Главная История и География Столпники,  крайние аскеты- отшельники византийской эпохи

Столпники,  крайние аскеты- отшельники византийской эпохи

через Исмаил
0 комментарий 34

ОСтолпники, люди, которые практиковали самую строгую форму аскетизма в ранние дни христианства, довели желание оставить мир позади и стать отшельниками до крайности, с которой мало кто мог сравниться.

Живя на столпах или колоннах, иногда даже на стилобатах из натурального камня, как в Метеорах, Греция, эти люди стали символом высшей формы преданности Богу в византийскую эпоху. Несколько других столпников (греческое слово style означает «столб») позже последовали за ним.

Практика отделения себя от человечества началась не с христианства. Действительно, практикующие индуистскую веру также делали это на протяжении многих веков, подвергаясь крайним лишениям, чтобы достичь более высокого сознания, которое достигается строгой физической дисциплиной.

Человек, который прожил на столбе 37 лет
И вопреки распространенному мнению, эта древняя практика не исчезла до недавнего времени. На фотографии, сделанной в Афинах в 1861 году в храме Зевса Олимпийского, видно небольшое здание на его вершине, в котором еще недавно жил столпник.

Святой Симеон Столпник был первым из ранних христиан, кто удалился и жил в таком чрезвычайно уединенном образе жизни, но он, конечно, не был последним.  ЕГо практике подражал  святой Симеон Столпник Младшеий с Лесбоса; позже многие монахи удалились в район Метеоры с его естественными столпами из натурального камня и жили на них там, позже построив целые монастыри на вершинах с только съемными лестницами для доступа.

Святитель родился около 390 года в Сисе, столице Киликийского армянского царства, и провел там свою жизнь, а затем переехал в Сирию. Греческая версия старого названия его города, Сисион (Σίσιον), использовалась в византийский период.

Святой Симеон Столпник
Золотая табличка 6-го века с изображением Святого Симеона Столпника, раннехристианского отшельника, который прославился тем, что сидел на вершине колонны в рамках своего религиозного рвения. Сейчас в Лувре мемориальная доска изображает искушение в виде змеи, угрожающей святому Симеону, который изображен с раковиной морского гребешка над ним как символ чистоты. Фото: Музей Лувра

Сегодня руины церквей, монастырей, замков и дворцов можно увидеть со всех сторон древнего города. Величественный замок, монастырь и церковь, построенные Львом II, в которых находилась коронационная кафедра царей Киликийской Армении, были примечательны вплоть до Геноцида армян.

На рубеже ХХ века около 5600 из 8000 населения составляли армяне; Однако все они были депортированы или убиты во время геноцида армян.

Преподобный Симеон скончался 2 сентября 459 года в возрасте 68 или 69 лет как известный подвижник, оставивший свой след в истории христианства, написав при жизни не менее трех биографических литературных произведений.

 

И он умер так же, как прожил 37 лет – на вершине своего столпа, расположенного в Калаат-Семаане в византийской Сирии между городами Алеппо и Антиохией.

До сих пор существуют три основные ранние биографии Симеона, в том числе первая из них, написанная Феодоритом, епископом Кирским, города, основанного Селевком Никатором вскоре после 300 г. до н.э. Биография включена в его труд «Церковная история».

Невероятно, но эта биография первого столпника была написана еще при жизни Симеона, и Феодорит рассказывает о нескольких событиях, свидетелем которых он сам является.

Рассказчик второй биографии называет себя Антонием, учеником Симеона. Однако дата и происхождение этой работы неизвестны. Третий – сирийский источник, датируемый 473 годом. Это самая длинная из трех и самая расточительная в своих похвалах Симеону; ставя Симеона в один ряд с ветхозаветными пророками, она изображает его как основателя раннехристианской церкви.

Столпники


Храм Зевса Олимпийского, сфотографированный в 1861 году Димитриосом Константину, на фоне Акрополя. В то время, когда была сделана фотография, в небольшом здании на вершине Храма жил столпник.
Все три источника были переведены на русский язык.

Известно, что Симеон был сыном пастуха. После разделения Римской империи в 395 году н.э. Киликия, регион, где родился святой, вошла в состав Восточной Римской империи., христианство там быстро укоренилось.

Симеон почитается как святой Коптской Православной, Восточной Православной и Римско-Католической Церквями. Формально он известен как Симеон Столпник Старший, чтобы отличить его от Симеона Столпника Младшего, Симеона Столпника III и Симеона Столпника с Лесбоса.

Преподобный Симеон Столпник Младший был одним из первых подвижников, вступивших на путь крайнего подвижничества. 

По свидетельству Феодорита, ревность к христианству у преподобного Симеона развилась в тринадцатилетнем возрасте после чтения заповедей блаженства. Он ушел в монастырь, не достигнув шестнадцатилетнего возраста. С самого начала своей монашеской жизни он предался практике аскетизма, настолько экстремального, что его братья считали его непригодным для какой-либо формы общинной жизни.

Поэтому они попросили Симеона покинуть монастырь.

Поэтому он заперся в хижине на полтора года, где провел весь Великий пост без еды и питья. Когда он вышел из хижины, это достижение было воспринято как чудо. Позже он стал постоянно стоять прямо, пока его конечности поддерживали его, как форму самоумерщвления.

Святой Симеон Столпник с Лесбоса некоторое время сидел на вершине колонны, как и его герой, настоящий святой Симеон; однако, покинув свой столп и приняв участие во многих интригах с византийским двором, он стал верным другом императрицы. Фото: Деметриос Андрианис

От хижины до горной пещеры и колонны в поисках покоя

По прошествии этого периода Симеон искал новое место для жизни подальше от людей на скалистом мысе на склонах того, что сейчас является частью горы Шейх Баракат горы Симеон, которая была названа в честь святого.

Он предпочел жить в узкой пещере. Однако к тому времени его репутация выросла до такой степени, что толпы паломников начали стекаться в этот район, чтобы найти его, спрашивая его совета или его молитв, оставляя ему недостаточно времени для его собственных молитв.

Это, в конечном счете, привело его к принятию еще одного нового образа жизни, чтобы достичь мира и спокойствия, которых он так сильно желал.

Симеон находит свою колонну в Таладе (Сирия)

В конце концов Симеон наткнулся на колонну, которая сохранилась среди руин в соседней Теланиссе (современная Талада, Сирия), на вершине которой была небольшая платформа. Именно там Симеон, наконец, обрел покой, которого так отчаянно искал.

Чтобы прокормиться, маленькие мальчики из соседней деревни взбирались на столб и передавали ему свертки с лепешками и козьим молоком. Возможно, он также подтягивал еду в ведрах с помощью шкива или брашпиля.

Когда другая группа монахов, живших в пустыне неподалеку, услышала о Симеоне, они захотели испытать его, чтобы определить, были ли его экстремальные подвиги основаны на смирении или гордыне — одном из величайших грехов, согласно христианству.

Они решили приказать Симеону в монашеском послушании сойти со своего столпа. Если он не повиновался, они планировали силой повалить его на землю, но если он был готов подчиниться их приказам, они должны были оставить его на столбе. Симеон проявил полное послушание и смирение, и монахи велели ему оставаться на месте.

Первый столб, на котором сидел Симеон, был немногим более трех метров (десять футов) в высоту. Позже он переместил свою платформу на другие, еще более высокие столпы, пытаясь еще дальше отдалиться от людей и их влияния, стремясь к обожению с Богом.

 

«Жара тридцати лет и холод стольких же зим»

Последний столб, который он занимал, был, как сообщается, более пятнадцати метров (пятьдесят футов) в высоту. На вершине колонны находилась платформа, которая, как полагают, имела площадь около одного квадратного метра и была окружена балясиной.

Великий историк Эдвард Гиббон в своем великом труде «История упадка и падения Римской империи» так описывает жизнь Симеона:

На этой последней и возвышенной станции сирийский анахорет выдержал жару тридцати лет и холод стольких же зим. Привычка и упражнение научили его сохранять свое опасное положение без страха или головокружения и последовательно принимать различные позы преданности.

Иногда он молился в прямой позе, вытянув руки в форме креста, но его самой привычной практикой было сгибание своего скудного скелета ото лба до ступней; И любопытный зритель, набравший тысячу двести сорок четыре повторения, наконец прекратил бесконечный рассказ… больной Отшельник скончался, так и не спустившись со своей колонны.

Однако, как это часто бывает в жизни, именно то, чего мы пытаемся избежать, в конце концов настигло Симеона. Во всяком случае, новый столб привлек еще больше людей, как паломников, которые посещали его раньше, так и новых экскурсантов. Симеон, всегда покладистый, несмотря на свою потребность в общении с Богом, каждый день после обеда был готов поговорить с посетителями.

С помощью лестницы те, кто хотел пообщаться со святым, могли подняться на расстояние разговора с ним.

Известно, что святой Симеон писал письма, текст некоторых из которых сохранился даже до наших дней, в которых наставлял учеников, а также читал лекции собравшимся под его столпом.

Историки отмечают, что в наибольшем контрасте с крайней экономией, которую он практиковал, его проповеди выражали умеренность и сострадание и были отмечены здравым смыслом и свободой от фанатизма.

Византийский император Феодосий прислушивался к советам святого Симеона

Естественно, слухи о великом благочестии Симеона вскоре достигли церковной иерархии и императорского византийского двора. Император Феодосий II и его жена Элия Евдокия очень уважали Симеона и прислушивались к его советам, а император Лев I почтительно внимал его письму в пользу Халкидонского собора.

Говорят, что Симеон также переписывался с Женевьевой Парижской, которая впоследствии стала покровительницей столицы Франции.

Патриарх Антиохийский Домнин II посетил преподобного и даже совершил Божественную литургию на столпе святого где-то между 441 и 448 годами.

Однажды, когда Симеон был болен, Феодосий послал трех епископов просить его спуститься вниз и позволить себе принять врачей. Однако, верный своему образу, Симеон предпочел оставить свое здоровье в руках Бога, и вскоре он выздоровел.

Вскоре вокруг основания колонны была построена двойная стена, чтобы толпы людей не подходили слишком близко и не мешали его молитвенному сосредоточению. Ни одна женщина не могла переступить черту стены, даже его собственная мать; Говорят, что он сказал ей: «Если мы достойны, то увидимся в жизни грядущей».

Она подчинилась его желанию, оставаясь в этом районе и с тех пор сама ведет монашескую жизнь в безмолвии и молитве. Когда она умерла, Симеон попросил, чтобы ему принесли ее гроб; эта сцена изображена на нескольких иконах преподобного Симеона.

Жизнь на вершине столпа: крайний аскетизм и разрушение язычества в древнем мире
Житие святого Симеона вдохновляет многих последователей

Скончался святой Симеон 2 сентября 459 года. Ученик обнаружил, что его тело, склонившись в молитве, все еще останавливает его столп. Патриарх Антиохийский Мартириос совершил отпевание преподобного при огромном стечении народа. Он был похоронен неподалеку от столба. Память святого отмечается 1 сентября Восточной Православной и Восточной Католической Церквами.

Многие подвижники следовали примеру преподобного Симеона Столпника в монашестве. В течение следующего столетия столпники были обычным явлением по всему христианскому Леванту.

Святой Симеон Столпник Лесбосский, живший с 765/66 по 844 гг. н.э., был монахом, пережившим два покушения на свою жизнь во время второго периода византийского иконоборчества, который длился с 814 по 842 год.

Чтобы изолировать себя от мирских неурядиц и суматохи периода иконоборчества, он взобрался на столбообразное сооружение, похожее на башню, и уединился, постился, поклонялся и учился.

После того, как он был втянут в борьбу с иконоборчеством, он был сослан на остров у Лесбоса. Позже он отправился в Константинополь, где в конце концов стал доверенным советником императрицы Феодоры. Он известен как Святой Симеон Столпник Младший, чтобы отличить его от первого такого названного святого.

Останки преподобного Симеона Столпника в Антиохии
Как это часто бывает с популярными святыми, между Антиохией и Константинополем возник спор за обладание останками святого Симеона Столпника. Предпочтение было отдано Антиохии, и большая часть его мощей была оставлена там для защиты города, не обнесенного стеной.

Руины огромного здания, воздвигнутого в его честь, известного по-арабски как Калаат Семаан или «Крепость Симеона», можно увидеть и посетить сегодня. Расположенные примерно в тридцати километрах к северо-западу от Алеппо, они состоят из четырех базилик, построенных от восьмиугольного двора к четырем сторонам света, образуя большой крест.

В центре двора стоит основание колонны, на которой стоял Симеон. Поступило сообщение о том, что 12-го мая 2016 г. в столб попала ракета, выпущенная, по всей видимости, с российских самолетов, поддерживающих сирийское правительство в беспорядках в этой стране.

Фото- Одним из столпников, самым крайним отшельником византийской эпохи, был святой Симеон Столпник. Он был первым христианским святым, который провел годы на вершине колонны в качестве формы дисциплины, которая позволила ему быть ближе к Богу. Фото: Исторический музей Санока, Польша

 

По материалам греческих СМИ

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать