общего будущего регионов (President AZ, 2024). 31 декабря 2020 года началась первоначальная транспортировка азербайджанского газа в ЕС. По данным Министерства энергетики Азербайджана, в течение трех лет ЮГК способствовала поставкам в Европу более 31 миллиарда кубометров природного газа.

В июле 2022 года председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и комиссар по энергетике Кадри Симсон посетили Баку для переговоров с президентом Алиевым и официально одобрили Меморандум о взаимопонимании относительно увеличения экспорта газа из Азербайджана в Европу на 4 млрд куб. м, начиная с 2022 года (European Commission, 2022). Это соглашение еще раз подчеркнуло статус Азербайджана как надежного энергетического союзника. На данный момент поставки газа в Европу из Коридора выросли на 46% по сравнению с 2021 годом. Политика RePowerEU Европейской комиссии (2022 г.) направлена на значительное и немедленное снижение зависимости ЕС от российского газа, намереваясь устранить зависимость от импортируемого российского ископаемого топлива, включая нефть, газ и уголь, задолго до 2030 года. Этот план включает в себя, среди прочего, диверсификацию импорта газа из альтернативных источников, таких как регион MENA, СПГ и газ из Азербайджана.

Динамика политики в ЮГК:

 

Европейские компании, работающие в рамках ЮГК, также претерпевают значительные изменения в политике, в частности, в своем подходе к возобновляемым источникам энергии и более широкой цепочке поставок электроэнергии (IRENA, 2021). Одна группа компаний, включая Eni, Shell и Total, не только диверсифицирует свои портфели, включив в них возобновляемые источники энергии, но и активно инвестирует по всей цепочке поставок электроэнергии, от производства до генерации и поставок. Shell и Total, например, расширили свое присутствие за счет приобретения компаний, занимающихся различными аспектами производства электроэнергии, аккумуляторных батарей, внутренней энергетики и т. д. в глобальном масштабе (IRENA, 2021). Эти сдвиги в операционной организации отражают осознание европейскими компаниями необходимости соответствовать переходу Европы к низкоуглеродной экономике, обусловленной как политическими мандатами, так и финансовым давлением. По мере того, как эти компании все больше инвестируют в возобновляемые источники энергии и становятся поставщиками электроэнергии, могут произойти сдвиги в спросе на природный газ и роли коридора в удовлетворении энергетических потребностей Европы. ЮГК выступает в качестве важнейшего энергетического инфраструктурного проекта, предоставляя европейским странам альтернативу российскому газу и поддерживая задачи по декарбонизации, одновременно расширяя энергетический рынок для Азербайджана.

Принимая во внимание другие политические особенности в рамках Южного газового коридора, ЮГК действует в рамках европейского законодательства о конкуренции, которое запрещает совместные продажи и маркетинг через одного продавца, поскольку это нарушает статью 81(1) ЕС и статью 53 Соглашения о Европейском экономическом пространстве. Однако, когда в 2013 году были подписаны долгосрочные контракты на поставку газа с европейскими покупателями газа, маркетинговое подразделение консорциума «Шах-Дениз», Азербайджанская газоснабжающая компания (AGSC), являющаяся единственным продавцом, была освобождена от ограничений на совместные продажи. Это исключение было предоставлено потому, что, несмотря на то, что AGSC является единым консорциумом, у него есть семь акционеров, держателей прав на газ месторождения Шах-Дениз, и каждый из них продает свой газ через AGSC пропорционально своему праву.

Общество и «зеленый» переход:

Скептицизм общества в отношении способности Азербайджана внести свой вклад в «зеленый» переход и служить энергетическим союзником Европы из-за его зависимости от ископаемого топлива вызывает обоснованную озабоченность. Учитывая значительные запасы нефти и газа в Азербайджане и его историческую зависимость от этих ресурсов, могут возникнуть сомнения в приверженности страны принципам устойчивого развития и ее способности перейти к более чистым источникам энергии. Решение этих проблем требует от Азербайджана прозрачной коммуникации и конкретных действий, чтобы продемонстрировать свою приверженность зеленым инициативам и готовность использовать технологии возобновляемых источников энергии.

Инициатива Азербайджана по проведению COP29 подчеркивает его приверженность лидерству в дискуссиях по глобальным действиям по борьбе с изменением климата, несмотря на обильные ресурсы ископаемого топлива. Это свидетельствует о стремлении к поиску путей устойчивого и эффективного перехода к «зеленой» энергетике в глобальном масштабе и, что наиболее важно, в экономике, сильно зависящей от нефтегазового сектора.

Встреча в Баку имела две важные темы: продвижение двусторонней повестки дня в области чистой энергетики между Азербайджаном и ЕС и операционные аспекты ЮГК. Водород был в центре обсуждения, поскольку в долгосрочной перспективе он может пересечься с обеими областями (President AZ, 2024). В стране есть много возможностей для возобновляемых источников энергии, таких как ветер и солнце, которые в дальнейшем могут быть использованы для производства водорода и электроэнергии, которые можно экспортировать и в дальнейшем заменить ископаемое топливо. Они установили национальные цели по сокращению выбросов парниковых газов на 40% к 2050 году по сравнению с уровнями 1990-х годов (Abnett, 2024). В этом контексте существенное значение имеет проведение дискуссий по голубому и зеленому водороду в рамках ЮГК. Нефтяные компании, работающие в стране, также принимают участие в инициативах в области зеленой энергетики. Так, BP планирует летом 2024 года начать строительство солнечной электростанции мощностью 240 МВт (Azernews, 2024).

ЮГК – это инициатива по переходу нефтегазозависимого Азербайджана к «зеленой» энергетике, доказывающая, что они отвечают требованиям общества по декарбонизации. ЕС включил чистую энергетику в качестве фундаментального аспекта своих двусторонних отношений с Азербайджаном (European Commission, 2022). Они также согласуются с проектами ЕС, такими как REPowerEU, который дает Азербайджану возможность углубить свое взаимодействие с ЕС в области возобновляемых источников энергии и ускорить переход к более чистому и устойчивому энергетическому будущему. Недавнее подписание Меморандума о взаимопонимании с ветроэнергетическими компаниями ЕС знаменует собой шаг вперед. Экспорт «зеленой» энергии будет поддерживать актуальность Азербайджана как экспортера энергии после 2040 года, когда истекает срок действия существующих долгосрочных контрактов на поставку газа.

Более того, поскольку в рамках плана декарбонизации национальные нефтегазовые компании планируют использовать CCS, как и любую другую технологию или решение, они нуждаются в государственной поддержке и политической воле, по крайней мере, до тех пор, пока технология не будет развиваться не только в смысле многочисленных промышленных изменений или соглашений, но и в смысле поддержки общества. Как из-за общественного скептицизма, так и из-за неспособности отрасли эффективно информировать о своих планах по декарбонизации, нефтегазовый сектор сталкивается с огромной негативной реакцией (Berns et al, 2019). Кроме того, многие скептически относятся к CCS как к инструменту смягчения последствий изменения климата, основывая свои аргументы на высоких затратах и неопределенности в отношении безопасности хранения углерода. Как говорят Фаттух и др., критики утверждают, что CCS может увековечить зависимость от ископаемого топлива и препятствовать внедрению более чистых технологий (2021). Некоторые идут дальше и выступают за приоритет естественных поглотителей углерода, а не технологий CCS.

Изменения в промышленности:

Сохраняющийся спрос на газ в ЕС, как для производства электроэнергии, так и для промышленного применения, подчеркивает актуальность ЮГК как важнейшего источника энергоснабжения. Азербайджан обладает значительными запасами газа, а также существующей инфраструктурой для транспортировки газа в ЕС. Однако, в свете глобальных действий по переходу к более чистым источникам энергии, Азербайджан также сталкивается с императивом внедрения более устойчивых практик. В контексте ЮГК интеграция технологии CCS и производство голубого и «зеленого» водорода открывают значительные возможности для согласования с меняющимся энергетическим ландшафтом и решения проблем устойчивого развития.

Во-первых, что касается доступности ресурсов, то месторождения Шах-Дениз, Абшеронские стадии 1 и 2, ACG Deep и Ümid входят в производственные портфели, управляемые международными консорциумами, а Ümid разрабатывается SOCAR.


Рисунок 2: Газ, оставшийся на внутреннем рынке, в сравнении с потреблением газа: Источник: Рзаева (2023)
Между тем, ЮГК имеет следующие мощности, которые планируется только увеличивать.

Рисунок 3: Расширение сегментов СГК/ Источник: Рзаева (2023)

CCS:

По данным Министерства энергетики Азербайджана, в соответствии с общественными и политическими запросами на экспорт энергоносителей, Азербайджан начал активно инвестировать в возобновляемые источники энергии, такие как ветер и солнце, привлекая миллионы иностранных инвестиций. Помимо технического потенциала возобновляемых источников энергии, именно шельфовая энергетика составляет 157 ГВт, среди которых лидирующие позиции занимают ветровая и солнечная энергетика. Потенциал Азербайджана по внедрению технологии CCS в нефтегазовом секторе является критически важным аспектом этого перехода. Участие страны в международных консорциумах, таких как проекты «Шах-Дениз Дип» и «Абшерон», открывает возможности для интеграции CCS в процессы добычи газа (Rzayeva, 2023). Технология CCS, улавливая и храня выбросы углекислого газа при сжигании природного газа (МЭА, 2024 г.), может значительно сократить выбросы парниковых газов, что соответствует целям устойчивого развития как ЕС, так и глобальному миру.

Нефтегазовый сектор Азербайджана представляет собой возможность для внедрения CCS. Страна обладает значительными запасами углеводородов, которые, как ожидается, продолжат играть значительную роль в ее энергетическом балансе в обозримом будущем. Между тем, для смягчения воздействия на окружающую среду внедрение CCS является привлекательным вариантом. Поскольку правительство продемонстрировало свою приверженность устойчивому развитию, используя эти сильные стороны, Азербайджан может эффективно внедрять технологию CCS для улавливания и хранения выбросов углерода от своих нефтегазовых операций, тем самым сокращая свой углеродный след и способствуя достижению глобальных климатических целей. Экономическая целесообразность CCS зависит от различных факторов, включая капитальные затраты, эксплуатационные расходы и рыночный спрос. Несмотря на то, что в последние годы технологии CCS усовершенствовались, они по-прежнему требуют значительных первоначальных инвестиций и эксплуатационных расходов.

Производство водорода:

Аналогичным образом, производство водорода требует значительных инвестиций в инфраструктуру и может столкнуться с конкуренцией со стороны традиционных ископаемых видов топлива. Однако по мере того, как глобальные усилия по декарбонизации увеличиваются, а спрос на чистую энергию растет, ожидается, что рынок водорода (особенно для Азербайджана) будет расти. Азербайджан может использовать свои богатые запасы природного газа для производства голубого водорода. Опыт, накопленный за несколько десятилетий нефтегазовой промышленностью, является ключом к поддержке оффшорной ветроэнергетики. Перепрофилирование существующей морской инфраструктуры может способствовать эффективному переходу на морские технологии возобновляемых источников энергии.

Производство «голубого» водорода, которое включает в себя использование природного газа в качестве сырья и улавливание образующихся выбросов CO2 с помощью CCS (IRENA, 2021), предлагает многообещающий путь к обезуглероживанию в ЮГК для адаптации к меняющейся динамике рынка. Будучи крупным производителем газа в регионе, Азербайджан может получить большую выгоду от развития голубого водорода в качестве альтернативного энергоносителя. Используя CCS для производства водорода, компания может производить чистый водород при одновременном снижении выбросов от газовых операций. Кроме того, производство голубого водорода открывает новые экономические возможности, в том числе экспортный потенциал и диверсификацию энергетического портфеля, что еще больше укрепляет роль Азербайджана как ключевого игрока на мировом энергетическом рынке.

Библиография:

Абнетт, Кейт. «Азербайджан, принимающий COP29, планирует повысить климатическую цель». 14 марта 2024. https://www.reuters.com/business/environment/cop29-host-azerbaijan-plans-upgrade-climate-target-2024-03-14/#:~:text=Азербайджан%20экономика%20relies%20on%20oil,worst%20impacts%20of%20climate%20change.

Азерньюс. «BP завершит строительство солнечной электростанции в освобожденном Джебраиле». Дата обращения: 12 марта 2024. https://www.azernews.az/business/222847.html

Бернс, Морис, Кристоф Броньо, Алекс Дьюар, Марко Дюзо и Бас Судмейер. «В условиях глобального потепления, как Большая Нефть должна ориентироваться в будущем?» 29 апреля 2019 г., Boston Consulting Group, http://bcg.com/publications/2019/warming-world-big-oil-navigate-future.aspx

Боуден, Джулиан. «Газовые рынки Юго-Восточной Европы – реконфигурация потоков поставок и замещение российского газа». Декабрь 2022 года в Оксфордском институте энергетических исследований. https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2022/12/South-East-Europe-gas-markets-NG-177.pdf

Договор о Европейском сообществе. 2002, ст. 81

Соглашение о Европейском экономическом пространстве. 1994, ст. 53

Европейская комиссия. «Заявление президента фон дер Ляйен президенту Азербайджана Алиеву». 18 июля 2022. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/da/statement_22_4583

Европейская комиссия. «REPowerEU: Совместные европейские действия для более доступной, безопасной и устойчивой энергии». 8 марта 2022. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_1511

ENTSOG (Европейская сеть операторов газотранспортных систем). «Платформа прозрачности ENTSOG». Дата обращения: 12 марта 2024. https://transparency.entsog.eu/#/map.

Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA). Международные нефтяные компании и энергетический переход. Абу-Даби: Международное агентство по возобновляемым источникам энергии, 2021. https://www.irena.org/Technical-Papers/Oil-companies-and-the-energy-transition

Международное энергетическое агентство (МЭА). Нефтегазовая отрасль в условиях энергоперехода. Париж: нефтегазовая отрасль в условиях энергетического перехода, 2020 https://iea.blob.core.windows.net/assets/4315f4ed-5cb2-4264-b0ee-2054fd34c118/The_Oil_and_Gas_Industry_in_Energy_Transitions.pdf

Международное энергетическое агентство (МЭА). «Улавливание, использование и хранение углерода — энергетическая система. МЭА». Дата обращения: 15 марта 2024. https://www.iea.org/energy-system/carbon-capture-utilisation-and-storage

Международное энергетическое агентство (МЭА). «Энергетический профиль Азербайджана». Дата обращения: 13 марта 2024. https://www.iea.org/reports/azerbaijan-energy-profile/energy-system-transformation

Фаттух, Бассам, Вольф Хейдуг и Пол Заккур. «Переход к нулевому уровню выбросов: CCUS и роль FC во главе нефтегазодобывающих стран». Июнь 2021 г. в Оксфордском институте энергетических исследований. https://www.oxfordenergy.org/publications/transitioning-to-net-zero-ccus-and-the-role-of-oil-and-gas-producing-countries/

Министерство Азербайджанской Республики. «Использование возобновляемых источников энергии в Азербайджане». 14 июня 2023. https://minenergy.gov.az/en/alternativ-ve-berpa-olunan-enerji/azerbaycanda-berpa-olunan-enerji-menbelerinden-istifade

Краускопф, Льюис. «Не видно готовой искры для отстающих акций энергетических компаний США». Дата обращения: 14 марта 2024. http://reuters.com/article/us-usa-energy-stocks-analysis/no-ready-spark-seen-for-lagging-u-s-energy-shares-idUSKCN1VF0DU

Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. «В Баку состоялось 10-е заседание Консультативного совета министров Южного газового коридора и 2-е заседание Консультативного совета по зеленой энергетике». Дата обращения: 14 марта 2024. https://president.az/en/articles/view/64870

Рзаева, Гульмира. «Расширение трубопроводов Южного газового коридора и будущие поставки в Европу». Апрель 2023 года в Оксфордском институте энергетических исследований. https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2024/01/Expansion-of-the-Southern-Gas-Corridor-NG180.pdf

РКИК ООН. «Конференция ООН по изменению климата – Объединенные Арабские Эмираты». Дата обращения: 13 марта 2024. https://unfccc.int/cop28.

РКИК ООН. «Конференция ООН по изменению климата в Баку – ноябрь 2024 года». Дата обращения: 13 марта 2024. https://unfccc.int/cop29

Fdnjh- Жулдыз Рамазанова – сотрудник по информации IFIMES (штатный специалист по транспортным и энергетическим коридорам).

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать