Рейс 411 Boeing 747 авиакомпании Olympic Airways в Афинах почти потерпел крушение
Самолет Olympic Airways, который едва не врезался в Афины.
Драматическое падение Boeing 747 компании Olympic Airways над Афинами в 1978 году остается свидетельством исключительного пилотирования в экстремальных условиях. Учитывая последние достижения в области безопасности полетов, размышления об этом событии подчеркивают важность обучения и принятия мгновенных решений для предотвращения катастрофы, что делает эту историю столь же захватывающей сегодня.
9 августа 1978 года самолет авиакомпании Olympic Airways едва не потерпел крушение в центре Афин, причем пилоту удалось избежать катастрофы лишь в последние секунды полета.
Это был жаркий августовский день в международном аэропорту Эллиникон, когда четыреста пассажиров сели на рейс 411 Olympic Airways в Нью-Йорк, большинство из которых были гражданами США, возвращавшимися из летнего отпуска в Греции . На этом дальнем трансатлантическом рейсе было восемнадцать членов экипажа.
Пилот Сифис Мигадис, который управлял 370-тонным реактивным самолетом, имел тридцатидвухлетний опыт полетов. Его сопровождал второй пилот Константинос Фикардос, также опытный пилот, с которым он часто летал.
То, что произошло всего за девяносто три секунды в тот день, навсегда запечатлеется в памяти 418 человек, находившихся на борту Boeing 747 авиакомпании Olympic Airways .
Взлет и отказ двигателя самолета Olympic Airways
В 14:00 того дня экипаж занял свои места, и самолет вышел на взлетно-посадочную полосу. Самолет перевозил 160 тонн топлива, поскольку ему предстояло лететь напрямую из Афин в Нью-Йорк.
Во время взлета самолет не смог подняться достаточно высоко. Прежде чем колеса успели оторваться от земли, раздался взрыв из правого двигателя, который был поврежден.
Мигадис не смог остановить самолет и приказал Фикардосу поднять колеса, чтобы продолжить взлет.
Тем временем бортинженер, как только увидел повреждение двигателя, перекрыл подачу воды, отключив систему впрыска воды во всех двигателях. При этом самолет потерял 4500 фунтов тяги.
Пилоту с трудом удавалось поднять Boeing 747 достаточно высоко, и люди из наземного управления думали, что самолет рухнет на Афины.
На минимальной высоте полета пилоту удалось преодолеть первое препятствие, которым оказался холм в районе Алимос. Высота холма составляла 200 метров (656 футов).
Мигадис летел на высоте всего 209 метров (685 футов), прежде чем самолет снова начал терять высоту. В то же время Фикардос посылал отчаянные сигналы тревоги на диспетчерскую вышку.
В аэропорту зазвонили сирены, когда огромный реактивный самолет пролетал над жилыми домами Каллифеи и Неа Смирны, едва не задев крышу здания Interamerican на авеню Сиггру.
По словам бортпроводника, из окон они могли видеть, как сотрудники, работающие в офисах, оглядывались на самолет в полном изумлении.
В этот момент самолет летел со скоростью всего 160 миль в час на невероятной высоте 55 метров (180 футов) над землей.
Пилот решает разбиться на холме
Мигадис решил сохранить самолет в устойчивом горизонтальном положении, так как он хорошо знал закон аэродинамики. Как он сказал в интервью, он нарушил множество правил авиации, чтобы удержать свой самолет в воздухе.
Он решил не разворачиваться и не пытаться маневрировать, чтобы выйти из ситуации. Он держал самолет прямо, так как он решил попытаться добраться до горы Эгалео, чтобы разбить самолет в необитаемой местности.
В течение этих драматических девяносто трех секунд двое мужчин в кабине молчали. В то же время инженер отчаянно пытался отремонтировать двигатели любыми доступными ему способами, в то время как пилоты оставались сосредоточенными, спокойными и собранными.
Это было причиной того, что большинство пассажиров не понимали, что происходит, и у них сложилось впечатление, что низкий полет над Афинами был запланирован. На самом деле, некоторые из пассажиров фотографировали из окон, когда они пролетали прямо над крышами.
В 14:05 легкий ветерок помог Boeing 747 подняться на несколько футов выше, что в сочетании с уменьшением уровня воды помогло самолету слегка развернуться, прежде чем он врезался в гору Эгалео в Афинах.
Самолет Olympic Airways приземлился в Эллиниконе
Прямо перед тем, как самолет должен был врезаться в гору Эгалео, Мигадис в последнюю секунду принял решение и совершил несколько отчаянных маневров, сумев развернуть самолет и вернуться в Эллиникон .
Люди в диспетчерской не знали, что происходит, потому что не было никакой связи из кабины. Когда они увидели Boeing 747, возвращающийся из Пирея, они не могли поверить своим глазам.
Мигадис пролетел над морем недалеко от Пирея и слил часть топлива, сделав самолет легче и позволив ему благополучно вернуться на аэродром Эллиникон и посадить его .
Возвращение самолета было встречено на земле бурными аплодисментами. Когда Мигадис вышел из самолета, он увидел двух своих дочерей, ожидающих его.
Обе женщины были уведомлены двоюродным братом, который видел, как самолет пролетал в нескольких метрах над футбольным полем «Паниониос», и сказал им, что он едва не задел опоры освещения и мог бы разбиться.
Самообладание, навыки и опыт Мигадиса, несомненно, спасли тысячи жизней. Если бы самолет упал в густонаселенной местности, исход был бы плачевным. Самолет летел на малых высотах, которые кажутся невозможными. Даже инженеры Boeing заявили, что для этого самолета было невозможно оставаться в воздухе на таких низких скоростях.
После едва не случившейся трагедии Мигадис, как герой, занял свое место в кабине запасного самолета и в 18:00 вместе с остальным экипажем перевез четыреста пассажиров через Атлантику в Нью-Йорк.
Как заявил Мигадис в интервью 1994 года: «Те из нас, кто выжил в тот день, — безбилетники в жизни».
Пилот героически нарушает правила, чтобы спасти Boeing 747 и Афины от катастрофы!
Достижения в области безопасности полетов с 1978 года
Ужасающая почти катастрофа Boeing 747 компании Olympic Airways в 1978 году служит критическим примером эволюции стандартов безопасности полетов. С тех пор отрасль стала свидетелем значительного прогресса в технологиях, обучении и правилах, призванных предотвращать такие опасные ситуации.
Улучшенные технологии кабины экипажа: Появление более сложной автоматизации кабины экипажа, включая более совершенные системы автопилота и усовершенствованные системы оповещения, значительно снизило вероятность ошибки пилота, которая была одним из факторов многих аварий в 1970-х годах.
Расширенная подготовка пилотов: сегодняшние пилоты проходят строгую подготовку, которая включает в себя имитацию сценариев, подобных катастрофе 1978 года, что гарантирует им лучшую готовность справляться с непредвиденными чрезвычайными ситуациями. Сюда входит обучение Crew Resource Management (CRM), которое фокусируется на эффективной командной работе и коммуникации в ситуациях высокого давления.
Изменения в регулировании: в ответ на инциденты, подобные едва не потерпевшему крушение самолету Olympic Airways, международные авиационные органы, такие как Международная организация гражданской авиации (ИКАО), ввели более строгие правила, особенно касающиеся работы кабины экипажа и координации управления воздушным движением.