Главная История и География Моджадиды: Имам Мухаммад аль- Бухари

Моджадиды: Имам Мухаммад аль- Бухари

через Времея и Мир
0 комментарий 190

Все мировые религии,  идущие от пророка Ибрагима- Авраама , наряду со Священным Писанием имеют и то, что называется Священным Преданием. Священное Предание исторически формируется после Писания и призвано раскрыть и детализировать его смыслы применительно к разнообразному земному бытию человека и народов в конкретной исторической перспективе. В иудаизме в качестве «священного предания» можно обозначить притчи-мидраши, а также главный источник иудейского религиозного права – Талмуд, в христианстве – решения т.н. «вселенских соборов» (съездов епископов всемирной христианской церкви), а в исламе – это Сунна ( слово, собственно и означающее «предание»), основу которой составляют хадисы- небольшие повествования с высказываниями Пророка Мухаммада и  рассказами о его действиях и поступках.

Специфическая чать Сунны, так называемые «хадисы-кудси» («святые» хадисы»). отличаются от иных хадисов тем, что в них передаются непосредственно распоряжения и рекомендации Бога от первого лица в словесном изложении Благословенного Пророка.  Их можно читать без «тахарата» (омовения), и они не используются в молитвах. Традиционно для сборников отбирается 40 хадисов аль-Кудси. Отличие хадисов кудси от аятов Корана: 1 Коран как по форме, так и по смыслу восходит к Аллаху, а хадис кудси — по смыслу к Аллаху, а по форме от пророка Мухаммада; 2. Чтение Корана  есть поклонение Аллаху, а чтение хадисов кудси поклонением не является. Имеются и другие, малые и большие, отличия Священного Корана от хадисов кудси.

 

 

При жизни Пророка а у мусульман не было необходимости устанавливать достоверность хадисов и их передатчиков (рави). Однако после его смерти, уже при жизни сахабов, среди мусульман начинается раскол и появляются первые секты и течения, которые используют выдуманные и подложные предания от имени Мухаммеда для защиты своих убеждений. Сначала исследования иснадов и передатчиков хадисов носят бессистемный характер, но уже в первой половине II века по хиджре илм ар-риджал ( хадисоведение) оформляется в отдельную научную дисциплину

Первые хадисы появились еще во времена Пророка Мухаммада. В те времена еще не существовало  четко сформулированных правил, касающихся хадисов. Каждый такой маленький рассказ притча, переданный от сподвижников Пророка считался полностью достоверным.

Всего возможно  в обращении хадисов было несколько миллионов. При этом такое нагромождение этих мини-преданий и отсутствие системы их верификации  и связи с духом и буквой Корана привели к тому, что хадисами можно аргументировать практически любые точки зрения, в том числе  абсолютно противоположные и взаимоисключающие друг друга. Поэтому потребовалась специальная научно-прикладная дисциплина и для отбора среди хадисов наиболее достоверных, получившая название «усуль аль хадис» по-арабски, или хадисоведение  в русском варианте.

Сложилась хадисоведение на рубеже II-III столетий по хиджре. Первым «мухаддисом» можно назвать имама Ахмада ибн Ханбала. Он, по преданию, обработал более миллиона хадисов из которых 40 тыс. включил в свой сборник  «Муснад». В нем хадисы группировались по людям, их рассказчикам.

Но настоящий переворот в науке о хадисах совершил имама аль-Бухари. Именно сборник созданный им стал и является до сих пор ключевым для Сунны, и это позволило ему занять место в историческом ряду обновителей веры- моджадидов.

Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари аль-Джуфи ( его нисба – полное имя с упоминанием имен отдаленных предков и родственников  – родился после молитвы Джума в пятницу, 21 июля 810 года (13 Шавваля 194 года хиджры) в го: Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма‘иль ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардизбах аль-Джуфи аль-Бухари роде родился в городе Бухара в Большом Хорасане, сегодня это Узбекистан. Его отец, Исмаил ибн Ибрагим, знаток хадисов, был учеником и сподвижником Малика ибн Анаса, основателя т.н. маликитского мазхаба. Интересно, что он не попал в исторические списки моджадидов, возможно потому, что его богословско-правовая школа (мазхаб) была рассчитана, прежде всего, на жителей Медины и сформировавшийся здесь уклад.  Тем не менее, многие ученые богословы из Ирака передали и сохранили полученные от него хадисы.

 По преднаию, прадед имама Бухари, аль-Мугира, поселился в Бухаре после принятия ислама от губернатора Бухары Ямана аль-Джуфи. По обычаю, он стал мавлой (вольноотпущенником, находящимся под покровительством своего бывшего господина) Ямана, и его семья продолжала носить нисбу-фамилию «аль-Джуфи».

Отец аль-Мугиры, Бардизба, по мнению большинства ученых и историков, является самым ранним известным предком Бухари. Бардизба был зороастрийским магом и умер как таковой. Ас-Субки – единственный ученый, назвавший отца Бардизбы, которого, по его словам, звали Баззаба (персидский: بذذبه). Мало что известно ни о Бардизбе, ни о Баззабе, кроме того, что они были персами и следовали религии своего народа. Историки также не встретили никакой информации о деде Бухари, Ибрагиме ибн аль-Мугире.

Будущий имам  начал изучать хадисы в 205 году  хиджры, не достигнув и десятилетнего возраста. Он выучил наизусть труды [‘Абдуллы] ибн аль-Мубарака.  Мухаммада  воспитывала мать,  так как его отец умер, когда он был младенцем.

 Будущий мухаддис  начал писать книги и рассказывать хадисы, будучи еще подростком. Он  рассказывал: «Когда мне исполнилось восемнадцать лет, я начал писать о Сподвижниках, Последователях и их высказываниях. Это было во времена Убайда Аллаха ибн Мусы (одного из его учителей). В то время я также написал книгу по истории у могилы Пророка в Медине,  ночью в полнолуние».

 

В возрасте шестнадцати лет он вместе со своим братом и овдовевшей матерью совершил паломничество в Мекку. Оттуда он совершил ряд путешествий, чтобы расширить свои знания хадисов. Он посетил все важные центры исламского образования (Багдад, Дамаск, Куфу,Басру, аль-Кудс ( Иерусалим), был в Египте.) своего времени, беседовал с учеными и обменивался информацией о хадисах. Говорят, что он выслушал более 1000 человек и изучил более 600 000 традиций.[требуется цитирование]

После шестнадцатилетнего отсутствия он вернулся в Бухару и там составил свой аль-Джами ‘ас-Сахих, сборник из 7275 проверенных  хадисов, причем обработал он около 700 тысяч повествований , собранных не по именам их первых рассказчиков,  а по темам для того, чтобы  облегчить и сделать более эффективным использование хадисов в практической юриспруденции.

Его книга высоко ценится среди мусульман-суннитов и считается наиболее достоверным собранием хадисов, даже опережая « Муватта» имама Малика и Сахих Муслима, ученика Бухари Муслима ибн аль-Хаджаджа. Большинство суннитских ученых считают, что по степени подлинности он уступает только Корану. Он также написал другие книги, в том числе «аль-Адаб аль-Муфрад», представляющую собой сборник хадисов об этике и нравах, а также две книги, содержащие биографии рассказчиков хадисов, помогающие определить надежность  «иснада» (цепочки передатчиков хадисов), что является главным критерием надежности и достоверности  повествований

Имам аль-Бухари часто становился жертвой смуты и заговоров. Из-за этого его четырежды изгоняли из Бухары. В первый раз его изгнали в ранний период за то, что он издал фетву, согласно которой приемные отношения  (усыновление, или удочерение) действительны, даже если попить козьего молока или бараньего(???). Существует множество мнений о достоверности этого факта. Во второй раз его изгнали из Нишапура за то, что он утверждал, что вера (иман) не сотворена. В третий раз на одном из собраний имама, кто-то спросил его сотворена Речь Аллаха или нет. Имам аль-Бухари сначала попытался уйти от прямого ответа, но спрашивающий настаивал на своём, и в итоге имам сказал: «Речь Аллаха не сотворена, но наше её чтение сотворено». И люди не поняли имама аль-Бухари до конца и обвинили имама в том, что тот вводит , «бидаа» (новшество). Из Нишапура он отправился в Мерв, а затем из Мерва он переехал в Бухару].

Хотя Бухари свободно передавал то, что знал, каждому, кто хотел учиться у него, он держался подальше от  правителей, и считал посещение их дворцов поступком, унижающим науку[3]. Однажды эмир Бухары, Халид Зухри, попросил его обучать своих детей, но имам отказался, и эмир подговорил некоторых людей, и те стали дурно высказываться об убеждениях имама. Это вынудило его в четвёртый раз покинуть Бухару и отправиться к родственникам в город Хартанг (близ Самарканда). В этом городе имам и умер в 870 году в возрасте 60 лет.

  Полное название главного труда имама аль-Бухари: аль-Джами’аль-Шахид аль-Муснад аль-Мухтасар мин Умури Расули-ллахи ва сунанихи ва Айяамихи (Подлинный, сокращенный, поддерживаемый надежной цепочкой сборник  хадисов , касающимся Посланника Аллаха, Его Традиций и Его Времени).]

Сообщается, что Бухари с 16 лет много путешествовал по халифату Аббасидов, собирая те традиции, которые он считал заслуживающими доверия. Он посвятил 16 лет отбору хадисов, которые включил в свой Сахих, из коллекции, насчитывающей почти 600 000 повествований.[10] Источники расходятся в точном количестве хадисов в Сахихе Бухари, в зависимости от того, определяется ли хадис как пророческая традиция или повествование об этой традиции. Эксперты, в целом, оценили количество полных повествований иснада в 7 563, и без учета повторений или разных версий одного и того же отчета число пророческих традиций сокращается примерно до 2 602. В то время, когда Бухари увидел более ранние работы и передал их, он обнаружил, что в их изложении сочетается то, что считалось бы сахихом (правильным) и хасаном (хорошим), и что многие из них включали даиф (слабые) хадисы. Это пробудило у него интерес к составлению хадисов, подлинность которых не вызывала сомнений. Что еще больше укрепило его решимость, так это то, что сказал ему его учитель, знаток хадисов Исхак ибн Ибрагим аль-Хантали, более известный как Исхак Ибн Рахвайх. “Мы были с Исхаком Ибн Рахвайхом, который сказал: “Если бы вы только составили книгу только из достоверных повествований Пророка”. Это предложение осталось в моем сердце, поэтому я начал составлять Сахих”. Бухари также сказал: “Я видел Пророка во сне, и мне казалось, что я стою перед ним. В моей руке был веер, которым я защищал его. Я спросил некоторых толкователей снов, и они сказали мне: “Ты защитишь его от лжи”. Это то, что заставило меня создать Сахих”.

 

Сахих аль-Бухари содержит около 2600 хадисов без повторений и 7 563 хадиса с повторениями. Это важная книга в исламской литературе. Это первая книга, в которую включены только хадисы без толкований сподвижников и их преемников. Аль-Бухари считается наиболее достоверным источником хадисов.

 

Книга разделена на множество глав, охватывающих широкий круг вопросов, касающихся фикха, а также других тем. Она охватывает почти все аспекты жизни в обеспечении надлежащего руководства исламом, такие как метод совершения молитв и других действий поклонения непосредственно от исламского пророка Мухаммеда. Бухари закончил свою работу около 846/232 года хиджры и провел последние двадцать четыре года своей жизни, посещая другие города и ученых, обучая собранным им хадисам. В каждом городе, который посещал Бухари, тысячи людей собирались в главной мечети, чтобы послушать, как он излагает традиции. В ответ на сомнения западных ученых относительно фактической даты и авторства книги, носящей его имя, ученые отмечают, что известные ученые-хадисоведы того времени, такие как Ахмад ибн Ханбал (855 г. н.э. / 241 г. н.э.), Яхья ибн Маин (847 г. н.э. / 233 г. н.э.) и Али ибн аль-Мадини (848 г. н.э. / 234 г.н.э.), признали подлинность его книги ] и что  известность и обще употребительность  сборника делает маловероятным, что он мог быть пересмотрен после смерти автора без исторических записей.

 

В течение этого двадцатичетырехлетнего периода аль-Бухари внес незначительные изменения в свою книгу, в частности в заголовки глав. Каждая версия названа своим рассказчиком. Ибн Хаджар аль-Аскалани в своей книге “Нукат” утверждает, что количество хадисов одинаково в каждой версии. Наиболее известной на сегодняшний день является версия, рассказанная аль-Фирабри (ум. 932 г. н.э./ 320 г. н.э.), доверенным учеником Бухари, из которой сегодня исходят все печатные издания. Аль-Хатиб аль-Багдади в своей книге “История Багдада” цитирует слова Фирабри: «Около семидесяти тысяч человек слушали Сахих Бухари вместе со мной».

 

 Cо времен средневековья до наших дней идет дискуссия о богословских взглядах аль- Бухари.Большинство из них , что Аль-Бухари был «несгибаемым традиционалистом», который твердо придерживался оригинальной традиционалистской школы Ибн Ханбала, но пал жертвой ее самого радикального крыла из-за недопонимания. Вслед за своим учителем Ахмадом ибн Ханбалем Бухари, как утверждается, заявил, что «чтение Корана является элементом творения». Этим утверждением Бухари искал альтернативный ответ доктринам мутазилитов и заявил, что элемент творения применим только к людям, но не к Словам Бога. Его заявления встретили негативный отклик у некоторых знатоков хадисов. Реагируя на подобные взгляды, ученые-хадисоведы Багдада предостерегли жителей Нишапура от общения с аль-Бухари, упрятали его в тюрьму, а затем выгнали из города. Однако на самом деле Бухари имел в виду только человеческое действие по чтению Корана, когда он, как сообщается, заявил «лафзи би аль-Коран махлук» (сотворено мое чтение Корана) в споре о двусмысленном термине «лафз аль-Коран» (слово Корана). Многие современники алима  утверждали, что Бухари был исключен из-за зависти некоторых ученых Нишапура. Будучи человеком, который неохотно шел на  дебаты, рассматривая их, как нежелательные спекуляции (хауд), Бухари заявил в свои ранние годы:

«Коран – это Божья речь, несотворенная, и деяния людей сотворены, а мусульманская  «инквизиция» (имтихан) – это ересь (бидаа)».

 

В ответ на обвинения, выдвинутые против него различными учеными, Бухари составил трактат «Халк афаль аль-ибад», самое раннее традиционалистское изложение позиции, занятой Ахмадом ибн Ханбалем. Преодолевая противоречия, очевидные в грубых доктринах его ультра-традиционалистских обвинителей, таких как Аль-Дхули, Бухари объясняет, что Коран – это несотворенная речь Бога, но он также утверждает, что Бог создает человеческие поступки, как настаивали сунниты в своих нападках на позицию кадаритов по свободной воле. В первом разделе книги приводятся рассказы более ранних ученых, таких как Суфьян аль-Саури, которые подтверждали суннитскую доктрину о нетварной природе Корана и осуждали любого, кто придерживался противоположной позиции, как джахми или неверующего. Во втором разделе утверждается, что деяния людей сотворены, опираясь на стихи Корана и сообщения более ранних ученых-традиционалистов, таких как Яхья б. Саид аль Катлан. В последней части своего трактата Бухари начал резко опровергать рационалистов, утверждая, что человеческие поступки сотворены свободной волей Бога. Передавая повествования Пророка, Бухари защищал традиционалистское убеждение в том, что звук читаемого Корана создается. Кроме того, Бухари привел Ахмада Ибн Ханбала в качестве доказательства своей позиции в отношении  «лафз», вновь подтвердив наследие Ибн Ханбала и его преданность лагерю Ахль аль-Хадис. Яростно осуждая мутакаллимунов (спекулятивных теологов) Бухари пишет в «Хальк аф-‘аль Аль-‘Ибад»:

“Известно, что Ахмад и все «люди знания» придерживаются мнения, что Божья речь не сотворена и что вся остальная речь сотворена. Действительно, они ненавидели обсуждать и исследовать неясные вопросы, и они избегали людей диалектической теологии (калам), спекуляций (аль-хауд) и споров (таназу’), за исключением вопросов, в которых у них были [текстовые] знания”.

 

 Помимо  дискуссий, связанных с речью Бога, Бухари также отверг отказ от «кадара» (божественного указа, предопределения) в своем «Сахихе», процитировав стих из Корана, подразумевающий, что Бог уже определил все человеческие поступки с точным определением.[25] Согласно Ибн Хаджару, Бухари имел в виду, что если кто-то примет автономию в создании своих деяний, то  это означает, что он берет на себя   роль Бога и поэтому впоследствии будет объявлен многобожником. В другой главе Бухари опровергает вероучения хариджитов, и   эта  глава в книге была предназначена не только для того, чтобы опровергнуть хариджитов, но и всех, кто придерживался подобных убеждений.

 

 Аль-Бухари дал также своеобразную интерпретацию атрибутов Бога. В «Сахих» , в книге, озаглавленной «Тафсир аль-Коран ва ибаратих» [т.е. Толкование Корана и его выражений], сура аль-Касас, аят 88: «куллу шайин халикун илла Ваджха» [буквальное значение которого «все погибнет, кроме Его Лица»], алим указывает, что термин [илла Ваджха] в более глубокуом смысле означает означает: «кроме Его Суверенитета/Господства».  Также аллегорически ученый истолковывает имеющийся в этой суре и многих хадисах  термин например, термин  «дахт» (арабский: ضحت, букв. “смех”[Аллаха]), который  истолковывается как «Милость Аллаха».

Похоронен имам аль-Бухари в селении Хартанг в 25 км. От Самарканда. Это место было восстановлено после многих лет запустения в 1998 году. Здесь построен мемориальный комплекс имама аль-Бухари, включающий его гробницу, мечеть, медресе,, библиотеку и небольшую коллекцию антикварных экземпляров Корана. Правда здешняя гробница – это «кенотаф» (ложная гробница). Реальные останки имама были извлечены во время строительных работ и захоронены чуть ниже комплекса в небольшом мазаре (мавзолее).

Подготовил Валерий Емельянов  ИАЦ “Время и мир”

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать