Главная Ислам и Современность Коран о войне и мире

Коран о войне и мире

через Времея и Мир
0 комментарий 499

 

  Вместо предисловия: Одно из критических замечаний в адрес Священного Корана заключается в том, что его аяты поощряют насилие. Но в следующем отрывке из “Жизни Мухаммеда”, биографии Святого пророка, написанной  Хазратом Мирзы Башир-уд-дина Махмуда Ахмада, второго преемника Обетованного Мессии, мы видим, что подробное изучение стихов Священного Корана, касающихся войны, показывает, насколько мусульман призывают стремиться к миру, когда это вообще возможно.

 

Учение ислама отличается от обоих других единобожных  учений, он находит среднее между ними двумя. Ислам не учит агрессии, как это делал Моисей. И при этом оно, подобно современному (и, предположительно, искаженному) христианству, не проповедует противоречия. Он не просит нас подставить другую щеку и в то же время продать нашу одежду, чтобы купить меч. Учение ислама соответствует естественным инстинктам человека и способствует миру единственно возможным способом.

Ислам запрещает агрессию, но он призывает нас сражаться, если отказ от борьбы ставит под угрозу мир и способствует войне. Если отказ от борьбы означает искоренение свободной веры и поиска истины, наш долг – бороться. Это учение, на котором в конечном счете может быть построен мир, и это учение, на котором Пророк основывал свою собственную политику и свою практику. Пророк постоянно и последовательно страдал в Мекке, но не боролся с агрессией, невинной жертвой которой он стал. Когда он бежал в Медину, враг намеревался искоренить ислам; поэтому необходимо было бороться с врагом в защиту истины и свободы убеждений. Ниже мы приводим отрывки из Корана, которые касаются темы войны.

(1) В Коране 22:40-42 мы читаем:Разрешение сражаться дается тем, против кого ведется война, потому что с ними поступили несправедливо — и у Аллаха действительно есть сила помочь им — Тем, кто был несправедливо изгнан из своих домов только потому, что они сказали: “Наш Господь — Аллах” – И если бы Аллах не отталкивал одних людей с помощью других, несомненно, были бы разрушены монастыри, церкви, синагоги и мечети, в которых часто поминается имя Аллаха. И Аллах непременно поможет тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах Могуществен, Могущественен — Те, которые, если Мы утвердим их на земле, будут соблюдать молитву и выплачивать закят, предписывать добро и запрещать зло. И на Аллахе лежит окончательное решение всех дел.

В этом аяте подразумевается, что разрешение на борьбу дается жертвам агрессии. Бог вполне способен помочь жертвам — тем, кто был изгнан из своих домов из-за своих убеждений. Разрешение мудрое, потому что, если бы Бог не отразил жестокость с помощью праведников, в мире не было бы свободы веры и поклонения. Бог должен помогать тем, кто помогает установить свободу и поклонение. Отсюда следует, что боевые действия разрешены, когда народ долго страдал от бессмысленной агрессии — когда у агрессора не было причин для агрессии, и он стремится вмешаться в религию своей жертвы. Долг жертвы, если и когда она придет к власти, состоит в том, чтобы установить свободу вероисповедания и защитить все религии и все религиозные места. Его власть должна использоваться не для его собственного прославления, а для заботы о бедных, прогресса страны и общего укрепления мира. Это учение столь же безупречно, сколь ясно и точно. Это провозглашает тот факт, что ранние мусульмане вступали в войну, потому что их принуждали к этому. Агрессивные войны были запрещены исламом. Мусульманам обещают политическую власть, но предупреждают, что эта власть должна использоваться не для самовозвеличивания, а для улучшения положения бедных и содействия миру и прогрессу.

(2) В  Коране 2:191-194 мы читаем:

И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте. Воистину, Аллах не любит беззаконников. И убивайте их, где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас; ибо преследование хуже убийства. И не сражайтесь с ними в Священной мечети и вблизи нее, пока они не сразятся с вами, а затем сражайтесь с ними. Таково воздаяние неверующим. Но если они откажутся, то, воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. И сражайтесь с ними до тех пор, пока не прекратятся преследования, и религия не будет исповедоваться во имя Аллаха. Но если они откажутся, тогда помните, что никакая враждебность не допускается, кроме как против агрессоров.

Борьба должна вестись ради Бога, а не ради нас самих или из-за гнева или самолюбования, и даже борьба должна быть свободной от излишеств, ибо излишества неугодны Богу. Боевые действия ведутся между сторонами сопротивляющимися друг другу. Нападения на отдельных лиц запрещены. Агрессия против религии должна быть встречена активным сопротивлением, ибо такая агрессия хуже кровопролития. Мусульмане не должны сражаться вблизи Священной мечети, если только враг не нападет первым. Боевые действия возле Священной мечети нарушают общественное право на паломничество. Но если враг нападет, мусульмане вольны ответить, и это является справедливой наградой за агрессию. А если враг отступит, мусульмане тоже должны отступить, простить и забыть прошлое. Борьба должна продолжаться до тех пор, пока продолжаются религиозные преследования и не будет установлена свобода вероисповедания. Религия – для Бога. Применение силы или давления в религии является неправильным. Если кафиры [неверующие] откажутся от этого и сделают религию свободной, мусульмане должны отказаться от борьбы с кафирами [неверующими]. Оружие должно быть поднято против тех, кто совершает бесчинства. Когда прекратятся эксцессы, должны прекратиться и боевые действия

Однозначно, мы можем сказать, что эти аяты  учат следующим правилам:.

 

К войне следует прибегать только ради Бога, а не ради каких-либо эгоистичных побуждений, не для возвеличивания или продвижения каких-либо других интересов.

Мы можем начать войну только против того, кто нападет на нас первым.

Мы можем сражаться только с теми, кто сражается против нас. Мы не можем сражаться с теми, кто не принимает участия в войне.

Даже после того, как враг начал атаку, наш долг – вести войну в определенных пределах. Продлевать войну, будь то территориально или в отношении применяемого оружия, неправильно.

Мы должны сражаться только с регулярной армией, которой враг поручил сражаться на его стороне. Мы не должны сражаться с другими на стороне врага.

На войне неприкосновенность должна быть предоставлена всем религиозным обрядам и обрядам. Если враг щадит места, где проводятся религиозные церемонии, то мусульмане также должны воздерживаться от боевых действий в таких местах.

Если враг использует место поклонения в качестве базы для нападения, то мусульмане могут нанести ответный удар. Никакая вина не будет возложена на них, если они это сделают. Драки запрещены даже по соседству с религиозными местами. Нападать на религиозные места и разрушать их или причинять им какой-либо вред категорически запрещено. Религиозное место, используемое в качестве базы операций, может вызвать контратаку. Ответственность за любой вред, причиненный этому месту, тогда ляжет на врага, а не на мусульман.

Если враг осознает опасность и ошибку использования религиозного места в качестве базы и меняет линию фронта, тогда мусульмане должны соответствовать изменениям. Тот факт, что враг начал атаку с религиозного места, не должен использоваться в качестве оправдания для нападения на это место. Из благоговения мусульмане должны сменить линию фронта, как только это сделает враг.

Борьба должна продолжаться только до тех пор, пока продолжается вмешательство в религию и свободу вероисповедания. Когда религия становится свободной и вмешательство в нее больше не допускается, а враг заявляет и начинает действовать соответственно, тогда войны не должно быть, даже если ее начинает враг.

(3) В Коране 8:39-41 мы читаем:Скажи тем, которые не уверовали: “Если они откажутся, то им будет прощено то, что было в прошлом; а если они вернутся к этому, то, воистину, пример прежних народов уже был перед ними”. И сражайтесь с ними до тех пор, пока не прекратятся преследования и религия не будет полностью принадлежать Аллаху. Но если они откажутся, то, воистину, Аллах наблюдает за тем, что они совершают. А если они отвернутся, то знайте, что Аллах – ваш Защитник. Какой превосходный Защитник и какой превосходный Помощник!

То есть мусульманам навязывали войны. Но если враг отступит, долг мусульман также отступить и простить прошлое. Но если враг не остановится и нападет на мусульман снова и снова, тогда он должен помнить о судьбе врагов более ранних пророков. Мусульмане должны бороться, пока продолжаются религиозные преследования, и до тех пор, пока религия не предназначена для Бога и вмешательство в религиозные вопросы не прекращено. Когда агрессор отступит, мусульмане тоже должны отступить. Они не должны продолжать войну, потому что враг верит в ложную религию. Ценность убеждений и поступков хорошо известна Богу, и Он вознаградит их так, как Ему заблагорассудится. Мусульмане не имеют права вмешиваться в религию другого народа, даже если эта религия кажется им ложной. Если после предложения мира враг продолжит войну, тогда мусульмане могут быть уверены в победе, даже несмотря на то, что их численность невелика. Ибо Бог поможет им, а кто может помочь лучше, чем Бог? Эти стихи были ниспосланы в связи с битвой при Бадре. Эта битва была первой регулярной битвой между мусульманами и неверующими. В нем мусульмане стали жертвами неспровоцированной агрессии. Враг решил нарушить покой Медины и прилегающей территории. Несмотря на это, победа досталась мусульманам, и важные лидеры врага были убиты. Принять ответные меры против такой неспровоцированной агрессии представляется естественным, справедливым и необходимым. И все же мусульман учат прекращать борьбу, как только враг прекращает ее. Все, что от врага требуется уступить, – это свобода вероисповедания и вероисповедания.

(4) В Коране 8:62-63 мы читаем:И если они склоняются к миру, склоняйся и ты к нему и уповай на Аллаха. Воистину, Он – Слышащий, Знающий. И если они намереваются обмануть тебя, то, воистину, Аллаха для тебя достаточно.Он – Тот, Кто укрепил тебя Своей помощью и верующими.

То есть, если в ходе битвы неверующие в какой-либо момент склонятся к миру, мусульмане должны немедленно принять предложение и заключить мир. Мусульмане должны делать это, даже рискуя быть обманутыми. Они должны уповать на Бога. Обман не поможет мусульманам, которые полагаются на помощь Бога. Их победами они обязаны не себе, а Богу. В самые мрачные и трудные времена Бог поддерживал Пророка и его последователей. Так и Он будет стоять рядом с ними против мошенников. Предложение мира должно быть принято. Это не должно быть отвергнуто под предлогом того, что это может быть всего лишь уловкой, с помощью которой враг стремится выиграть время для новой атаки.

Акцент на мире в аятах не лишен значения. Это предвосхищает мир, который Пророки подписали в Худайбии. Пророка предупреждают, что придет время, когда враг будет просить мира. Предложение не должно быть отклонено на том основании, что враг был агрессором и совершил эксцессы, или что ему нельзя доверять. Прямой путь, проповедуемый исламом, требует, чтобы мусульманин принял предложение мира. И благочестие, и политика делают принятие желательным.

(5) В Коране  4:95 мы читаем: О вы, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, проведите надлежащее расследование и не говорите никому, кто приветствует вас приветствием мира: “Ты неверующий”. Вы ищете благ этой жизни, но у Аллаха есть блага в изобилии. Такими вы были до этого, но Аллах даровал вам Свою милость. Так что проведите надлежащее расследование. Воистину, Аллах хорошо осведомлен о том, что вы совершаете.

То есть, когда мусульмане выходят на войну, они должны убедиться, что врагу объяснена неразумность войны и что он все еще хочет войны. Тем не менее, если предложение о мире поступает от отдельного человека или группы, мусульмане не должны отвергать его под предлогом того, что оно нечестно. Если мусульмане отвергнут предложения о мире, они будут сражаться не за Бога, а за самовозвеличивание и мирскую выгоду. Точно так же, как религия исходит от Бога, мирская выгода и слава также исходят от Него. Убийство не должно быть самоцелью. Тот, кого мы хотим убить сегодня, может быть исправиться завтра. Могли бы мусульмане стать мусульманами, если бы их не пощадили? Мусульмане должны воздерживаться от убийств, потому что сохраненные жизни могут оказаться  и исправленными жизнями. Бог хорошо осведомлен о том, что делают люди, с какой целью и по каким мотивам они это делают.

Этот стих учит, что даже после начала войны долг мусульман – убедиться в том, что враг склонен к агрессии. Часто бывает так, что никакой агрессии не предполагается, но из-за волнения и страха враг начал подготовку к войне. До тех пор, пока мусульмане не убедятся в том, что агрессивное нападение было спланировано врагом, они не должны вступать в войну. Если выяснится или если враг заявит, что его приготовления направлены на самооборону, мусульмане должны принять это утверждение и воздержаться от войны. Они не должны утверждать, что вражеские приготовления указывают не на что иное, как на агрессию; возможно, он намеревался проявить агрессию, но его намерения изменились. Разве намерения и мотивы не меняются постоянно? Разве враги ислама не стали друзьями?

(6) О нерушимости договоров в Коране говорится:За исключением тех из многобожников, с которыми вы заключили договор и которые впоследствии ни в чем не подвели вас и никому не помогли против вас. Так что выполняйте в отношении них договор, который вы заключили с ними, до истечения их срока. Воистину, Аллах любит праведных (Священный Коран, 9:4).

Язычники, которые заключают договор с мусульманами, соблюдают договор и не помогают врагу против мусульман, должны иметь взаимное отношение со стороны мусульман. Благочестие требует, чтобы мусульмане выполняли свою часть договора как по букве, так и по духу.

(7) О враге, воюющем с мусульманами, который желает изучать Послание ислама, Коран предписывает:И если кто-либо из многобожников попросит у тебя защиты, даруй ему защиту, чтобы он мог услышать слово Аллаха; затем отведи его в безопасное место. Это потому, что они – люди, у которых нет знания (Священный Коран, 9:6).

Иными словами, если кто-либо из тех, кто воюет с мусульманами, ищет убежища у мусульман, чтобы изучать ислам и размышлять над его посланием, они должны иметь убежище у мусульман на то время, которое может быть разумно необходимо для такой цели.

(8) О военнопленных, в  Коране:

Пророку не подобает иметь пленников до тех пор, пока он не вступит в регулярные боевые действия на земле. Вы желаете мирских благ, в то время как Аллах желает для вас Последней жизни. И Аллах – Могущественный, Мудрый (Священный Коран, 8:68).Иными словами, Пророку не подобает брать в плен своего врага, кроме как в результате регулярной войны, сопровождающейся большим кровопролитием. Система взятия в плен вражеских племен без войны и кровопролития, практиковавшаяся до — и даже после — прихода ислама, здесь объявлена незаконной ( по сути, это оказалось бы преступным взятием в заложники). Пленных можно брать только у сопротивляющейся стороны и после боя.

(9) Также установлены правила освобождения заключенных. Мы читаем:

Затем либо отпустите их в качестве одолжения, либо взяв выкуп — до тех пор, пока война не снимет свое бремя (Священный Коран, 47:5).

Согласно исламу, самое лучшее – это отпустить пленников, не требуя выкупа. Поскольку это не всегда возможно, также предусмотрено освобождение с выкупом.

(10) Предусмотрено положение для военнопленных, которые сами не в состоянии заплатить и у которых нет никого, кто мог бы или хотел бы заплатить за их освобождение. Часто родственники в состоянии заплатить, но не делают этого, потому что предпочитают, чтобы их родственники оставались заключенными — возможно, с намерением незаконно присвоить их имущество в их отсутствие. Это положение содержится в Коране:

А те, кто желает получить освобождение от ответственности из числа тех, кем владеют ваши десницы, напишите это для них, если вы знаете в них что-то хорошее; и дайте им из богатства Аллаха, которым Он даровал вам (Священный Коран, 24:34).

То есть те, кто не заслуживает освобождения без выкупа, но кому некому заплатить за них выкуп — если они все еще просят о своей свободе — могут получить ее, подписав обязательство, что, если им разрешат работать и зарабатывать, они заплатят свой выкуп. Однако им должно быть разрешено делать это только в том случае, если их способность работать и зарабатывать достаточно высока. Если их компетентность будет доказана, они должны даже получить финансовую помощь от мусульман в их стремлении работать и зарабатывать. Отдельные мусульмане, которые могут себе это позволить, должны платить; или же следует увеличить общественную подписку, чтобы поставить этих несчастных на ноги.

Отрывки из Корана, которые мы процитировали выше, содержат учение ислама о войне и мире. Они рассказывают нам, при каких обстоятельствах, согласно исламу, правильно идти на войну и какие ограничения должны соблюдаться мусульманами, когда они воюют.

По материалам  Review of Religions

я.

 

.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать