Главная Экономика и бизнес Двери не для всех: какие бренды не пустят назад на рынок РФ

Двери не для всех: какие бренды не пустят назад на рынок РФ

через Исмаил
0 комментарий 5

Возвращение западных компаний в Россию возможно при соблюдении условий, направленных на защиту национальных интересов и развитие отечественной промышленности. Это включает создание совместных предприятий, локализацию производства и трансфер технологий. Однако компании, которые ушли с рынка, столкнутся с трудностями, особенно в люксовом сегменте и высоких технологиях, где российский рынок уже адаптировался к новым условиям, рассказали эксперты ВФокусе Mail.

 

Политолог и экономический аналитик Александр Мищенков считает, что условия для возвращения западных компаний в РФ должны соответствовать национальным интересам России и вести к органичному развитию отраслей промышленности и торговли. А здоровая конкуренция приведет к снижению цен и повышению качества товаров и услуг для российского потребителя.

«Россия заинтересована в длительном и глубоком сотрудничестве в разных областях: добыча и переработка полезных ископаемых, машиностроение, производство, розничная торговля. События, подобные демаршу зарубежных компаний, должны быть исключены. Поэтому, во-первых, приоритет в содействии возвращению будет отдан компаниям, которые не “хлопали дверью” и сохранили присутствие в России на минимальном уровне», — отметил Мищенков.

Эксперт считает, что западные компании смогут вернуться в Россию только на определенных условиях. Например, им нужно будет создавать совместные предприятия с российскими партнерами и давать гарантии долгосрочной ответственности. К тому же важными аспектами станут определенный уровень локализации производства и обеспечение трансфера технологий, включая производство компонентов и размещение центров научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

 

Мищенков добавил, что возвращение компаний будет происходить на рыночных условиях, что означает, что все конкурентные преимущества российских компаний, достигнутые в период отсутствия зарубежных конкурентов, сохранятся в полной мере.

Как компании вернутся и что их ждет

«Российский рынок фактически закрыт для компаний, попавших в так называемый черный список Правительства РФ. Преимущественно туда включены организации, связанные с оборонной промышленностью США и Европы, а также финансовые структуры, активно участвовавшие в санкционной политике. Категорически невозможно возвращение для корпораций, чьи руководители делали резко негативные политические заявления или финансировали военные поставки Украине», — поделилась профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ Надежда Капустина.

П
По ее мнению, наименее болезненным возвращение может оказаться для компаний, использовавших схему временной передачи управления российским партнерам без полной продажи активов. Такой вариант сохранил McDonald’s, трансформировавшийся во «Вкусно и точка», сохранив операционную инфраструктуру. Активы компании в России были приобретены новым владельцем за «символическую плату», однако договор предусматривает обратный выкуп в течение 10−15 лет при соблюдении определенных условий.

Таким образом, производители потребительских товаров ежедневного спроса, сохранившие производственные мощности в России под временным управлением, имеют шансы на относительно гладкое возвращение.

Безвозвратно утратили позиции компании, продавшие активы с существенным дисконтом российским предпринимателям без опции обратного выкупа. Характерный пример — автомобильные заводы Renault, перешедшие под контроль российских структур без возможности восстановления прежних отношений. Аналогичная судьба постигла ряд энергетических компаний, вынужденно продавших доли в проектах по добыче нефти и газа.

Эксперт отметила, что наибольшие сложности при возможном возвращении ждут представителей люксового сегмента и технологических компаний. Премиальные бренды столкнутся с изменением потребительских привычек и переориентацией клиентов на альтернативные каналы приобретения товаров. Технологический сектор может обнаружить заполненные российскими аналогами и решениями из дружественных стран ниши. Банковский и страховой бизнес практически полностью перестроился, сделав возвращение западных финансовых институтов крайне проблематичным.

«Российский рынок демонстрирует удивительную адаптивность, заполняя освободившиеся ниши новыми игроками. Западным компаниям придется в итоге признать, что уход часто оказывается окончательным решением, а не тактическим маневром», — отметила Капустина.

Она обратила внимание, что необходимость возвращения западного бизнеса для российской экономики неоднозначна. «Потребители адаптировались к новой реальности. Однако в ряде секторов — автомобилестроении, фармацевтике, сложном машиностроении — сохраняется дефицит технологий и компетенций. Возвращение западных игроков могло бы стимулировать здоровую конкуренцию, повысить качество продукции и услуг. Важно найти баланс между открытостью экономики и защитой интересов отечественных производителей, получивших шанс на развитие в условиях сниженного конкурентного давления», — заключила эксперт.

Ранее, комментируя вопрос возвращения ушедших с российского рынка компаний из недружественных стран, президент Владимир Путин указал на необходимость соблюдать баланс между развитием конкуренции и защитой российских производителей.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать