Главная Экономика и бизнес  «Социалистический» Китай: курс на модернизацию экономики и создание транснациональных корпораций

 «Социалистический» Китай: курс на модернизацию экономики и создание транснациональных корпораций

через Времея и Мир
0 комментарий 114

 

 

Как было подчеркнуто лидером страны Си Цзиньпином на 19-ом Всекитайском съезде КПК, к 2049 г., т.е. к 100-летию образования КНР, Китай должен стать глобальным экономическим и технологическим лидером, построить постиндустриальное информационное общество, занять ведущие места в глобальных цепочках создания стоимости (ГЦС). Таким образом, КНР вместо производителя должен стать разработчиком и продавцом продукции с высокой добавленной стоимостью, а показатели качества жизни населения должны достичь уровня промышленно развитых стран.

Но возможность решения поставленных правительством Китая задач по модернизации экономики, включая обеспечение роста внутреннего потребления, будет зависеть от способности КНР качественно переформатировать свою систему внешнеэкономических связей (ВЭС), в первую очередь, интенсифицировать участие в транснационализации своих компаний. Китай поставил цель войти в клуб развитых стран, которые характеризуются высоким уровнем потребления, и именно они являются местом базирования крупнейших транснациональных корпораций (ТНК), доминируют в мировой торговле товарами и услугами  .

Ещё в 1992 году будущий Председатель КНР Цзян Цзэминь высказал идею транснационализации предприятий и выхода китайского капитала за рубеж в целях модернизации экономики и были созданы госкорпорации, которые сегодня являются крупнейшими ТНК Китая .  Но в этот период малый частный бизнес открыл несколько тысяч зарубежных подразделений, преимущественно торговых. С  2002 г. политика «выхода вовне» стала одной из главных частей национальной стратегии модернизации экономики и общества. Ныне ясно видна дифференциация целей и направлений приложения интересов китайского бизнеса: ресурсы развивающихся стран и богатые рынки стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проблема обеспечения энергетической и продовольственной безопасности. Кроме того, анализ состояния и перспективы мировых энергетических рынков показывают, что до 2050 г. до 70% вырабатываемой энергии будет приходиться на традиционные углеводороды, и зависимость от энергоресурсов для Китая является одной из главных угроз развития, особенно при существующей на мировом энергетическом рынке тенденции к принятию политизированных решений, даже в ущерб  интересам своей же экономики.

Что же связывает  транснационализациею бизнеса, оптимизацией  и переход КНР на инновационный путь развития? Многие развивающиеся страны, добившись успехов на пути индустриализации, создают национальные инновационные системы (НИС), с помощью которых планируют перейти на инновационную модель развития, но не всегда это приводит к положительным результатам. Для совершенствования национальной отраслевой структу ры требуется серьезное воздействие на экономику  зарубежных стран. Этого  нельзя добиться постановлениями правительства,когда  экспортеры не имеют возможности активных действий за рубежом, а их доступ на зарубежные рынки полностью зависит от волеизъявления иностранных компаний-импортеров.

Организационная форма ТНК позволяет рыночными методами защищать внутренние рынки производства и сбыта инновационной продукции от иностранных ТНК. Поэтому на период догоняющего развития государству и правительству рекомендуется совместными усилиями создавать и развивать ТНК на благо нации, а создание подразделений ТНК за рубежом является не столько замещением экспорта, сколько целенаправленным развитием отраслевой структуры национальной экономики6. Иностранные компании импортируют то, что отвечает их целям развития. ТНК сами определяют номенклатуру продвигаемой продукции, тем самым обеспечивая заказами стратегически важные отечественные отрасли производства. На примере как Китая, так и западных стран, видно, что компании могут не приобретать прорывные продукты и технологии друг друга годами, в ожидании собственных аналогичных разработок. И наоборот, импортными заказами могут загружать друг друга производством устаревшей продукции, чтобы отвлечь инженерные ресурсы от внедрения инноваций. Движение КНР к глобальному лидерству не отменяет задач предыдущего этапа развития, а только добавляет новые.

Задача энергетической безопасности переходит от поставок энергоресурсов на территорию Китая на поставки непосредственно в третьи страны, где функционируют входящие в китайские ГЦС подразделения ТНК. Приобретение предприятий за рубежом для КНР является важным каналом привлечения современных технологий, организационного и управленческого опыта. Кроме того, выход на рынки промышленно развитых стран со своими товарами без посредников ведет к перераспределению добавленной стоимости в пользу КНР. Более того предоставляет прямой контакт с покупателями, возможность анализа от их удовлетворенности и пожеланий, что дает сигналы к развитию НИС. Возникает эффект технологического бумеранга, когда производственные и маркетинговые технологии страны-донора приумножаются в результате сотрудничества с развитой страной-реципиентом . Для этих целей более удобен малый бизнес, маленький магазин в небольшом городке позволит собрать больше отзывов и рекомендаций, чем универмаг в мировой столице. Десятки тысяч зарубежных торговых и сервисных подразделений компаний малого бизнеса КНР без посредников объединены с разработчиками и производителями продукции, т.е. формируется мир без экономических границ. Глобализация становится другой, потребительской, или «глобализацией снизу»

. Кроме того, важно отметить, что благодаря глобализации изменение отраслевой структуры национальной экономики возможно только через воздействие на отраслевые структуры зарубежных стран. С этой целью и реализуется инициатива «Один пояс и один путь». Необходимо отметить также и роль экономической дипломатии Ки тая. На наш взгляд, одной из задач экономической дипломатии КНР сегодня стало содействие национальным инвестициям за рубежом, противодействие торговому и инвестиционному протекционизму9.  Таким образом, за прошедшие 20 лет мы можем наблюдать трансформацию экономической модели КНР, что способствовало совершенствованию отраслевой структуры экономики, росту благосостояния населения и является необходимым условием для перехода китайской экономики к инновационной модели развития.

Одновременно наблюдается усиление взаимозависимости китайской и глобальной экономики. Поэтому планы развития КНР сегодня как никогда зависят от действий иностранных партнеров, и могут быть реализованы только в случае благоприятной международной и военно-политической обстановки. Россия, как и Китай, ставит стратегические цели перехода на интенсивный, инновационный путь развития, совершенствования отраслевой структуры национальной экономики и роста благосостояния населения. Кроме того, наши страны развиваются в условиях глобализации и обострения отношений с теряющими роль безусловного мирового лидера США. Поэтому для совершенствования экономической политики России важно учитывать и опыт транснационализации китайского бизнеса.

По материалам «Российского внешнеэкономического вестника».

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать