Родился Римантас Антанас Станкявичюс 26 июля 1944 в Мариямполе, недалеко от Каунаса.
В 1962 году окончил марьямпольскую вторую среднюю школу, после нее поступил в Черниговское ВВАУ, которое окончил в1966 году.
С 1966 года Римантас на службе – в !969 году в группе Советских войск в Германии, а в 1972 году стал командиром звена в эскадрилье, расквартированной в городе Мары ( Туркменистан). В 1971-72 годах будущий летчик испытатель участвовал в боевых действиях в Египте, дослужившись до звания майора.
В 1975 году окончив школу летчиков-испытателей ЛНИИ в Жуковском, остался работать ы том же центре. Испытал 57 типов самолетов, том числе и МИГ-29 на резком перепаде высот. Налетал Римантас в общей сложности 4000 часов, получив в 1982 году квалификацию летчика-испытателя 1-го класса.
Еще в 1977 году начинаются работы по созданию российского аналога американского «Шаттла» и наш герой назначается в группу для подготовки к полету. Два года спустя медкомиссия подтверждает его годность к этому эксперименту, а в феврале 1982-го заверяет т свою квалификацию « космонавта-испытателя».
В 1984 году Станкявичюс начал практическую подготовку к полету на российском «челноке» Бур ан, обучаясь как ручному так и автоматическому управлению ими в самолетах лабораториях на базе Ту-154 и МиГ-25.
Римас Станкявичюс провел 14 испытательных полетов на аналоге корабля «Буран». После смерти своего коллеги, Анатолия Левченко в 1988 году, стал заместителем командира отряда «космонавтов-испытателей».
Есть сведения, что в смутном 1989-м Станкявичюс готовился вместе с Виктором Афанасьевым и Виталием Севастьяновым к космическому полету на орбитальную станцию “Мир”. Однако, когда планы эксплуатации « Мир» снова были изменены, полет был отменен. Здесь мы поэтому ничего не утверждаем из-за ненадежности источников.
В критическом 90-м году Станкявичюс начал принимать участие в авиашоу за рубежом. Участвовал со своим Су-27 в авиашоу в Эверетте (США), а в сентябре поехал в Италию, в Тревизо.
9 сентября того же года, выполняя над аэродромом Тревизо «кадушку» ( в отличие от всем известной «бочки», когда машина переворачивается по горизонтали, здесь надо идти в жесткую «вертикаль», что связано с резким перепадом давления, чреватого потерей управления. Пилот сделал это в точке чуть ниже расчетной и не смог погасить скорость, даже выправив машину на «горизонталь» перед посадкой.
Похоронен в Каунасе , на воинском кладбище « Аукшчю Шанчяй» ( Верхние Шанцы, если в славянском произношении). Там упокоились воины и литовского и польского и русского происхождения. В Жуковском есть мемориал пилота, и его именем названа улица-проезд. В Марьямполе в его честь названа средняя школа.
А Вы говорите…. Это вам не ” Огромное небо” в исполнении Пьехи. Это реальный офицер Римантас Станкявичюс. Не деливший небо между Россией и Литвой.
Поэтому – Честь его памяти.
Главред.
Редакция несет ответственность за каждое слово в данной статье.