Главная История и География Исторические портреты…историков: Геродот Галикарнасский

Исторические портреты…историков: Геродот Галикарнасский

через Исмаил
0 комментарий 20

Геродот (или Ἡρόδοτος), родившийся в Галикарнасе в 484 г. до н.э., был одним из самых блестящих  мыслителей всех времен.  Он известен во всем мире как «отец истории».

Геродот решил записывать историю греко-персидских войн и других заметных событий того времени не в виде сухого, механического перечня событий, вызванных богами, как это делалось до того времени, а систематически, сопоставляя и анализируя рассказы очевидцев с помощью  логики разума.

Сегодня совершенно очевидно, что такова методология и цель  всех  ученых- историков.

Тем не менее, понадобился один блестящий дальновидный человек, чтобы создать такой образ мышления и методологию, которая  на все века будет использована для записи событий, происходящих с человечеством.

 


Часть «Истории» Геродота; Папирус 2 века н.э. Источник: Папирусная комната, Оксфордский университет.

Грек, живший в пятом веке до нашей эры, Геродот был первопроходцем во многих отношениях. Он путешествовал по восточному Средиземноморью и за его пределами, чтобы исследовать человеческие деяния и происходящие события: от Греции до Персии, от песков Египта до скифских степей, от рек Лидии до сухих холмов Спарты.

“Хисториа” в переводе с греческого означает “исследование происшедшего, или уже прошедшего”., отсюда и современное название науки о прошлом Его работа очень хорошо выдерживает критику современной науки. Но  Геродот больше, чем просто историк больше.

Это философ, осмысливший три важные темамы: борьба между Востоком и Западом, сила свободы, взлет и падение империй. Геродот ведет читателя от подъема Персидской империи к ее  походу против греческой независимости, а также от побуждений эллинской самообороны к началу перегибов, которые превратили Афины в новую с империю.

Он идет от космоса к атому, колеблясь между судьбой и богами, с одной стороны, и способностью индивидуума изменить мир к лучшему, с другой. А еще есть явная повествовательная сила его письма… Старый мастер слова  постоянно зовет нас в увлекательное прошлое .

Цицерон назвал Геродота «отцом истории»

Родившийся в греческом городе Галикарнас (современный Бодрум, Турция), который тогда был частью Персидской империи, этот  великий человек стал называться «отцом истории» с тех пор, как древнеримский оратор Цицерон присвоил ему этот титул.

До персидского кризиса греки записывали историю в основном как часть местных или семейных традиций. Греко-персидские войны дали Геродоту первое подлинно историческое вдохновение, которое он  испытал . Эти конфликты показали ему, что существует  жизнь обществ, более значимая, чем жизнь города- полиса, о которой можно было бы рассказать.

В конце концов, он изобразил драму великого столкновения между Востоком и Западом. Благодаря его гению в Греции родился дух истории.

Девять книг «Истории» в основном охватывают жизнь выдающихся царей и знаменитые битвы, решившие судьбу Запада, таких как Марафон, Фермопилы, Артемисий, Саламин, Платеи и Микале. Но, пожалуй, самым интересным является то, что его работы значительно отклоняются от основных тем, чтобы представить культурный, этнографический и географический фон, на котором разворачиваются исторические драмы.

Предоставляя читателям источник дополнительной информации, эти рассказы иногда заставляли насмешников называть Геродота «отцом лжи», когда  не все  детали его описаний  совпадали с более поздними наблюдениями.

История как системный синтез событий

Геродот, однако, сделал то, о чем никто не думал до него в мировой истории, — систематически изложил ход событий так, как он их знал, и попытался объяснить их причины.

Геродота критиковали за то, что он включил в свою работу «легенды и причудливые рассказы». Более поздний историк Фукидид, который, как сообщается, разговаривал с Геродотом в юности, позже обвинил его в том, что он сочиняет развлекательные истории .

В ответ Геродот объяснил, что он сообщил о том, что «видел и (что) ему рассказали». Значительная часть «Истории» с тех пор была подтверждена современными историками и археологами.

Тома  “Истории” Геродота названы в честь греческих муз: Клио, Эвтерпы, Талии, Мельпомены, Терпсихоры, Эрато, Полимнии, Урании и Каллиопы.

«Чтобы содеянное человеком не было забыто со временем»

В первом параграфе первой книги (из девяти томов) «Истории» Геродот пишет: «Это записи исследований Геродота Галикарнасского написанные для того, чтобы то, что было сделано человеком, не было забыто во времени и чтобы великие и удивительные деяния — одни из них были показаны эллинами, другие варварами — не потеряли своей славы».

Современные ученые, как правило, обращаются к трудам Геродота за достоверной информацией о его жизни, дополненной гораздо более поздними источниками, такими как византийская Суда, энциклопедия XI века, которая, скорее всего, черпала информацию из традиционных источников.

Суда отмечает, что семья Геродота была влиятельной, и что он был сыном Ликса и Дриона, и у него был брат по имени Феодор; он также состоял в родстве с Паньяссисом, эпическим поэтом того времени.

Поскольку Геродот был персидским подданным, вполне возможно, что он слышал рассказы местных очевидцев о событиях в империи, в том числе о приготовлениях персов к вторжению в Грецию и даже, возможно, о передвижениях местного флота под командованием Артемисии I Карийской.

Сообщается, что эпический поэт Паньясис принимал участие в неудавшемся восстании против персов. Геродот также выражает привязанность к острову Самос (книга III, 39–60); Некоторые считают, что это указывает на то, что он, возможно, жил там в молодости.

Геродот писал свои «Истории» на ионийском диалекте, но родился он в Галикарнасе, городе, говорящем на дорийском языке. Согласно Суде, Геродот выучил ионийский диалект еще мальчиком, живя на острове Самос, куда он бежал со своей семьей от гнета Лигдамиса, тирана Галикарнаса и внука Артемисии.

Сам он рассказывал в «Истории», что Галикарнас помог положить начало греческой торговле с Египтом (книга II, 178). Таким образом, это был международный  порт в Персидской империи, и семья историка, возможно, имела контакты в других странах, находившихся под персидским правлением, что также облегчало его путешествия и исследования.

Свидетельства очевидцев-современников  показывают, что Геродот путешествовал по Египту вместе с афинянами, скорее всего, где-то после 454 г. до н.э., после того, как афинский флот помог восстанию против персидского владычества в 460-454 гг. до н.э. Затем он отправился в Тир, а затем даже спустился вниз по Евфрату к древнему городу Вавилону.

Историк стал непопулярен в Галикарнасе, возможно, из-за политических взглядов, и где-то около 447 г. до н.э. он переселился в Афины, под властью великого полководца Перикла — город, народом и демократическими институтами которого он открыто восхищался (книга V, 78).

Примерно в 443 г. до н.э. он переселился в Туриум на территории современной Калабрии в составе колонии, спонсируемой афинянами. Аристотель ссылается на версию «Истории», написанную «Геродотом Турийским», и некоторые отрывки в «Истории» были истолкованы как доказательство того, что он писал о Южной Италии, основываясь на личном опыте (книга IV, 15,99; VI, 127).

В «Истории» нет ничего, что можно было бы с уверенностью датировать позднее 430 г. до н.э., и принято считать, что Геродот умер вскоре после этого, возможно, не дожив до шестидесяти лет.

Хотя это трудно себе представить, в нашем сегодняшнем грамотном, основанном на текстах мире, Геродот возможно  «опубликовал» бы свои «Истории» посредством устного декламирования их перед публикой. Некоторые исследователи действительно заметили, что некоторые части его книги выглядят как «перформансы».

Эти части «Истории», по-видимому, независимы от произведения в целом, что приводит ученых к предположению, что они могли быть отложены автором для устного исполнения.

В V веке до н.э. речи, в которых философы драматически декламировали такие отрывочные фрагменты своих работ, были обычным явлением. Они были известны тем, что критиковали предыдущие аргументы по обсуждаемому вопросу и решительно и с энтузиазмом вставляли свои собственные, чтобы завоевать аудиторию.

Оглашение историй вслух перед аудиторией

Даже известные писатели часто оглашали  свои произведения вслух на народных праздниках. Согласно Лукиану, Геродот привез свой законченный шедевр прямиком из Анатолии на Олимпийские игры, где он прочитал всю «Историю» удачливо собравшимся зрителям за один присест, заслуженно получив восторженные аплодисменты в конце.

Однако, как это всегда бывает при записи истории — и завистливые уколы тех, кто может выдумывать истории, чтобы очернить тех, кто достиг известности, — начали распространяться истории о том, что Геродот отказался произнести такую речь на празднике в Олимпии.

Причина этого заключалась в том, что ему было слишком жарко, и он хотел подождать, пока облака не дадут ему немного тени. К сожалению, как гласит история, к тому времени собрание разошлось.

Независимо от того, правда это или нет, это породило выражение «Геродот и его тень», которое высмеивает того, кто упускает возможность из-за промедления.

Суда утверждает, что, как записано Фотием и Цецем, молодой Фукидид случайно оказался в собрании со своим отцом и расплакался, когда Геродот рассказывал о своем блестящем произведении. Тогда Геродот пророчески заметил отцу мальчика: «Душа твоего сына жаждет знаний».

 Рациональный анализ  добавлен к пересказыванию прошлых событий, легенд

Место Геродота в истории и его значение можно понять, осознав, как он создал методологию написания истории; Его произведение не только является самой ранней греческой прозой, сохранившейся до наших дней, но и содержит популярные легенды времен, которые были далеки от опыта.

Дионисий Галикарнасский, литературный критик Рима эпохи Августа, писал о семи предшественниках Геродота, описывая их произведения как простые, неприукрашенные рассказы о своих и других городах и людях.

Среди этих предшественников были Дионисий Милетский, Харон Лампсакский, Гелланик с Лесбоса, Ксанф из Лидии и, наиболее достоверный из них, Гекатей Милетский. Из них сохранились лишь фрагменты сочинений Гекатея, подлинность которых спорна.

Дионис утверждал, что их произведения также включали в себя народные легенды, которые иногда были мелодраматичными и наивными, но часто были очаровательными.

Взаимодействие цивилизаций, важное для Геродота

Их также можно найти в работах самого Геродота, но он добавил к этому слой разума, или «гнома», в попытке объяснить причины и причины событий. Это отличало Геродота от его предшественников.

Он использовал несколько различных методов для представления истории в том виде, в каком она разыгрывалась, воплощенная в концепции под названием «вскрытие», или видение своими глазами. Он был первым, кто исследовал прошлое, комбинируя различные типы собранных им свидетельств. Первым элементом этой техники было изложение очевидцев событий, или «опси». Затем он использовал «акоэ», или слухи, добавленные к «талегомена», легендам и преданиям; но затем синтезировал бы все это с помощью своего собственного гнома, или разума.

Включение этих странных историй и народных сказок в попытке включить всю известную информацию о культуре, к сожалению, привело к тому, что некоторые из его современных критиков заклеймили его как «отца лжи».

Именно в Афинах можно было найти самых грозных критиков при его жизни. В 425 г. до н.э., примерно в то время, когда умер Геродот, афинский комический драматург Аристофан написал «Ахарнийцев».

В этой работе Пелопоннесская война обвиняется в похищении некоторых проституток, насмешливо ссылаясь на Геродота, который сообщил рассказ персов об их войнах с Грецией, начиная с изнасилований мифических героинь Ио, Европы, Медеи и Елены.

Точно так же афинский историк Фукидид жестоко отверг Геродота, назвав его «логос-писателем» (рассказчиком). Фукидид, получивший образование в области риторики, стал образцом для последующих прозаиков как автор, стремящийся твердо контролировать свой материал.

Геродот, с его частыми обращениями к местным легендам, по-видимому, минимизировал (или, возможно, замаскировал) этот авторский контроль.

Фукидид также писал в большей степени в соответствии с греческим мировоззрением, уделяя особое внимание контексту полиса или города-государства. Однако, возможно, именно его рождение в Малой Азии позволило великому историку включить легенды о далеких древних народах, которые сегодня кажутся немного причудливыми.

Взаимодействие цивилизаций было более актуально для греков, живших в Анатолии, для которых общение с чужой цивилизацией было повседневным делом. Они знали, что существует мир далеко за пределами крепко обнесенных стенами городов-государств Греции, и считали, что их истории достойны того, чтобы их записать.

Однако именно его, а не других, кто насмехался над тем, что он включил эти легенды, помнят даже сегодня, почти 2500 лет спустя, как «отца истории».

Геродот умер в 425 г. до н.э. в возрасте примерно шестидесяти лет; согласно Суде, он был похоронен в Пелле, Македония.

ВиМ по материалам медиа и сети

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать