Главная История и География В чем главные разногласия между современными христианскими церквами. Справка для нехристиан в преддверии христианской Пасхи

В чем главные разногласия между современными христианскими церквами. Справка для нехристиан в преддверии христианской Пасхи

через Исмаил
0 комментарий 49

Христианство – крупнейшая по численности религия в мире, насчитывающая, по оценкам, 2,382 миллиарда последователей по всему миру. Однако Церковь вряд ли можно назвать единым целым, и существует несколько христианских исповеданий с различными практиками, верованиями и доктринами.

Одно из наиболее заметных разногласий существует между «Католической» и «Православной церквями, которых правильнее назвать «Западной» и «Восточной» Церквями. Католики и православные разделились в 1054 году.
Сегодня католиков и православных христиан можно отличить по их различным взглядам на богословие, роль искусства, религиозные практики и доктрины. Даже внутри этих конфессий существует широкий спектр различных подходов к христианству, что еще больше расширяет разнообразие практики христианской веры.

Великий раскол

Богословские расхождения между православными и католиками уходит своими корнями в Великий раскол, также известный как раскол между Востоком и Западом, 1054 года. Было несколько причин для этого раскола, который усугублялся на протяжении веков.

Одной из главных причин Великого раскола были все более углубляющиеся богословские разногласия между Восточной и Западной Церквами. Духовенство расходилось во мнениях по поводу верований, связанных с Филиокве, использованием квасного хлеба в Евхаристии, роли икон в богослужении и надлежащей роли папы римского.
Что касается последнего пункта, то вопрос о папском верховенстве был в такой же степени предметом политических разногласий, как и теологических. Это касалось не только властных структур внутри Церкви, но и влияло на более широкую международную политическую среду, поскольку средневековые европейские правители черпали значительную степень своего авторитета из отношений с Церковью.

Спор о филиокве

Спор о «Филиокве» является основным пунктом разногласий между Восточной православной и Римско-Католической церквями, который способствовал расколу между ними с 11 века.
Западная церковь учит, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына (Filioque), как это выражено в Никейско-Константинопольском символе веры, как он используется в Латинской церкви. Католическая церковь оправдывает это дополнение тем, что оно проясняет отношения между личностями Троицы, показывая, что Сын полностью божественен и равен Отцу.

С другой стороны, Восточная Православная Церковь учит, что Святой Дух исходит только от Отца. Восточная Церковь утверждает, что добавление Filioque было сделано без одобрения Восточной Церкви, и это нарушает принцип принятия решений на основе консенсуса, которым должна руководствоваться Церковь.

С православной точки зрения, добавление оговорки о «Филиокве» было односторонним актом Западной Церкви. Православные богословы утверждают, что католики верят в то, что  Сын обладает отдельной личностью и властью, что подрывает тринитарную доктрину о единстве и равенстве трех лиц «Святой Троицы».

Некоторые католические богословы утверждают, что Filioque на самом деле не противоречит православной вере в роль Отца как источника Святого Духа и что оно лишь подчеркивает единство и равенство трех лиц Святой Троицы. Однако Православная церковь настаивает на том, что добавление Filioque создало теологическое препятствие для воссоединения двух Церквей.

Чистилище

Еще одним моментом различия между православной и католической теологией является вера в чистилище. Католики верят, что чистилище – это место или состояние бытия, где грешные, но раскаявшиеся души очищаются перед попаданием на небеса; дальнейшее очищение может быть даровано молитвами и подношениями живых.

Во время встречи католических и византийских православных священнослужителей в 15 веке католический епископ Юлиан так описал чистилище своим православным коллегам: «Души тех, кто после крещения согрешил, но впоследствии искренне раскаялся и исповедал свои грехи, хотя и не смог совершить епитимью, возложенную на них их духовными наставниками». отец, или принеси плоды покаяния, достаточные для искупления своих грехов, эти души очищаются огнем чистилища, одни быстрее, другие медленнее, в зависимости от их грехов; а затем, после их очищения, отправляются в страну вечного блаженства. Молитвы священника, литургии и дела милосердия во многом способствуют их очищению».

Православные христиане не верят в чистилище. Есть рай и ад, как во всех христианстве, но между ними нет пространства, посвященного очищению грешных душ.

Верования о Деве Марии и Непорочном зачатии

Хотя как православные, так и католики высоко ценят Марию, мать Иисуса, их представления о Деве-матери расходятся в ряде областей.

Западная церковь учит, что Мария была зачата без первородного греха и оставалась безгрешной на протяжении всей своей жизни. Это учение известно как Непорочное зачатие и было провозглашено официальной догмой католической церкви папой Пием IX в 1854 году.

Напротив, Православная церковь отвергает этот догмат и вместо этого утверждает, что только Христос родился без греха. Хотя Пресвятая Богородица (Матерь Господня) является самой почитаемой святой в православной церкви, православные христиане верят, что она была зачата и родилась в состоянии греха, поскольку она человеческое существо.

Две конфессии также расходятся в своих убеждениях относительно природы кончины Марии.
Католическая теология учит, что Мария была принята на небеса из-за ее уникальной роли в спасении человечества как Матери Божьей. В результате вознесение Марии рассматривается как подтверждение ее роли «Новой Евы», которая своим послушанием Божьей воле помогла устранить последствия грехопадения первой Евы.

Напротив, православное христианство учит Успению Пресвятой Богородицы, которое представляет собой веру в то, что Мария уснула в Господе, а затем была телесно принята на небеса своим Сыном. Термин «успение» означает «засыпание» и подчеркивает мирную и естественную смерть Марии, которая рассматривается как контраст со смертью от греха, которую переживают все люди.

Папское превосходство

Роль Папы Римского – еще одно существенное богословское различие между Восточной православной и Римско-Католической церквями. В то время как Католическая церковь признает Папу Римского викарием Христа и главой Церкви, Православная Церковь отвергает главенство Папы Римского и подчеркивает соборный характер Церкви, где все епископы равны по авторитету.

Согласно католической доктрине, Папа Римский является преемником Святого Петра и обладает верховной властью над Вселенской Церковью, включая право определять доктрину и делать безошибочные заявления по вопросам веры и морали. Напротив, Православная церковь рассматривает Папу Римского как епископа, обладающего первенством чести, но не юрисдикции. Вместо этого Православная церковь организована вокруг сети автокефальных (самоуправляющихся) церквей, каждая со своими епископами и соборами, но объединенных общим учением.

С православной точки зрения, понимание Католической церковью авторитета Папы Римского является отходом от традиционной модели соборности Церкви, где решения принимаются соборами епископов, а не одной авторитетной фигурой. Православные богословы утверждают, что авторитет Папы Римского, определенный Католической церковью, подрывает коллегиальность епископов и единство Церкви. Кроме того, православные богословы рассматривают притязания Папы Римского на универсальную юрисдикцию как препятствие для воссоединения двух Церквей.

Католические богословы, с другой стороны, утверждают, что авторитет папы римского основан на первенстве Петра, признанном ранней Церковью. Они утверждают, что роль Папы Римского как объединяющей фигуры и высшего авторитета в вопросах веры и морали необходима для поддержания единства Церкви.

Иконы и статуи

Православная церковь рассматривает почитание икон как продолжение библейской и апостольской традиции почитания святых фигур и священных предметов. Православное богословие рассматривает иконы как окна в духовную сферу, позволяющие верующим соединиться с божественным и святыми. Считается, что иконы наделены божественной благодатью и силой, и почитание икон рассматривается как акт поклонения, а не идолопоклонства. Однако это не равнозначно поклонению Богу, хотя на практике получается нечто подобное.

Напротив, католическая церковь исторически была более осторожна в отношении использования изображений в богослужении, особенно после иконоборческих споров в 8-м и 9-м веках. Хотя католическая церковь признает важность религиозных картин для укрепления набожности, она также подчеркивает важность предотвращения любых намеков на идолопоклонство или суеверные практики.

Католическая церковь не поощряет почитание икон в такой же степени, как Православная церковь, хотя и допускает использование изображений в богослужении.

Что касается использования статуй и изваяний в церквях, то, как правило, верно обратное: католическая церковь отдает большее предпочтение этому виду художественного самовыражения, чем православная церковь.

Подготовлено ИАЦ «Время и мир»

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать