Главная Ислам и Современность Моджадиды: Имам аль-Ашари и его учение

Моджадиды: Имам аль-Ашари и его учение

через Времея и Мир
0 комментарий 80

 Вместо предисловия: у истоков мусульманской религиозной науки.

Как и во многих других религиях в исламе существует своя «теология»  –  наука, исследующая и объясняющая законы и принципы религии, не только на основании строгого следования букве Корана и Сунны( саляфиты), или находящемуся в глубинах подсознания эмоционально-мистическому опыту (суфии), но так же на основании доводов  рационального разума. В исламе эта наука получила определение «калам» (араб.- слово), при этом не всегда мнение ученых-каламитов полностью соответствовали фундаментальным принципам религии ислама. Позднее в  VIII веке в мусульманской религиозной традиции появилось такое течение как «фальсафа» (арабизированный вариант греческого  слова «философия»), содержание которого, мусульманам было передано через греков и  сирийских христиан. Оно представляло собой адаптированное к арабо-мусульманской ментальности учение Аристотеля о Боге, как некоем  «перводвигателе» Вселенной, при этом далеко на второй план отходили атрибуты Всевышнего Аллаха личностного и этического плана.

«Калам» появился в ходе дискуссий, начавшихся в мусульманском сообществе с появлением различных религиозных и, одновременно, политических группировок, таких, как хариджиты, кадариты и мурджииты. Повлияли на формирование «калама» также и дискуссии с немусульманами. В центре дискуссий стояли такие проблемы. как, Единство Бога. Соотношение Его сущности и атрибутов, свободе воли и предопределении, о том, кого считать мусульманином, немусульманином, либо  грешником, вопрос о несотворенности или сотворенности Корана. В  этих дискуссиях выработался метод  формулировки умозаключений «каламитов», на основе символико-аллегорического подхода к текстам Корана и Сунны.

Первой в истории более менее сформированной  школой  «калама» стали мутазалиты ( араб аль муатазалюн – обособившиеся. Сами они именовали себя” ахль  аль фадль вуа ат-таухид”- люди Единобожия и справедливости). Первые сообщества  последователей этого учения появились в начале VII века в Багдадском и Дамасском халифатах. Мутазалиты, вместе с шиитами поддерживали оппозицию правящим халифам Омейядам и во многом способствовали свержению этой династии в 750 г. и приходу к власти Аббасидов. Первоначально власть относилась к мутазалитам с подозрением, однако при халифе аль-Мамуне (813-833гг) их положение улучшилось. Многие последователи мутазализма  заняли важные посты в мусульманском халифате, а сам мутазализм стал господствующей интерпретацией религии ислама в тогдашнем мусульманском мире.

Вот  краткое изложение пяти главных принципов учения мутазалитов: 1) Божественная справедливость означает свободу воли человека, а Бог творит только наилучшее (аль-аслах) и сам Он не может нарушать созданный им в мироздании порядок вещей 2) Строгий монотеизм (ат-таухид), мутазалиты отрицали не только всяческие проявления многобожия и антропоморфизма (человекоподобия) Всевышнего. При этом мутазалиты отрицали вечность атрибутов Аллаха, в частности, атрибута речи и отсюда вытекали их представления о сотворенности Корана. 3) Бог непременно осуществит свои обещания и угрозы, и не ходатайства Пророка, ни милосердие Самого Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за проступки людей. 4)  «Промежуточное состояние», когда совершивший тяжкий грех мусульманин выходит из числа «тех,  которые уверовали», но не становится неверующим. 5) Повеление одобряемого и запрещение порицаемого.

Однако во второй половине IX столетия, начиная с 847 г, с приходом к власти халифа аль-Мутаваккиля мутазалиты вновь подверглись  гонениям. И, наверное, определенные предпосылки для этого были, ведь даже рассматривая мутазалитское учение на уровне приведенных выше достаточно в общей форме, пяти принципов, можно легко заметить, что многие из них ставят под сомнение такую , по определению, присущую Всевышнему черту, как всесовершенство. Явно требовалось возвращение исламской науки о вере, на некий «срединный путь», который согласно мусульманскому мышлению и является путем истины во всех сферах человеческого бытия. Вот такое «возвращение на срединный путь» и связано с именем Абу хасана аль-Ашари, cчитающегося основоположником мусульманского «калама», а также «можадидом третьего столетия хиджры». Многие из его последователей стали «моджадидами» последующих столетий.

 

Абу Хасан аль-Ашари: жизнь, труды, учение

Абу  Хасан Али ибн Исмаил ибн Исхак аль-Ашари родился в Басре, на территории нынешнего Ирака в 874 г. Его предком был сподвижник Пророка Мухаммада Абу Муса аль-Ашари. Бывший одним из командующих в мусульманской армии, а также амиром (губернатором) басры при праведных халифах. В молодости он изучил учение мутазалитов под руководством известного наставника в богословии и философии аль-Джуббаи, и до сорока лет оставался последователем мутазализма.

По преданию, в одну из ночей в месяц Рамадан сорокалетнему Али (таково имя собственное аль-Ашари) явился Благословенный Пророк Мухаммад и повелел придерживаться только того, что исходит непосредственно от Пророка то есть хорошей достоверной Сунны. Аль- Ашари забеспокоился, ведь многие из его собственных умозаключений не соответствовали  сказанному в хадисах Пророка. Десять  дней спустя, Мухаммад вновь явился аль-Ашари во сне и вновь повелел придерживаться пророческой традиции. Тогда ученый решил прекратить занятия «каламом» и сосредоточится на хадисах Пророка. Но в 27-ю ночь месяца рамадан ( а это, согласно традиции, лейлат-уль- кадр – ночь  могущества, или предопределения) Пророк явился аль-Ашари в третий и последний раз, и, еще раз повелев придерживаться его традиции, изложенной в  хадисах, одновременно не оставлять занятий «каламом».

Пережив этот опыт, аль-Ашари стал одним из апологетов достоверной Сунны Пророка, при этом он постоянно подчеркивал, что свои выводы на основании этих хадисов, он сделал, не обращаясь ни к одной книге. Одновременно ученый начал активную полемику начал активную полемику со своими бывшими единомышленниками – мутазалитами.

По разным данным, приводимым последователями и биографами аль-Ашари число его письменных трудов варьируются от 93-х до 300. До нас дошли очень немногие из них. Тремя главными работами аль-Ашари являются:

«Макалат аль-Исламийин ва Ихтильфа аль-Мусаллин» (“Беседы сторонников ислама и различия между верующими”), энциклопедия отклоняющихся исламских сект. Она включает в себя не только описание исламских сект, но и рассмотрение проблем калама, или схоластической теологии, а также Имен и атрибутов Аллаха; большая часть этих работ, по-видимому, была завершена до его обращения из мутазилитов.

  • Аль-Лума`
  1. Аль-Лума `фи-р-Радд `ала Ахль аль-Сайег ва аль-Бида` (“Искры: опровержение еретиков и новаторов”), небольшой том.
  2. Аль-Лума аль-Кабир (“Главная книга искр”), предваряющая Ида аль-Бурхан и, вместе с Лума аль-Сагиром, последняя работа, составленная аль-Ашари в соответствии с шейхом Исой аль-Хумьяри.
  3. Аль-ас-Сагир (“Малая книга искр”), предваряющая аль-Лума аль-Кабир.]
  • Китаб аль-ибана ‘ан усуль аль-диана, хотя авторство аль-Ашари по отношению к этой книге оспаривалось несколькими учеными.

 

Скончался аль-Ашари в 936 г.

Каковы же основные идеи аль-Ашари и его последователей, именуемых в исламской традиции «ашаритами». В области взгляда на окружающий мир и бытие человека   они утверждали приоритет разума (акль) над религиозной традицией (накль), при этом жизнь мусульманского сообщества должна регулироваться религиозным правом (шариатом). При этом необходимым считалось принятие на веру главных принципов ислама, и лишь потом их доказательность на основе способностей разума. Принимая доводы разума, как доказательства, положений веры, но Откровение, как таковое, может и должно приниматься только на веру. То есть доводы  разума подчинены положениям веры. К такому выводу в Европе, в XIII веке пришел христианский католический богослов Фома Аквинский, который, на основе учения, Аристотеля вывел тезис 2о философии. Как служанке» богословия. А также о том, что рациональные доказательства бытия Бога, в конечном итоге приводят рациональный разум к осознанию того, что на каком-то этапе он  становится бессильным и дальнейшее «богопознание» и дет ужк при помощи веры. Однако это учение «томизм» было принято церковью лишь в позапрошлом столетии, и долгое время Фома Аквинский считался в церкви даже еретиком в то время, как идеи аль-Ашари и его духовных наследников пронизывают значительную часть истории ислама.

В вопросе свободы воли, ашариты пытались на основе «срединного подхода» согласовать точки зрения течения «кадиритов», признающих абсолютную свободу воли человека и джабритов, утверждающих абсолютную предопределенность действий и судьбы человека свыше. Они создали «концепцию касба» (присвоения). Согласно которой Бог создал весь спектр, все множество действий человека, а человек посредством воли и стремления лишь «приобретает» эти действия. Большинство ашаритов полагало, что человек – это своего рода это совпадение действий и способности, сотворенных Богом, и всякое действие изначально сотворено Богом и лишь присваевается человеком.

Что касается «божественных атрибутов», то ашариты разделили их на «сифат ас-сальбия» (атрибуты присущие лишь Аллаху, но не сотворенному Им бытию, «сифат ас- субутия» ( доказательные атрибуты) и «сифат аль-асма» ( атрибуты, присущие  личности Аллаха). Положения двух последних атрибутов совпадают поскольку формулировка «Аллах, как личность», означает Его проявленность по отношению к Своему творению в рамках образов и понятий, доступных хотя и высокоразвитому, но все же ограниченному по отношению к Всевышнему, человеческому разуму.

По вопросу о «сотворенности», либо «предвечности» Корана ашариты придерживались идеи о том, что слова и произношения Корана сотворены, но смысл Корана извечен.

Аль-Ашари и его последователи на несколько столетий определили развитие исламской мысли.

Валерий Емельянов  ИАЦ «Время и мир».

Иллюстрация-каллиграфическое написание имени Аль-Ашари

 

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать