Главная История и География Високосный год приходится на 29 февраля, а не на 32 декабря из–за причуды римского календаря и привередливых средневековых монахов

Високосный год приходится на 29 февраля, а не на 32 декабря из–за причуды римского календаря и привередливых средневековых монахов

через Исмаил
0 комментарий 20

 

Вы когда-нибудь задумывались, почему дополнительный день високосного года приходится на 29 февраля, нечетную дату в середине года, а не на конец года 32 декабря? Есть простой ответ и немного более сложный.

Давайте начнем с простого ответа. Несколько древних культур (включая ранних христиан) верили, что мир был сотворен весной, и поэтому март был началом года. Это означает, что когда римский календарь добавлял дополнительный день в феврале, они фактически добавляли день в конце своего года. Итак, простой ответ заключается в том, что мы поместили високосный день в конце февраля, потому что так делали римляне.

За исключением того, что это не совсем верно. Римляне добавили дополнительный день не 29 февраля, а 24 февраля, и именно здесь начинается более сложный ответ. Римляне вели календарь, отсчитывая время в обратном порядке от определенного времени месяца: календ (1 марта), нон (7 марта) и ид (15 марта). В пьесе Шекспира Юлию Цезарю, как известно, было сказано: «Берегись мартовских ид», также известных как 15 марта, день его убийства.

Если бы римляне начали отсчет с первого дня марта, который они называли календами, и двигались в обратном направлении, то их дни развивались бы ретроспективно следующим образом: календы – это 1 марта, вторые календы – 28 февраля, третьи календы – 27 февраля и так далее, пока 24 февраля не станет шестыми календами марта. В високосный день они добавили вторые шестые мартовские календы, которые они назвали «биссекстильным днем», то есть вторым шестым днем. В более старых трудах различного рода вы все еще увидите, что люди называют високосный день, 29 февраля, днем биссекстиля.

Монахи и високосный день

Эта практика добавления високосного дня в феврале продолжалась в средние века и преподавалась в монастырских классах. Писавший в 11 веке англосаксонский ученый Бирхтферт из Рамси объяснял своим студентам: “[День бисекстиля] назван так потому, что бис – это “дважды”, а секстус – “шестой”, и потому, что в этом году мы говорим ‘шестые мартовские календы’ [24 февраля] сегодня и на следующий день мы снова произносим ‘шестые мартовские календ’ [25 февраля]”.

Учениками Бирхтферта были монахи и священники, и им нужно было знать о високосном дне, чтобы они могли правильно рассчитать религиозные праздники, такие как Пасха. Пасху сложно рассчитать, потому что это первое воскресенье после первого полнолуния, после весеннего равноденствия (21 марта по средневековому календарю, 20 марта по современному летоисчислению).

Если вы не укажете високосный день, вы также перенесете весеннее равноденствие на неправильный день, и внезапно ваш приход будет отмечать целый ряд религиозных обрядов – от Пепельной среды до Великого поста, Страстной недели и Пятидесятницы – в неправильный день.

Для Биртферта и его современников празднование этих святых праздников в неподходящий день было немаловажным делом. Они верили, что правильный отсчет времени лежит в основе самой структуры Вселенной.

Самая известная диаграмма Биртферта.

Биртферт был известен своими сложными диаграммами, и эта (слева) – его самая известная. Эта диаграмма показывает космическое соответствие между временами года (представленными на внешней схеме астрологическими знаками) с точками равноденствия и солнцестояния, расположенными по углам.

Переходя к внутренней ромбовидной форме, вы видите четыре стихии (земля, ветер, огонь и вода), четыре этапа жизни человека (юность, отрочество, зрелость и старость) и четыре времени года.

На внутреннем ромбе изображены четыре стороны света по-гречески (север, юг, восток и запад), расположенные таким образом, что они пишутся как “Адам”, что относится к первому человеку, но также и к человеческой природе Христа. Взятая вместе, эта диаграмма показывает, как элементы на земле и небесах соотносятся друг с другом и удерживаются в равновесии с Христом в центре и связаны снаружи временем, которое контролирует и упорядочивает мир.

Для Бирхтферта и многих средневековых церковников, подобных ему, правильное вычисление дат – это нечто большее, чем надлежащее соблюдение религиозных праздников, это почитание роли Бога в сотворении Вселенной.

Монастырский класс Бирхтферта также показывает, почему простого ответа «потому что это сделали римляне» недостаточно, чтобы объяснить, почему мы до сих пор отмечаем этот високосный день в феврале, спустя почти 1600 лет после падения Рима.

В любой момент високосный день мог быть изменен на что-то, что имело бы больше смысла в современном календаре. Тем не менее, дата должна была оставаться в феврале на протяжении всего средневековья – и остается до сих пор – так что дополнительный день вставляется перед весенним равноденствием и празднование Пасхи продолжается.
Ребекка Стивенсон, Доцент древнеанглийского языка, Университетский колледж Дублина

The Conversation

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать