Главная История и География «Балканизация» Ирана-это фантазия. И вот почему».

«Балканизация» Ирана-это фантазия. И вот почему».

через Времея и Мир
0 комментарий 47

 

Протесты, вызванные серьезным кризисом с водой в юго-западной провинции Хузестан, вновь привлекли внимание к дискриминации этнических меньшинств в Иране. Во время демонстраций, в ходе которых силы безопасности убили по меньшей мере восемь человек, протестующие, подчеркивающие нехватку воды и ухудшение экономических условий, выкрикивали лозунги против режима и Верховного лидера Аятоллы Али Хаменеи.

Это не первый случай, когда экологический кризис вызывает протесты в богатом нефтью Хузестане, жители которого в течение многих лет страдают от экономических трудностей и серьезных экологических проблем. В начале 2017 года в провинции разразилась большая волна протестов после сильных пыльных бурь, которые сопровождались проливными дождями и наводнениями, что привело к длительным отключениям электроэнергии и воды в регионе.

Этнические арабы (в основном шииты по вероисповеданию)составляют около трети 4,7-миллионного населения провинции. Остальная часть  состоит из народностей  бахтиаров, луров и персов. В течение нескольких ночей, начиная с 15 июля, протесты в основном проходили в районах арабского большинства, но вскоре к ним присоединились и жители Изеха, города, в котором проживает большинство бахтиаров. Этнические разногласия, по-видимому, не играют центральной роли в протестах, и в некоторых случаях звучали призывы к солидарности и единству между этническими арабами и бахтиарами. Вскоре протесты солидарности вспыхнули в нескольких городах Ирана, включая столицу Тегеран, Тебриз, Исфахан и Карадж. Это, однако, не помешало некоторым западным комментаторам охарактеризовать протесты в Хузестане как «этнонациональные» и представить их как еще один признак этнического  разделения  в Иране.

Безусловно, этническая проблема в Иране,, присутствует и очевидна уже давно. Этнические меньшинства, включая азербайджанцев, курдов, арабов, белуджей и других, которые проживают в основном в периферийных районах, составляют почти половину населения Ирана и представляют собой серьезную проблему для Исламской Республики. Эти меньшинства продолжают заявлять о преднамеренной дискриминации со стороны центрального правительства. Централизованная стратегия развития Ирана создала широкие социально-экономические разрывы между центром и периферией и несбалансированное распределение государственных ресурсов. Власти также обвиняются в препятствовании изучению местной культуры и языков в школах в провинциях, населенных в основном меньшинствами. В течение многих лет в Иране продолжаются общественные дебаты по поводу преподавания местных языков, требующие выполнения статьи 15 конституции страны, в которой признается право меньшинств изучать свой родной язык в школе.

Дискриминация в отношении этнических меньшинств спровоцировала несколько протестов и даже ожесточенных столкновений в районах, где они проживают. Например, в мае 2006 года в Тебризе и других городах азербайджанцами населенных провинций вспыхнули беспорядки после того, как государственная газета опубликовала карикатуру, изображающую говорящего по-тюркски азербайджанца в виде таракана. В феврале 2014 года этническая напряженность вновь возникла после трансляции телесериала, который был воспринят как оскорбительный для народа бахтиари, проживающего на юго-западе Ирана. В начале октября 2020 года среди этнических азербайджанцев в северо-западном городе Тебриз вспыхнули протесты в поддержку Азербайджана в его конфликте с Арменией из-за отколовшегося региона Нагорного Карабаха. Время от времени в Хузестане, Систане и Белуджистане, а также Иранском Курдистане вспыхивают ожесточенные столкновения между силами безопасности и сепаратистскими организациями, подпитываемыми продолжающейся дискриминацией и экономическими требованиями.

В истории Ирана имели место сепаратистские движения среди этнических групп, некоторые из которых привели к созданию независимых государств—пусть даже на короткий период, таких как Курдская Республика Махабад и Народное правительство Азербайджана, созданное Советами в конце Второй мировой войны. Вспышки насилия также вспыхнули в районах проживания меньшинств после революции 1979 года, особенно в первые два года существования Исламской Республики. Однако большинство претензий, выдвигаемых этническими меньшинствами, представляют собой их требования устранить дискриминацию и решить свои экономические и социальные проблемы, а не стремление отделиться от Ирана.

Более того, в Иране существует значительная чувствительность (даже среди критиков иранского режима) к сепаратистским тенденциям, особенно к любым внешним попыткам поощрять этническую сегрегацию, которая может подорвать территориальную сплоченность Ирана и привести к его распаду. Конференция, состоявшаяся в Каире, Египет, в январе 2012 года под названием “Поддержка народа Ахваз”, вызвала критику и возмущение в иранских СМИ и в Интернете. В конференции приняли участие представители сепаратистского движения за освобождение Ахваза (которое выступает за отделение Хузестана от Ирана и создание арабского государства—мусульманские священнослужители, а также несколько представителей египетских политических движений, в том числе советник президента Египта Мухаммеда Мурси). Эта новость возмутила многих иранцев, которые резко раскритиковали египетские власти и потребовали официального ответа от Каира за оспаривание территориальной целостности Ирана.

Несмотря на глубокие различия между различными этническими группами, Иран на протяжении веков существовал как отдельное политическое и культурное образование с уникальной национальной идентичностью, в отличие от большинства арабских национальных государств, границы которых были сформированы западными державами после Первой мировой войны. Различия между историческим развитием этнических меньшинств, их религиозной принадлежностью (сунниты и шииты) и степенью их интеграции в иранское общество также значительно снижают угрозу, которую меньшинства представляют для национальной сплоченности Ирана.

Например, арабы, проживающие в Иране, являются преимущественно шиитами, что укрепляет их привязанность к иранскому национальному государству и значительно сорвало усилия иракского диктатора Саддама Хусейна по мобилизации их поддержки во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Представители этнических меньшинств также занимали несколько руководящих должностей на протяжении многих лет, в том числе Верховный лидер Хаменеи (наполовину азербайджанец по отцовской линии), бывший лидер реформистов и премьер-министр Мир-Хоссейн Мусави (азербайджанец), бывший спикер парламента Мехди Каруби (лур) и секретарь Высшего совета национальной безопасности Али Шамхани (араб). Более того, нельзя отрицать культурные связи и коллективные воспоминания, общие для иранцев разных национальностей, такие как война против Ирака. Кроме того, как показали ученые Расмус Эллинг и Кеван Харрис в своем исследовании, основанном на обширном социальном опросе, проведенном в Иране в 2016 году, многие иранцы не всегда однозначно определяют свою этнокультурную идентичность и иногда считают себя принадлежащими более чем к одной этнической группе.

Несмотря на растущие протесты в последние годы, многие иранцы, включая противников и критиков Исламской Республики, по-прежнему, похоже, обеспокоены возможностью того, что альтернатива нынешнему режиму может быть еще хуже и что революционные изменения могут привести к политическому хаосу и могут быть использованы врагами Ирана для разрушения их родины. Эта озабоченность усилилась еще больше, учитывая опыт Арабской весны в последнее десятилетие. Мало того, что вероятность использования этнических разногласий для подстрекательства меньшинств к восстанию против Тегерана кажется ничтожной, она может оказаться контрпродуктивной и побудить многих иранцев «сплотиться вокруг флага», чтобы сохранить территориальную целостность своей страны.

Автор- доктор Раз Зиммт-научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), специализирующийся на Иране. Он также является ветераном-наблюдателем за Ираном в израильских силах обороны.

По материалам  Вашингтонского курдского института

Фото- Бахтиары в национальных костюмах

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать