Главная Наука.Культура.Человек Частный космос Китая: почему у КНР не будет своего Илона Маска

Частный космос Китая: почему у КНР не будет своего Илона Маска

через Времея и Мир
0 комментарий 94

Китайские бизнесмены смотрят в небеса: за последние годы в стране возникло больше сотни частных космических компаний. Мир ждет появления китайской SpaceX, однако у отрасли в КНР есть своя специфика

В ноябре 2020 года Китай собирается запустить в космос «робота-геолога» — тестовый 30-килограммовый спутник NEO-1. Аппарат предназначен для того, чтобы собирать образцы пород на астероидах. «Возможность горной добычи в космосе давно привлекает внимание и вдохновляет бизнесменов. Теперь китайский космический стартап сделает первый шаг к добыче внеземных ресурсов», — объявило в сентябре издание американского Института инженеров электротехники и электроники. Эксперты прогнозируют, что добыча полезных ископаемых на астероидах приведет к появлению в мире первых триллионеров: астероиды содержат значительные запасы ценных металлов, стоимость которых на Земле год от года растет.

Примечательно, что спутник был создан не государственным космическим агентством КНР, а частной пекинской компанией Origin Space. В Китае наблюдается настоящий бум стартапов, собирающихся запускать свои разработки в космос, — за 2018–2019 годы им удалось привлечь в общей сложности 5,6 млрд юаней ($840 млн) инвестиций. В 2018-м Китай провел 35 запусков, а 2019-м — 27, больше, чем любая другая страна, и часть из них доставила на орбиту частные космические аппараты. Китайские власти с одобрением смотрят на предпринимателей и инженеров, готовых тягаться с Илоном Маском. Однако китайские «Маски» вынуждены работать в совершенно других условиях, чем их заокеанский коллега.

По следам лунного зайца
Когда КНР отправится на покорение безвоздушного пространства, было лишь вопросом времени. На заре космической эры одним из самых влиятельных ракетостроителей в мире был китаец Цянь Сюэсэнь. В студенчестве он отправился в США, где работал до 1955 года, когда его обвинили в пособничестве коммунистам и выдворили на родину. Здесь он стал отцом китайской космонавтики. Первый спутник «Алеет Восток», названный в честь песни, прославляющей Мао Цзэдуна, Пекин запустил в 1970 году, но первый китаец побывал в космосе только в 2003-м — на десятилетия позже, чем россиянин и американец.

В новом веке КНР стремительно наверстывает упущенное. За последние 17 лет в космосе побывали шесть граждан КНР, а в прошлом году Китай вышел на новую стадию своей программы покорения Луны — на обратную сторону спутника Земли приземлилась автоматическая межпланетная станция «Чанъэ-4». Название символично: Чанъэ — даосская богиня Луны, легенда о которой связана с мифическим жителем лунного Нефритового дворца зайцем Юйту, в честь которого назван китайский луноход. Задача миссии — взять пробы и пролить свет на геологическую историю Луны. «Это первая подобная миссия в истории человечества и впечатляющее достижение!» — поздравил китайских коллег Джим Брайденстайн — куратор NASA в администрации Трампа. На очереди высадка на Луну китайских космонавтов, намеченная примерно на 2030 год, и строительство там постоянной станции (2050 год или ранее).

В планах страны не только покорение естественного спутника Земли. Летом 2020 года Китай запустил на Марс первый исследовательский зонд «Тяньвэнь-1», что буквально означает «вопросы к небу». В космическое пространство его отправила ракета-носитель «Великий поход-5», названная в честь марш-броска китайских коммунистов с юга на север страны во время гражданской войны. Ответы на вопросы к небу будут получены в феврале 2021 года или чуть позже — лететь зонду придется по меньшей мере семь месяцев. Первая собственная миссия на Марс — самое весомое свидетельство, что КНР превращается в одну из ведущих космических держав. Если «Тяньвэнь-1» окажется успешной, Китай станет третьей после США и России страной, достигшей Красной планеты.

Развивая космонавтику, Китай помнит не только о научных интересах и задачах обороны: к середине века руководство КНР собирается создать аж космическую экономическую зону. О таком замысле рассказал в прошлом году Бао Вэйминь, глава государственной Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации. По его словам, в радиусе лунной орбиты Китай в ближайшие десятилетия построит доступную транспортную систему с регулярными рейсами в космос и обратно на Землю. Достигать всех этих грандиозных целей госкорпорациям предстоит не в одиночку.

Старт ракеты с марсианским зондом Tianwen-1 (Фото: Yang Guanyu / Xinhua / AP)
Мечты в кофейне
Широко известная компания SpaceX, созданная Илоном Маском, задала вектор для развития всем предпринимателям, мечтающим о космосе, в том числе китайским. Вести частные космические разработки и инвестировать в них власти разрешили в 2014 году. С тех пор аэрокосмические компании стали появляться регулярно. Сейчас их насчитывается более 100.

Одну из первых, One Space Technology Group, основал Шу Чан, тогда — 30-летний выпускник Пекинского университета авиации и космонавтики. Далась эта затея нелегко. Всю вторую половину 2014 года Шу почти каждый день проводил в кофейне, уговаривая инвесторов вложиться в его проект. В одном из интервью он вспоминал, как в начале 2015 года после очередной неудачной встречи звонил из такси жене. «Почему им всем кажется, что частное ракетостроение невозможно? Разве они проверяли?» — возмущался он. Всего в этой кофейне он услышал в свой адрес более 40 «нет».

В это же время ровесник Шу Чана, выпускник программы MBA престижного университета Цинхуа и бывший финансист Чжан Чанъу работал над созданием другого пионера отрасли — компании LandSpace Technology Corporation, которую в народе называют «Голубая стрела». У него дела шли быстрее: Чжан был далек от ракетостроения, зато разбирался в инвестициях, и к тому же взял в соучредители У Шуфаня — бывшего сотрудника Европейского космического агентства. Начали оба с поиска талантливых ракетостроителей и исследования цепочек поставки необходимых для запуска ракет материалов. Как выяснилось, и то и другое было сосредоточено в руках государства. Но главной проблемой все же были инвестиции: космос не какая-нибудь электронная коммерция, тут не получится начать на скромные личные средства.

Летом 2015-го One Space и LandSpace обзавелись офисами в районе Ичжуан на юго-востоке Пекина — будущей Мекке китайских ракетостроителей-частников. В 2018 году One Space успешно провела первый в истории Китая полет частной ракеты на твердом топливе OS-XO, которую также называют Chongqing Liangjiang Star. Носитель может доставить 100 кг груза на орбиту в 800 км от Земли. А вот второй запуск не удался: в 2019 году до орбиты не долетела ракета OS-M1. Тем не менее после первого удачного запуска компании удалось по итогам очередного инвестраунда привлечь 300 млн юаней ($43,6 млн) инвестиций, главным образом от фонда CICC Jiatai Equity Fund. Еще до этого, с 2015 по 2018 год, One Space сумела привлечь на свои проекты 800 млн юаней ($116 млн).

У LandSpace первый блин вышел комом — в 2019-м ракета Zhuque-1 на твердом топливе не сумела подняться на орбиту. Однако разработчики не унывают — в следующем году они намерены запустить Zhuque-2 на метан-кислородном жидком топливе. На ее разработку по итогам третьего раунда финансирования в сентябре прошлого года компания привлекла более 1,2 млрд юаней ($175 млн), а всего за год ей удалось получить 1,8 млрд юаней ($270 млн). В планах у компании сделать ракеты типа Zhuque-2 многоразовыми. Как заявило ее руководство, используемое в двигателях ракеты топливо позволяет сделать ее экологичной: во время сгорания в атмосферу не попадает углерод; сам запуск к тому же будет более дешевым.

Космический туризм в пролете
Частное ракетостроение развивается в США с 2002 года, когда была основана SpaceX, однако приносить первые коммерческие успехи она начала лишь недавно. Триумфом стал успешный запуск 31 мая этого года космического корабля Crew Dragon, который доставил двух астронавтов NASA на Международную космическую станцию. Незадолго до этого оценочная стоимость SpaceX достигла $46 млрд. Успехи других «частников» впечатляют намного меньше. Так, компания Virgin Galactic британского миллиардера Ричарда Брэнсона обещала запустить первых космических туристов еще в конце 2000-х и даже успела продать билеты на суборбитальный полет более чем 600 клиентам, получив $80 млн. Однако после крушения в 2014 году испытательного самолета, при котором погиб пилот, продажа билетов была приостановлена, а первый запуск отложен на неопределенный срок. Продолжает кормить потенциальных клиентов завтраками и другой пионер частного ракетостроения, владелец Amazon Джефф Безос, который планировал доставить туристов в безвоздушное пространство еще в 2015 году.

Есть частное ракетостроение и в России: в начале октября «Роскосмос» и компания «Многоразовые транспортные космические системы» (МТКС) подписали соглашение о сотрудничестве на пять лет. МТКС обещает сделать многоразовый космический корабль, способный доставлять и возвращать грузы с МКС вдвое дешевле, чем сейчас это стоит у Илона Маска.

Разбить чашку с рисом
Шу Чан и Чжан Чанъу — предприниматели первой волны, мечтатели, которые заставили инвесторов заинтересоваться частной космической отраслью. Бизнесмены второй волны, напротив, пришли в отрасль, увидев выгоду. Их появление говорит, что бизнес убедился, что на космосе можно будет заработать.

Пэн Сяобо — основатель компании i-Space, или «Космическое величие», бывший сотрудник Китайского исследовательского института ракетной техники. Он один из тех, кто рискнул разбить «железную чашку риса», как в Китае называют стабильную работу на государство, и начать свое дело. Если во время начала политики реформ в 1980-х начинающие коммерсанты говорили, что «выходят в море», то Пэн Сяобо, можно сказать, вышел в открытый космос. И выход оказался успешным. Уже в 2018-м i-Space запустила две суборбитальные ракеты Hyperbola-1S и Hyperbola-1Z. А спустя год ракета Hyperbola-1 (SQX-1) доставила на орбиту первые в истории страны коммерческие мини-спутники CubeSats для китайских технологических компаний ZeroG Lab и ADA-Space. Два спутника отправили в космос для тестирования, а третий спустился обратно на Землю после запуска.

)
На очереди многоразовая Hyperbola-2. В августе 2020 года по итогам второго раунда финансирования компания собрала на ее разработку 1,2 млрд юаней ($174 млн). По сравнению с ракетой Falcon 9 от SpaceX возможности китайских ракет и впрямь выглядят некоей гиперболой: «Сокол» Илона Маска способен доставлять на низкую околоземную орбиту (НОО) более 22 т, а на геопереходную (ГПО) — более 5 т полезного груза. Пекинские стартапы тут пока далеко позади: Zhuque-2 может вывести на НОО 4 т груза, Hyperbola-2 — в два раза меньше, а ракеты компании One Space не поднимут на орбиту и 500 кг. И ни одна из них пока не рассчитана на запуск объектов на ГПО.

Запуск китайской ракеты “Тяньмень” с марсианским зондом. Фото Синьхуа

Другой предприниматель, разбивший государственную «чашку риса», — Мяо Цзяньцюань, десять лет проработавший в Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации. Он задумался о своем бизнесе в конце 2016-го. Обсудил с семьей, пообщался с потенциальными инвесторами и спросил себя: «Конечно, я хочу запускать спутники, но, если я провалюсь, смогу ли я вернуться на работу в госсектор?» Словом, его охватывали те же сомнения, что и остальных. Сразу после новогодних праздников в 2017-м он и десять его коллег уволились и основали компанию по разработке микроспутников Qiancheng Exploration Technology. Она стала одной из первых, чей офис открылся в «китайской Кремниевой долине» — научном центре Чжунгуаньцунь в Пекине.

Почти два года ушло на поиск инвесторов, и наконец в августе 2019-го на солнечно-синхронную орбиту (500 км высоты) отправился первый 65-килограммовый спутник Qiancheng-1, оснащенный камерами разрешением до 2 м и аппаратурой связи. Основные функции устройства — дистанционное зондирование, которое, в частности, позволит ему проводить мониторинг влажности почвы в наблюдаемой зоне. Также спутник обладает навигационными и телекоммуникационными возможностями — способен передавать данные и изображение. Заказчики Qiancheng Exploration Technology в основном государственные агентства сферы безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сельского хозяйства и городского управления. Как отмечают в компании, «ее спутники внесут вклад в дело родины по созданию космической инфраструктуры, поддержат национальную оборону и обеспечат пространственные данные для других важных сфер».

Qiancheng Exploration Technology не единственные, кто отправляет в космос коммерческие спутники. В сентябре 2020 года на орбиту с космодрома в Желтом море были заброшены девять спутников Jilin-1 Gaofen 03-1 компании Chang Guang Satellite Technology Co. Один из них будет создавать видео для государственной телекомпании CCTV. Другой — для известной китайской видеоплатформы «Билибили». Задача 42-килограммового объекта — делать цветные фото и видео Земли разрешением 1,2 м с высоты 535 км, а также снимать другие космические тела. Кадры платформа использует для создания образовательных передач о науке, технологиях, природе и истории планеты. Представитель «Билибили» Ли Ни пояснил, что это первый подобный орбитальный аппарат, управляемый китайской интернет-компанией. Скоро, по его словам, пользователи платформы смогут с его помощью сами делать спутниковые снимки любых мест земного шара.

Маски сброшены
Казалось бы, рынок коммерческих аэрокосмических услуг в Китае расцветает: инвесторы активно вкладываются в разработки, компании борются за право доставлять коммерческие спутники на орбиту, и в стране вот-вот появится свой Илон Маск. Но есть нюансы. И спутник Qiancheng-1 и его конкурента Jilin-1 Gaofen 03-1 в космос доставили ракеты-носители, разработанные государственной структурой — Китайским исследовательским институтом ракетной техники. «Китайский космос практически на 100% государственный, — пояснил РБК Василий Кашин, старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, специалист по военно-промышленному комплексу КНР. — Он состоит из гигантского концерна — Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC), которая выпускает космическую технику, и ряда других крупных государственных научных учреждений. Правительство КНР поощряет создание частных фирм, они пытаются выйти на рынки космических запусков и производить легкие космические аппараты. Но у них маленькая доля по сравнению с госкорпорациями».

Госагентство является единственным в стране провайдером пусковых систем, его услугами пользуются все коммерческие игроки. А сами запуски проводятся с площадок, находящихся в ведении Народно-освободительной армии Китая. Кроме того, большинство стартапов пока не обладают собственными ракетами и вынуждены пользоваться услугами государственных организаций, которые обходятся недешево. Китайские власти не раскрывают точную стоимость одного запуска на ракете «Великий поход», но, по некоторым данным, на запуск в космос на «Великом походе» 1 т груза частные компании тратят $8,2–8,5 тыс. Американский Falcon 9 и российский «Протон-М» гораздо экономичнее — первый может доставить в космос тонну груза в среднем за $2,7 тыс., второй — за $2,8 тыс.

Поэтому появление китайского Илона Маска в «китайской Кремниевой долине» не более чем спекуляция, считают эксперты. «Маск работает [в частном секторе] при поддержке американского правительства, в Китае такого человека появиться не может, — пояснил журналистам китайского издания The Paper источник в индустрии. — Маск использовал чертежи, сотрудников, проекты и результаты испытаний NASA. Помимо технической поддержки NASA дало ему еще шанс, когда у него не запустилась первая ракета. В Китае такого Маска не будет».

Плюс, по сравнению с американскими, китайские бизнесмены более приземленные и осторожные. Отчасти это обусловлено их происхождением: большинство — выходцы из госсектора и отправились в свободное плавание в рамках военно-гражданской интеграции отрасли, обозначенной на XVIII съезде Компартии Китая 2012 года. Исследователи китайской космической индустрии отмечают, что все ведущие компании имеют тесные связи с КПК. Частным предпринимателям в Китае разрешили вступать в Компартию в начале 2000-х, и с тех пор многие активно пользуются такой возможностью. Например, в партии состоят Шу Чан и Мао Цзяньцюань.

Еще одно препятствие для появления китайской SpaceX — напряженные отношения Пекина и Вашингтона. «SpaceX работает на мировом рынке, а Китай находится под американскими санкциями, — указывает Василий Кашин. — Поэтому в перспективе частные китайские компании могут запускать только спутники дружественных стран на основе китайских компонентов, но на большой мировой рынок с китайскими носителями и услугами трудно выйти».

Появление частных игроков в такой чувствительной отрасли — показатель здоровой экономики. Китайские власти поощряют на желающих «выйти в открытый космос», однако значительных субсидий и технической поддержки, какую получала SpaceX, им не предоставляют, ведь и главным заказчиком разработок, и ключевым собственником средств производства остается государство. А потому мощный частный космос в Китае, несмотря на его бурное развитие, мир пока вряд ли увидит.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать