Иона, известный в Священном Коране как Юнус [ُونُس], был пророком Аллаха. Библия утверждает, что он был Пророком, посланным к народу Ниневии (2 Царств 14:25).
Когда мы изучаем Священный Коран и упоминаем пророка Юнуса, мы видим, что его история действительно является иллюстрацией Божественного милосердия. Иона упоминается в Священном Коране в разных местах. Он известен как Дхун-Нун (человек рыбы) (21:88) и был назван “Сахаб аль-Хут” (Спутник Рыбы) в Священном Коране (68:49).
Иона, сын Амиттая, родился в Гефефере, в колене Завулоновом. Он жил во времена правления либо Иеровоама II, либо Иоахаза, около 850 года до н.э. Иона был пророком, у которого была важная миссия для народа Ниневии. (Пятитомный комментарий к Корану, том 2, стр. 892)
Сначала жители Ниневии не поверили в его призыв. Как и всем пророкам, Ионе противостоял его народ, и он пророчествовал, что их постигнет божественное наказание. Однако они были спасены после искреннего раскаяния перед Аллахом.
Святой пророк помнит Иону
Большинство, если не все мусульмане, знают историю путешествия Святого Пророка в Таиф, который расположен в сорока милях к юго-востоку от Мекки. Святой Пророк провел там десять дней, проповедуя; однако руководители города проигнорировали его послание и попросили его уехать. Фактически, жители города забросали Святого Пророка камнями, чтобы заставить его уйти. Ища убежища в фруктовом саду в трех милях от Таифа, раб-христианин по имени Аддас преподнес Святому Пророку поднос с виноградом. Когда Святой пророк спросил его о его происхождении, Аддас ответил, что он из Ниневии. В ответ Святой пророк упомянул, что Юнус, сын Амиттая, также происходил из Ниневии, подчеркнув, что он был почитаемой и пророческой фигурой, во многом похожей на него самого. (Биография пророка Сират Ибн Хишама, Фонд Аль-Фалах, стр. 80)
Святой Проророк и Юнус имели большое сходство. Жители Ниневии сначала воспротивились Ионе и отвергли его призыв. Однако, столкнувшись с угрозой Божественного наказания, они раскаялись и в конечном счете были спасены. Священный Коран также упоминает об этом в суре “Юнус” (10:99). Примерно таким же образом неверующие Мекки сопротивлялись Святому Пророку и выступали против него; однако после падения Мекки они подчинились. В конце концов, все они приняли миссию Пророка и получили Божественную милость.
Сура Юнус
Десятая глава Священного Корана называется сура «Юнус». Она названа в честь пророка Ионы,- Юнуса, поскольку повествует о конкретном случае из его жизни. Названия сур в честь пророков или предметов носят целенаправленный характер, указывая на то, что содержание этих сур имеет отношение к лицам или предметам, в честь которых они названы. (Пятитомный комментарий, том 3, стр. 1209)
Хазрат Четвертый халиф Ахмадийята заявил:
«В суре “Юнус” говорится о народе, который был полностью спасен от наказания, угрозу которого они получили. И в следующей суре ”Худ” говорится о таких народах, которые были полностью уничтожены из-за своего неверия”. (Священный Коран, перевод на урду Хазрата четвертого халифа, стр. 331)
“Сура X [10] названа в честь Юнуса и повествует о городе, который уверовал в единого Бога, и поэтому его участь ’наказания и деградации в нынешней жизни” была предотвращена”. (Энциклопедия ислама, новое издание, Лейден Э.Дж. Брилл, 1986, том 11, стр. 347-348)
Юнус был послан к народу наситававшему был 100 000 человек
Этот Пророк упоминается по имени в различных местах Священного Корана.
В Священном Коране говорится, что он был послан в качестве посланника к 100 000 человек или более и что его народ верил в его божественное послание и миссию:
وَاَرۡسَلۡنٰہُ اِلٰي مِائَةِ اَلۡفٍ اَوۡ يَزِيۡدُوۡنَ فَاٰمَنُوۡا فَمَتَّعۡنٰہُمۡ اِلٰي حِيۡنٍ
“И мы отправили его посланником к сотне тысяч человек или более, и они уверовали; поэтому мы дали им пропитание на некоторое время”. (Сура “ас-Саффат”37: 148-149)
Люди времен Юнуса извлекли большую пользу из предупреждения о Божественном наказании. Они быстро раскаялись и уверовали в высказанное Юнусом, избежав грозящего наказания. Их случай освещен в Священном Коране как пример для неверующих во всех пророков.
‘И рыба проглотила его’
Знамение, о котором часто рассказывают, вспоминая жителей Ниневии, – это знамение Юнуса и кита.
В Библии говорится, что Иона предсказал уничтожение своего народа в течение 40 дней:
«И начал Иона входить в город, находившийся на расстоянии дня пути, и воскликнул, и сказал: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена» (Иона, 3:4).
Люди, которым проповедовал Юнуса, раскаялись, смирились перед Богом и, следовательно, были спасены от неминуемого наказания.
В Священном Коране записано, что пророк Иона попытался совершить путешествие на лодке. Лодка попала в шторм и в результате была выброшена за борт, после чего его проглотила рыба.
“Когда он бежал на нагруженный корабль; и он бросил жребий [с командой корабля] и оказался в числе проигравших. И рыба проглотила его, пока он обвинял [себя]. И если бы он не был из тех, кто прославляет [Бога], он, несомненно, оставался бы в его чреве до Дня Воскресения. Затем мы бросили его на голый участок земли, и он заболел; и мы вырастили над ним тыквенное растение”. (Сура аль-Саффат, 37: 141-147)
Именно в этот момент пророк Юнус вознес молитву Аллаху:
لَّاۤ اِلٰہَ اِلَّاۤ اَنۡتَ سُبۡحٰنَکَ ٭ۖ اِنِّيۡ کُنۡتُ مِنَ الظّٰلِمِيۡنَ
“Нет Бога, кроме Тебя, Свят Ты. Воистину, я был одним из беззаконников” (сура “Аль-Анбия”, 21: 88)
В свете этой молитвы Святой пророк, как сообщается, сказал, что мольба Дхун-Нуна, пророка Ионы, находясь во чреве кита, была такой: «Нет Бога, кроме Тебя, Свят Ты. Воистину, я был одним из беззаконников». Поэтому всякий раз, когда мусульманин обращается с этой молитвой, Аллах непременно отвечает ему. (Джами‘ ат-Тирмизи, хадис 3505)
Пророк Иона оставался во чреве кита до того, как был выброшен оттуда по его просьбе.
Именно об этом знамении упоминал Иисус, как записано в Библии:
«Тогда некоторые из книжников и фарисеев ответили, говоря: учитель, мы хотели бы увидеть знамение от тебя. Но он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и не будет дано ему знамения, кроме знамения пророка Ионы; ибо как Иона был три дня и три ночи во чреве кита, так и Сын человеческий будет три дня и три ночи и три ночи в сердце земли.» (Матфея, 12:38-40)
Объясняя случай с пророком Ионой, Основатель ахмадийята пишет:
«Почему было предотвращено наказание, которое должно было постигнуть его народ? В Дурр-и-Мантуре, а также в других книгах и в Книге Ионы написано, что божественному наказанию было суждено настигнуть их, но, увидев признаки приближающейся гибели, они раскаялись и обратились к своему Создателю, который простил их, и их наказание было предотвращено. Ионаас, со своей стороны, ожидал наказания, чтобы прийти в назначенный день, и ходил по округе, расспрашивая людей о новостях. Он расспросил фермера о Ниневии. Человек ответил, что все хорошо. Услышав это, Юнус пришел в глубокое смятение и сказал:
لن ارجع الي قومي کذابا
“Я никогда не вернусь к своему народу лжецом’. При наличии этого прецедента и очень убедительного свидетельства Корана, выдвигать возражения против любого из моих пророчеств, которые были в основном условными, противоречит духу праведности. Праведный человек не имеет обыкновения высказывать свое мнение необдуманно и всегда быть готовым его отвергнуть.
“История пророка Юнуса действительно болезненна и жалостлива, и в то же время в ней есть мораль. Это записано в книгах, прочтите ее внимательно. Далее говорится, что Иона был брошен в реку и оказался во чреве рыбы. Только тогда было принято покаяние”. (Лекция Лудхиана, стр. 42)
История Юнуса: иллюстрация Божественного милосердия
Когда мы углубляемся в историю религии и исследуем истории различных пророков, посланных к своим народам, случай с Юнусом становится мощным напоминанием о великой милости Аллаха. Искреннее раскаяние жителей Ниневии доставило огромное удовольствие Аллаху, что привело к отмене их неминуемого наказания.
“Почему не было [других] людей, кроме народа Юнуса, которым следовало бы уверовать, чтобы их вера принесла им пользу? Когда они уверовали, мы сняли с них наказание позора в этой жизни и дали им пропитание на некоторое время”. (Сура “Юнус”, 10: 99)
Этот стих дает представление о милости Аллаха. Всемогущий Бог подчеркивает исключительную природу народа Юнуса, который, обратившись к Богу, был спасен от божественного наказания. В этом стихе подчеркивается отсутствие каких-либо других людей, сравнимых с ними в их искреннем раскаянии и освобождении.
Основатель ахмадийята хазрат Гулам о пророке Юнусе, молитве и Божьем милосердии
Намекая на природу Божьего милосердия, хазрат Гулам основатель ахмадийята сказал:
«Различное проявление природы Бога также является милосердием. В случае с народом Юнуса, да пребудет с ним мир, Бог ниспослал категорическое откровение, но когда они начали плакать и причитать, их наказание было предотвращено, и Бог обратился к ним с милосердием. Следовательно, существует особый восторг, который испытывается в различных проявлениях природы Бога, но наслаждаться им могут только те люди, которые плачут перед Ним и умоляют Его со смирением и кротостью. Я часто поражаюсь, видя, что люди льстят другим людям, подобным им самим, но не обращаются к Богу таким же образом” (Малфузат [2022], том 1, стр. 218-219).
Далее Хазрат Гулам утверждает:
“Молитва – это мощный щит, который ведет к успеху. Народ Юнуса, да пребудет с ним мир, был спасен от неминуемого наказания благодаря их плачу и молитвам. В моем понимании слово мухаватат означает ‘гнев’. Арабское слово “хут” означает “рыба”, а слово «полдень» в арабском языке используется как для обозначения “гнева”, так и для обозначения “рыбы”. Короче говоря, Иона был охвачен состоянием гнева. Дело в том, что, когда наказание было предотвращено, в его голове возникли мысли о возражении и жалобе на то, что сделанное им пророчество и его молитва пропали даром. Он также был расстроен тем, что то, что он предсказал, не сбылось. Все эти мысли составляли его состояние гнева. Урок, который мы извлекаем из этого, заключается в том, что Аллах может изменить решение судьбы, и что плач, причитания и благотворительность могут свести приговор о наказании к нулю; отсюда принцип раздачи милостыни. Таковы способы угодить Аллаху. В науке толкования сновидений богатство олицетворяется печенью человека. Вот почему раздача милостыни равносильна, так сказать, отдаче своей жизни. Когда человек занимается благотворительностью, он проявляет огромную степень искренности и стойкости. Однако факт в том, что простые слова бесполезны, пока они не подкреплены практикой. Причина, по которой благотворительность по-арабски называется «садака», заключается в том, что она является отличительной чертой правдивых (садикин). В жизнеописании Ионахаса Дурр-и-Мантур записал, что Юнус сказал Всемогущему Аллаху: “Я всегда знал, что если кто-нибудь придет до Тебя, Ты смилостивишься». Как утверждает Бог:
ايں مشت خاک را گر نہ بخشم چہ کنم
“Если я не прощу эту горсть праха, тогда что мне делать?” (Малфузат [английский], том 1, стр. 243-244).
Автор- Джалис Ахмад
Al-Hakam