Главная История и География Древние греки упоминаются в «Рамаяне», главном эпическом произведении Индии

Древние греки упоминаются в «Рамаяне», главном эпическом произведении Индии

через Исмаил
0 комментарий 9

Иллюстрация: Господь Рама возвращается с победой в Айодхью, Пахари, Кангру. 
В «Рамаяне», великой индийской эпической поэме, в разных главах упоминаются греки. Это означает, что греки действительно жили на территории современной Индии до создания этой эпической поэмы, в которой рассказывается о путешествии добродетели в поисках порока.

«Рамаяна» создавалась на протяжении почти тысячелетия. По оценкам учёных, самая ранняя стадия создания текста пришлась на период между VIII и IV веками до н. э., а более поздние стадии — вплоть до III века н. э.

Однако Санкалия уточняет, что только после второго греческого вторжения индийцы познакомились с греками и индо-греками. Это произошло после того, как греки осадили Паталипутру и Мадхьямику в Раджастхане. Паталипутра находится на территории современной Патны в Восточной Индии, а Мадхьямика — это крепость на холме, которая сейчас является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО недалеко от Читора.

Согласно грузинской теории, после того как греки, скифы и кушаны пришли в Индию, за ними последовали абхиры, гунны и гурджары. Однако в «Рамаяне» нет упоминаний ни об абхирах, ни о гуннах.

«Бала-канда» «Рамаяны» Вальмики повествует о детстве Господа Рамы, седьмого воплощения индуистского бога Вишну, который был принцем, а затем и царём Айодхьи. По крайней мере, часть «Бала-канды» датируется временем до II века н. э., но после второго индо-греческого вторжения.Греки впервые вторглись в Индию под предводительством Александра Македонского в 326 году до н. э., когда они пересекли реку Инд и вошли в Пенджаб. На самом деле Айодхья какое-то время находилась под властью греков, как и Матхура. Таким образом, и в Рамаяне, и в Махабхарате, втором из двух главных санскритских эпосов, упоминаются греки.

Рамаяна и Илиада

Санскритская «Рамаяна», написанная Вальмики, содержит почти пятьдесят тысяч стихотворных строк. Она намного длиннее, чем «Илиада» или «Одиссея». В частности, «Илиада» и «Рамаяна» имеют несколько общих черт, и многие исследования были посвящены сравнению этих двух литературных произведений. В «Илиаде» героем является Ахиллес, а в «Рамаяне» — Рама. «Рамаяна» буквально означает «Путешествие Рамы».

Сходства ” Илиады” и Рамаяны

В «Илиаде» Парис похищает Елену, и Троя подвергается нападению и сгорает. В «Рамаяне» похищают Ситу, жену Рамы, и Ланка подвергается нападению и сгорает из-за Ханумана, обезьяны-командующего армией обезьян, который в детстве пытался схватить Солнце, приняв его за фрукт.

Раму сопровождает Лакшман, которого он очень любит, и в какой-то момент он получает тяжёлое ранение в бою и едва не умирает от ран, но его спасает Хануман. Точно так же за Ахиллесом следует Патрокл, который предан ему. Патрокл ранен и убит Гектором, который пронзает его копьём в живот.

Греки в Рамаяне

 

Эллинистический барельеф на индийском субконтиненте.

В древнейшем религиозном тексте индусов, Ригведе, греки упоминаются как Алины, то есть эллины, или древние греки. Это свидетельствует о присутствии греков в Азии даже в те далёкие времена. В первой книге «Рамаяны» под названием «Детство», которая описывает детство Господа Рамы и подготавливает почву для последующих событий, упоминаются саки (скифы), палхавы (персы), яваны (греки) и явана-мишрита (индо-греки).

Книга «Кишкиндха» — четвёртая книга «Рамаяны». В четвёртой книге царь Сугрива, царь обезьян из Кишкиндхи — царства Ванар в индуизме, ныне называемого Хампи, — посылает группу Ванар, или обезьян, на поиски Ситы. Сита — известная индуистская богиня, прославившаяся своей храбростью и преданностью. В «Рамаяне» она известна своей скрытой силой.

Ванарам, которых отправили на поиски Ситы, также было велено отправиться на территорию ионийских греков, которые были одними из первых чужеземцев, прибывших в Индию. Таким образом, ванары были отправлены на север, где они должны были искать Ситу повсюду, в том числе на различных горных хребтах, в Китае и даже среди яванов — ионийцев или, в более широком смысле, греков.

Есть три очень характерные особенности «Сундара-канды», пятой и самой популярной книги «Рамаяны» Вальмики. В этой книге рассказывается о приключениях героя-обезьяны Ханумана, который перепрыгнул через океан на остров Ланку, согласно Санкалие. Там он встречает сооружения, в том числе питейные заведения и спортивные стадионы (кридагрихи) индо-греческого происхождения.

Господь Рама дал Хануману кольцо, чтобы убедить Ситу в том, что он является посланником Господа Рамы. Согласно Санкалие, на кольце было имя Рамы. Такие кольца впервые появились, когда индо-греки и другие народы правили в Таксиле и на северо-западе Индии.

На самом деле, лучшее и, возможно, единственное свидетельство существования таких колец в ранний период было найдено в Таксиле. К счастью, это было подробно описано и проиллюстрировано Джоном Маршаллом, генеральным директором Индийской археологической службы (1902–1931) в годы британского владычества.

Вишвамитра и греки

Упоминания о греках встречаются в связи с мудрецом Вишвамитрой как в «Рамаяне», так и в «Махабхарате». Вишвамитра был царём кшатриев, который попытался украсть священную корову Нандини, подаренную Индрой, царём дэвов, или полубогов.

Корова была подарена брахману по имени Васиштха, который, согласно «Рамаяне», был учителем Господа Рамы. Брахман — это тот, кто обладает такими добродетелями, как честность, щедрость, хорошее поведение, дисциплина и сострадание. Например, брахманами являются священники и йоги.

Священная корова стала враждебно настроенной, и её гнев был настолько сильным, что она напала на войска Вишвамитры. Таким образом, из разных частей тела коровы появились разные этнические группы. Из её чрева появилась армия греков, которая затем напала на войска царя Вишвамитры и уничтожила их.

Когда Вишвамитра стал свидетелем того, как аскетическая сила Васиштхи уничтожила его войско, он почувствовал отвращение к силе воинов и пришёл к выводу, что ни его сила, ни богатство не могут противостоять силе брахмана. Поэтому он оставил своё обширное царство и царские богатства, чтобы вести жизнь отшельника.

Вишвамитра решил стать аскетом и вместо этого стал великим мудрецом. Он прославился своими йогическими способностями. Таким образом, можно сказать, что греки сыграли важную роль в преображении Вишвамитры, и считается, что греки сражались с армиями Вишвамитры, скифов и персов, используя широкие мечи.

Дашаратха и греки

Дашаратха был императором Айодхьи, города на берегу священной реки Сарайю в индийском штате Уттар-Прадеш. Он также был отцом Господа Рамы. Дашаратха женился на Кайкейи, дочери Кекаи. Кекая был царём Гандхары, которая соединяла торговые пути Индии, Центральной Азии и Ближнего Востока и поэтому была культурно разнообразной и значимой.

Древнегреческий историк Геродот свидетельствует, что гандхарские наёмники из Первой Персидской империи были набраны в армию императора Ксеркса I (486-465 гг. до н. э.), которую он повёл против греков. В эпосе «Рамаяна» даётся лишь общее описание страны, но не упоминаются названия местных рек.

Однако утверждения о том, что страна по обоим берегам реки Инд была плодородной и красивой, верны и по сей день. Этой территорией правили иностранцы, такие как персы, греки, индо-греки, скифы, парфяне, саки и кушаны, которые правили в период с 500 г. до н. э. по 100 г. н. э. Автор «Бала Канды» знаком с саками, яванами и явана-мисритами.

Несколько удивительно, что автор «Уттара-канды» довольствуется неопределённым общим названием «гандхарва». Гандхарва — это, по сути, член группы небесных существ в дхармических религиях, таких как индуизм, буддизм и джайнизм, в которых мужчины являются божественными исполнителями — певцами и музыкантами, а женщины — божественными танцовщицами. Другими словами, это небесные полубоги, служащие музыкантами для дэвов (богов).

Последующее заявление царя Юдхаджита из Кекаи о том, что он «завоюет этих гандхарвов и построит здесь два города», имеет большое значение. В Сиркапе (Таксила), городе, завоёванном индо-греками, есть не менее трёх дворцовых комплексов с храмами, о которых идёт речь.

В каждом дворцовом комплексе было несколько дворов. Различные залы, упомянутые в «Рамаяне» при описании резиденции Дашаратхи и Рамы, вероятно, очень похожи на дворцы и храмы индо-греков в Сиркапе, согласно Санкалие.

Столп Гелиодора, он же Гелиодора, Гаруда


Структура и декоративные элементы колонны Гелиодора в Видише, Индия. Изначально колонна поддерживала статую Гаруды. 
Согласно «Юга-пуране», религиозному тексту индуистов, вторгшись в Айодхью, Панчалу и Матхуру, греки затем достигли Кусумадхваджи, известного как «город с цветочным штандартом». Когда была достигнута укреплённая толстым слоем глины насыпь в Паталипутре, на территории современной Патны, во всех провинциях царил беспорядок и полный хаос.

В конце концов, началась великая битва. Деметрий был индо-греческим царём, осаждавшим Айодхью и Мадхьямику, о которых упоминает Йогагуру Патанджали. Греки, правившие этими священными городами индусов, были довольно терпимыми и открытыми, потому что вместо преследований индийские религии были широко распространены в греческом обществе.

Господь Рама и Господь Кришна были воплощениями индуистского бога Вишну, которому, согласно надписи на колонне Гелиодора, поклонялся Гелиодор, посол индо-греческого царя Антиalcidas. Антиalcidas правил в своей столице Таксиле примерно с 115 по 95 год до н. э.

Текст на колонне гласит: «Эта колонна Гаруды, бога богов, была воздвигнута здесь Гелиодором [Гелиодором], Бхагаватой, сыном Дийи [Диона], из Таккхашилы [Такшилы], греческим послом, прибывшим от великого царя Амталакиты [Антиалкидаса] к царю Касипутре [Кашипутре] Бхагабхадре, Спасителю, процветающему в [его] четырнадцатом году».

Таким образом, греческий индуизм и греческий буддизм сыграли важную роль в распространении этих религий в глобальном масштабе, как было показано в этой статье, способствуя смешению культур на Индийском субконтиненте.

Арунанш Β. Госвами

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать