Китайская экономика разделена на две части: внутренний рост и экспорт. Структура может функционировать, потому что китайская валюта, юань, не является полностью конвертируемой, а рынок не является свободно доступным. Экспорт помогает получать ресурсы для развития китайских технологий двойного назначения. Вся структура может столкнуться с серьёзными трудностями, если экспорт и профицит сократятся. Это гонка со временем. Если китайские технологии обгонят западные, стратегия Пекина может возобладать, в то время как США, похоже, не знают, как действовать дальше.
Сейчас
В Китае есть две экономики, которые работают параллельно. Они влияют друг на друга, но живут почти отдельно. Одна из них — внутренняя экономика, страдающая от долгов и снижения спроса. Другая процветает и развивается — это его непревзойденная экспортная машина.
Эти две страны связаны особыми отношениями, как недавно отметил Майкл Петтис[1]. Внутреннее развитие замедляется из-за инвестиций в инфраструктуру, которые приносят всё меньше прибыли и становятся всё менее эффективными, в то время как рост обеспечивается за счёт чистого экспорта, который «внёс 30,3% в рост ВВП в 2024 году, что является самым высоким показателем с 1997 года»[2]. В результате наблюдается один из самых быстрых темпов роста соотношения долга к ВВП в мировой истории. В 2025 году он может составить более 300% ВВП, а общий дефицит бюджета — 14%, что приведёт к росту всего на 5%. Петтис подчёркивает: «Если в 2025 году положительное сальдо торгового баланса Китая сократится, это будет означать, что большая доля роста ВВП Китая в 2025 году будет приходиться на непроизводительные инвестиции, а значит, соотношение долга и ВВП Китая будет расти быстрее».
Наследие
Этот анализ порождает множество вопросов. Проблема существует уже давно. Руди Дорнбуш, Франческо Джавацци и я обсуждали её в 1999 году в Пекине. В эссе 2007 года[3] и во многих последующих дискуссиях в Пекине и на конференциях в те годы сложилось впечатление, что Китаю нужно было компенсировать обременённую долгами инфраструктуру и рост за счёт экспорта. Для этого ему нужно было увеличить частное потребление. Тем не менее, китайцы откладывали более 50% своего дохода, потому что у них не было социального обеспечения; они сами платили за своё медицинское обслуживание, образование детей, пенсию и пособие по безработице. Следовательно, у них было мало реальных свободных средств.
Покупка дома была формой инвестиций в будущее. Чтобы стимулировать частные расходы, правительству нужно было создать государство всеобщего благосостояния, чтобы быстро высвободить располагаемый доход. Однако для этого ему пришлось повысить налоги на физических лиц. Никому не нравится платить налоги; когда налоги на физических лиц повышаются, люди требуют, чтобы государство чётко объясняло, на что оно тратит их деньги. Это старый принцип «нет налогообложения без представительства».
Переход к демократии казался неизбежным, и я предполагал, что кризис возникнет примерно в 2022 году, если не будет государства всеобщего благосостояния, основанного на налогообложении. К тому времени отдача от развития инфраструктуры начнёт снижаться, потому что большинство железных дорог, систем метро и дорог в наиболее густонаселённых районах уже будут построены. Кроме того, рост, основанный на недвижимости, прекратится, потому что не будет людей без жилья, будь то в городах или сельской местности, а профицит торгового баланса станет слишком большим, чтобы быть устойчивым на глобальном уровне.
Более того, по прогнозам на 2020 год, ВВП Китая мог бы быть почти таким же большим, как у Соединённых Штатов, что могло бы привести к серьёзному соперничеству, если бы ситуация не контролировалась. Наконец, в 2022 году в Китае состоялся важнейший съезд партии, на котором председатель КНР Си Цзиньпин должен был быть утверждён на третий срок, в то время как предыдущая конституция допускала только два срока. Исторически сложилось так, что при таких обстоятельствах может возникнуть политический кризис. Си Цзиньпин предотвратил эту угрозу, изменив конституцию.
Слишком много было рисков, чтобы всё прошло гладко. Что-то действительно пошло не так, помимо COVID-19, который вспыхнул в 2020 году.
Чтобы компенсировать спад в сфере недвижимости и ещё больше увеличить внутренний спрос, Китай примерно в 2007 году мог бы помочь в урбанизации половины населения, всё ещё проживающего в сельской местности. Центральное правительство поддержало план, предусматривающий строительство сотен новых городов, что позволило бы людям, живущим в этих городах, оставить свои сельскохозяйственные угодья. В последние два десятилетия экономический рост в Китае обеспечивался «рабочими-мигрантами» — людьми, которые приезжали в города в поисках работы и возвращались в сельскую местность в случае увольнения.
Небольшой доход от сельского хозяйства служил своего рода социальной подушкой безопасности. Компании получали выгоду от свободного рынка труда, а государство — от дешёвой системы социального обеспечения. Недостатками были слабая механизация сельского хозяйства или её отсутствие, низкие урожаи и проблемы с безопасностью пищевых продуктов (слишком много производителей и слишком мало проверок). Рост урбанизации увеличил бы производство продуктов питания и их безопасность, но также потребовал бы более надёжной системы социальной защиты для фермеров, переезжающих в города на постоянное место жительства.
Финансовый кризис 2008 года и его последствия нарушили эти планы и траектории развития.
Финансовый кризис стал серьёзным психологическим ударом для Китая. Он продемонстрировал прагматичным китайским лидерам, что американская экономическая система несовершенна и что Китаю лучше идти своим путём развития. Это, в свою очередь, изменило все приоритеты и выбор Китая в последующие годы.
Техническое обновление
Одним из важнейших элементов стало финансирование Китаем технологического обновления американской промышленности. В 2009 году Соединённым Штатам и Китаю не удалось договориться о том, что Китай считал стратегически важным, — о передаче Китаю новых технологий с потенциальными возможностями двойного назначения. Соединённым Штатам и Китаю не удалось заключить сделку по «зелёным» технологиям, которая проложила бы путь для передачи технологий.
В 2010 году Соединённые Штаты объявили о своём развороте в сторону Азии, что прозвучало как угроза для Китая и побудило Пекин включиться в технологическую гонку, чтобы в конечном счёте укрепить свою армию и противостоять американским военным. Чтобы продвинуться в этой гонке, Китаю нужен был более качественный экспорт технологий. Для этого требовался значительный профицит торгового баланса, который позволил бы финансировать собственные исследования и разработки для создания товаров с лучшим соотношением цены и качества на рынке. Следовательно, Китай не мог позволить себе финансировать государство всеобщего благосостояния, которое могло бы повысить внутренний спрос. Тем не менее, это приведёт к росту производственных затрат и снизит конкурентоспособность китайского экспорта, тем самым уменьшив его профицит, доступный для финансирования технологических усовершенствований.
С 2010 года гонка стала всё более стратегической. Пекин стремился не к сбалансированному экономическому росту, а к увеличению торгового профицита и технологическому лидерству. Тем временем ещё до пандемии COVID-19 китайская экономика столкнулась с замедлением роста из-за кризиса в сфере недвижимости и снижения доходности инфраструктурных проектов. Теперь это гонка со временем, чтобы разработать конкурентоспособные технологии до того, как национальная экономика рухнет.
Благосостояние или демократия стали рискованными по социальным и стратегическим причинам. 40% располагаемого дохода в Китае по сравнению с 80% в развитых странах — это следствие этого: увеличение прямых или косвенных выплат действительно повысит внутреннее потребление, но подорвёт положительное сальдо торгового баланса и, следовательно, технологическую гонку Китая с США. Таким образом, предоставление абсолютной правовой защиты частной собственности может стимулировать предпринимательство и потребление, но, по сути, подорвёт всеобъемлющий партийный контроль.
Гонка против краха
Том Орлик в своей недавней статье [4] делает несколько интересных замечаний. По его словам, согласно Zhongnanhai, китайская экономика ориентирована не на простые цифры, а на технологии и экспортные цели. Экспорт живёт своей жизнью. Речь идёт не о прокладывании новых путей, а о догоняющем развитии.
Олрик пишет: «Развитие в большей степени зависит от освоения существующих технологий, чем от изобретения новых. На нынешнем уровне развития Китая финансовая система без излишеств может выполнять функцию направления средств на приоритетные проекты… Несмотря на то, что замедление роста в сфере недвижимости негативно сказывается на краткосрочном росте, а настроения на рынке остаются на рекордно низком уровне, есть признаки того, что стратегия Пекина начинает приносить плоды… Баланс экономики Китая стремительно меняется. В 2020 году … на недвижимость приходилось 24% ВВП, а на высокотехнологичные отрасли — 11%. В 2024 году доля недвижимости упала до 19%, а высокотехнологичных отраслей выросла до 15%. К 2026 году экономика Китая, скорее всего, будет в большей степени опираться на кремний, чем на цемент, — это важный шаг вперёд».
The Wall Street Journal сообщила[5], что «дело не только в искусственном интеллекте — китайские биотехнологические компании теперь разрабатывают лекарства быстрее и дешевле, чем их американские коллеги». А как насчёт секретных военных технологий?
Сложная задача заключается в [6] следующем: «Китай усовершенствовал японскую модель кайдзен постепенных, незначительных улучшений существующих технологий».
Таким образом, гонка продолжается. В этом и следующем году будет решаться вопрос о том, смогут ли китайские высокотехнологичные товары быстро компенсировать растущий внутренний долг.
Война планов
Это вопрос технологий и политики. Сможет ли китайский профицит не раздражать слишком многих людей, а тарифы Трампа не подорвут ли прямой экспорт Китая, не создав новых экспортных площадок для китайских товаров в третьих странах, на которые повлияют новые меры США? В Пекине многие могут поспорить, что Трампу удастся сжечь много мостов в Америке и ускорить кризис в США, дав Китаю время на то, чтобы адаптироваться, выжить и в конечном итоге победить[7].
Пекин может оказаться прав, если Вашингтон ошибётся. Как сообщает Financial Times[8], «эксперты в Пекине заявили, что переговоры могли застопориться из-за того, что Трамп требовал сотрудничества по другим направлениям, например, оказания давления на Россию из-за её вторжения на Украину или передачи права собственности на платформу для коротких видео TikTok американскому покупателю». И Россия, и Иран пользуются поддержкой Китая. Только у Ирана есть возможность отступить и пойти на уступки, как это было в случае с перемирием в Газе, где ХАМАС (ставленники Ирана) сдался, возможно, из-за давления Тегерана после множества неудач. У Путина, возможно, меньше пространства для манёвра; на него оказывается гораздо большее давление.
Тем не менее, если всё пойдёт не так, у Пекина, возможно, уже есть план Б. Он может остановить экономику, обвинить Запад в зависти и агрессии и пойти по пути Северной Кореи. Это будет болезненно и рискованно, но это вариант.
Проницательный американский эксперт по китайской стратегии Джон Салливан недавно отметил, что, согласно «Науке военной стратегии» (2020) [9]: «Военная борьба — это не просто состязание военных сил между противниками, но и состязание в совокупной национальной мощи (CNP). Таким образом, CNP служит объективной материальной основой для разработки и реализации стратегий».
Эта идея восходит к древним китайским классикам, которые считали, что в бою можно задействовать не только вооружённые силы, но и всю «государственную власть» для поддержания военного и невоенного противостояния. Китайцы считают, что у США тоже есть подобный подход в Управлении сетевой оценки при Пентагоне.
Итак, что же думает Запад? Десять лет назад Майкл Пиллсбери в своей книге «Столетний марафон» забил тревогу по поводу долгосрочного плана Китая бросить вызов США и призвал к целому ряду долгосрочных реформ, чтобы справиться с Китаем. Одним из предложений была радикальная реформа образования в Америке, чтобы справиться с наплывом миллионов китайских выпускников. Этого не произошло. Неясно, повлияет ли волна продолжающегося в США дерегулирования на некоторые из основных слабых мест Америки.
Что-то в Америке, возможно, идёт не так. При первой администрации Трампа (2016–2020) США объявили о политике «разворота на Запад», но отказались от неё, посчитав слишком затратной и неэффективной. Следующая администрация Байдена (2020–2024) ввела политику «разворота на Восток», запретив экспорт высокотехнологичной продукции из США в Китай. Однако теперь Америка, по-видимому, сомневается в этом, считая, что политика не работает и сдерживает китайскую изобретательность.
В случае с COVID-19 Китай быстро вывел на рынок свои вакцины, которые в конечном итоге оказались менее эффективными, чем те, что были выпущены западными компаниями позже. Происходит ли то же самое с новейшими китайскими технологиями? Возможно, это всего лишь пропагандистский трюк. Китай может считать, что непродуманные технологии, представленные очень быстро, могут вызвать путаницу. Но американские технологии могут быть такими же — игрой в прятки.
В целом, остаётся неясным, какова всеобъемлющая стратегия США в отношении Китая, есть ли у них план «А» или «Б», в то время как у Китая, похоже, есть чёткий план, которого он последовательно придерживается.
финис
[1]https://carnegieendowment.org/posts/2025/02/the-relationship-between-chinese-debt-and-chinas-trade-surplus?lang=en
[2] https://merics.org/ru/трекер/ввп-китайской-республики-растет-в-четвертом-квартале-необходимы-новые-драйверы-роста-2025
[3] См. Китай. Во имя закона. Новый мировой порядок
https://www.libreriauniversitaria.it/china-name-law-new-global/libro/9788867974900?utm_source=google-shopping&utm_medium=cpc&utm_term=9788867974900&utm_content=Libri%20Italiani&utm_campaign=google-shopping-lib&gad_source=1&gclid=CjwKCAiAwaG9BhAREiwAdhv6Y9kCcttk8QFViA5RObTIVONqwmOym404VYXUpLILKdGLsaEvDuSCghoCdsgQAvD_BwE&gclsrc=aw.ds глава Неизбежности Китая, смерть, налоги и демократия
[4] https://www.bloomberg.com/news/articles/2025-01-30/why-the-china-bubble-still-hasn-t-popped
[5] https://www.wsj.com/health/pharma/the-drug-industry-is-having-its-own-deepseek-moment-68589d70
[6] https://www.appiainstitute.org/articles/america/deepseek-complex-challenge-to-america/
[7] См. https://www.foreignaffairs.com/china/chinas-trump-strategy
[8] https://www.ft.com/content/23ed9a9d-5902-4eac-b9af-ebc88dab9563
[9] Под редакцией Сяо Тяньляня, Чжанлюэсюэ, издательство Университета обороны
Автор Франческо Сисси Институт Аппиа (Италия)