Только за один уходящий месяц апрель в Исламской Республике Пакистан от рук одних исповедников Единого Бога и посланничества Благословенного Мухаммада погибло два других исповедника Единого Бога и посланничества Благословенного Мухаммада – последователи движения «ахмадийя» в исламе. Это 46-летний отец семерых детей Лаик Ахмад Чима и совсем юный 19-летний Мухаммад Асиф.
Когда мусульманин убивает мусульманина, пусть и со специфическим, но вполне себе в рамках ортодоксии, это не может вызвать ничего у нормального человека, не важно, мусульманин или нет, кроме интеллектуальной и душевной боли. Ведь абсолютно все религии проповедуют братство и мир между ее последователями.
Глава всемирной ахмадийской общины Его Святейшество Мирза Масрур Ахмад неустанно повторяет, что мусульмане могут противостоять такому насилию только молитвой.Абсолютно верно. Но одновременно, Священный Коран во многих местах говорит, что полнота ислама – в это вера и добрые дела (Коран 2:82,5:9 и др.). Что ж попытаемся и мы в этой статье сделать в связи с пакистанской трагедией маленькое доброе дело словом, а именно, непредвзято и аргументировано во всем разобраться и ознакомить с результатами нашего маленького главредовского расследования читателей.
Первая из двух жертв трагических событий, Лаик Ахмад Чима, пал жертвой псевдомусульманских экстремистов из организации «Техрик-и-лаббайк». Эта организация борется за соблюдение пакистанского «Закона о богохульстве», но несколько необычным способом – насилием над представителями всех религиозных групп, кроме мусульман – суннитов. То есть логика проста – только сунниты – настоящие верующие, а все остальные богохульники.
Вот именно такая логика действует и в отношении мусульман-ахмади. «Техриковские» проповедники разжигают своих последователей, что называется, до состояния психоза, заявляя, что ахмади- немусульмане и какое право они имеют называть свои молельни мечетями, молитву намазом и т.д. И понятно, что действия толпы, доведенной до психоза такими заявлениями, будут совершенно определенными.
Ахмади в Пакистане не считают мусульманами. Такое решение принял еще в 1974 г парламент Пакистана. Но это была, так сказать, просто констатация факта. Ровно через 10 лет, в 1984 г тогдашний президент ( а, фактически, военный диктатор) Пакистана, генерал Зия уль-Хак принял т.н. «ордонанс-XX», где определение ахмади самих себя как мусульман, и обозначение ими своей религиозной практики и традиций в понятиях и терминах ислама «криминализовалось» и за это могла последовать кара, в том числе и самая суровая.
Но позвольте! В мировой умме уже давно сформировалось общее мнение, что вердикт о том, кто мусульманин, а кто нет выносят не алимы, и уж тем более, не генералы, пусть даже самые высокопоставленные. Это решение исключительно у Аллаха Всевышнего.
Есть, правда, в исламском праве такая хитрая вещь, как такфир. Это – обвинение мусульманина в «куфре» (неверии, дословно в переводе с арабского это понятие означает сокрытие себя от Всевышнего). При этом общих устойчивых критериев для определения куфра на сегодняшний день нет. При этом в суннитской традиции, тот, кому вынесли такое обвинение не «выводится» из ислама, но считается «грешным мусульманином» (фасих). Такфир может быть вынесен за конкретные поступки, а также за то, что тот или иной мусульманин отрицает основные положения религии и при этом считает такое отрицание дозволенным. Речь о следующих положениях:
Отрицание существования Аллаха, того, что Он достоин поклонения людей, и т. п.;
признание других божеств или объектов поклонения помимо Аллаха;
признание воплощения Аллаха в чём-то материальном;
понимание имён Аллаха в том смысле, который противоречит их внешнему смыслу;
отрицание исламской доктрины о пророчестве;
отрицание хотя бы одного из пророков, которые были упомянуты в Коране и хадисах;
обожествление пророков;
оскорбление пророков;
убеждения о том, что святые и праведники выше положением, чем пророки;
отрицание Корана и какой-нибудь из его частей.
После, прочтения этого, я предлагаю читателям, не важно сторонники они, или противники ахмадийята, обратиться к многочисленной и доступной на очень многих языках литературе этого движения. И если в ней кто-нибудь найдет хотя бы одно утверждение, подпадающее под указанные выше критерии, тому автор этих строк выплатит сумму эквивалентную Нобелевской премии. Смешная шутка, если бы не было так грустно.
Хотя страна официально называется Исламская Республика Пакистан, ее Конституция написана по модели англо-саксонского права, и не содержит в себе упоминания о том, что в ее основе лежит шариат. По -видимому, это связано с многонациональным и многорелигиозным составом населения страны. Но шариат в пакистанском обществе все-таки действует. Хотя бы в силу того, что последовали ислама составляют абсолютное большинство.
Но законов шариата нет, как нет их ни в одной мусульманской стране и вообще в природе. Существуют принципы шариата. Само слово шариат (араб-аш-шариа-путь) означает метод, с помощью которого выводятся и формулируются нормы исламского права, называемого «фикх». Этот метод прост. Сначала обращаемся к Священному Корану, как к самому главному и непререкаемому источнику исламского права. Если там не находим нужного ответа на конкретную проблему обращаемся к хадисам. Если нет ответа к хадисам обращаемся к источникам права уже третьестепенного и далее уровня – суждениям сподвижников Пророка, вердиктам известных факихов-правоведов и т.п, вплоть до «урфа» – доисламского обычая, не противоречащего кораническому учению. Вот это и есть шариат. Все просто.
Теперь взглянем на нашу проблему с точки зрения шариата. «Нет принуждения в религии. Истинный путь (уже) стал отличаться от заблуждения. Кто не верит в ложные божества, а верит в Аллаха, тот держится за крепчайшую рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий» (Коран 2: 256 (версия ахмадийята 2:257). Это означает, что Единобожие настолько истинно и очевидно, что устраивать среди его последователей диспуты, конфликты и острые битвы- ненужное и даже в какой-то степени богопротивное действия. Хотя кяфиры, или те, кто по мнению некоторых подпадают под это определение никуда с лица земли не исчезли, но и тут Священный Коран предлагает ясное и однозначное решение.
«Сура 109: Неверные (аль-Кяфирун)
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
1. Скажи: «О вы неверные!
2. Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклоняться,
3. и вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться.
4. и я не поклоняюсь тому, чему вы поклонялись,
5. и вы не поклоняетесь тому, чему я буду поклоняться!
6. У вас – ваша вера, и у меня – моя вера!». (пер И.Ю. Крачковского)
Главная мысль этой суры с точки зрения практики взаимоотношений последователей различных религий проста и практична – разведение в пространстве мест поклонения и религиозных практик различных религий и взаимное ненарушение их исповедниками различных между собой религий. При этом вне мест поклонения, в обычной жизни они вполне могут общаться между собой, дружить и жить нормальной жизнью.
А теперь несколько фрагментов из Конституции Пакистана, действующей с 1973 г. Без комментариев. Информация к размышлению.
ПРЕАМБУЛА
Поскольку верховная власть во Вселенной принадлежит только Всемогущему Аллаху, а власть, осуществляемая народом Пакистана в пределах, установленных Им, является его священным долгом;
Должно быть гарантировано соблюдение принципов демократии, свободы, равенства, терпимости и социальной справедливости, как это предусмотрено Исламом;
Мусульманам должны быть предоставлены возможности строить жизнь частным и коллективным образом в соответствии с учением и требованиями Ислама, как предписано Святым Кораном и Сунной;
Меньшинствам должны быть предоставлены достаточные права свободно исповедовать свою религию и развивать свою культуру;
Должны гарантироваться фундаментальные права, включающие в себя равенство гражданского положения, возможностей, защиту законом, социальную, экономическую и политическую справедливость, свободу мысли, слова, вероисповедания, совести и собраний в соответствии с законом и общественной моралью
Ст 17/2
[Однако ни одна политическая партия не может способствовать распространению идей вражды, вероотступничества, ненависти на почве религии или национальности.]
Статья 20
Согласно установленному законодательству, общественному порядку и морали:
(a) каждый гражданин обладает правом исповедовать свою религию и передавать ее от поколения к поколению; а также
(b) вследствие этого, каждое вероучение и каждая секта имеет право основывать, религиозные институты, поддерживать их и управлять ими.
Теперь обратимся к вопросу – как так получилось, что ортодоксальные сунниты с точки зрения и вероучения, и исповедальной практики, ахмади, оказались «немусульманами». Именно этот вердикт алимов, на основе которого было принято парламентское решение 1974 г., серьезно ограничил полноценную реализацию религиозных прав последователей ахмадийята, прямо и однозначно предусмотренные пакистанской Конституцией. В паспорта граждан Пакистана вписывается их религиозная принадлежность, и последователи ахмадийята записываются именно как «ахмади», а не как «мусульмане», или хотя бы «мусульмане-ахмади». Это, в частности не позволяет им в течении жизни реализовать принципы пятого столпа ислама – совершить хадж, а также формирует неадекватно негативное отношение к последователям этого течения.
Автору этих строк удалось ознакомиться с фетвами мусульманских организаций различных стран, а также известных богословов факихов.
Напомним фетва (араб. аль-фатуа -правовое заключение), может быть издана одним мусульманским правоведом(факихом) или их группой. С правовой точки зрения -это не более, чем письменно зафиксированная юридическая консультация по тому или иному конкретному вопросу и сточки зрения правоприменения, шариатский суд может принять ее во внимание, а может и не принять. Именно ученые имеющие опыт и квалификацию издавать фетвы и называются муфтиями (с арабского можно перевести как «делатель или издатель фетв»). Другое дело, что в современном исламе должность муфтия понимается еще и как управляющий определенной группой мусульман и их мечетями и с этой точки зрения, вынесенная таким муфтием фетва становится уже не только записанным мнением авторитета-факиха, но источником права для принятия юридических решений.
Так что же пишут об ахмади? Некоторые фетвы просто невозможно читать без должного чувства юмора, ибо они пытаются убедить мусульман, что ахмади «перед намазом пьют виски, читают намаз по- английски и вообще являются агентами британской спецслужбы МИ-5».
Но есть и серьезные фетвы, иллюстрирующие аргументацию оппонентов ахмадийята. Одну из них, например, выпустил авторитетный, проживающий в Канаде алим, д-р Муззамиль Сидикки. Он прямо говорит, что для суннитов не приемлемо провозглашение хазрата Мирзы Гулама Ахмада пророком, поскольку это противоречит тому, что Благословенный Мухаммад является последним Пророком или «печатью Пророков» ( хатам ан-набийун).
Пророчество, как явление существует, существовало и будет существовать, ибо пророчество – это то, что наполняет религию содержанием, делает ее реальным инструментом связи человека с Богом. Прекратится пророчество – не будет религии и человек исчезнет для Бога. А Бог-для человека.
В основных религиях Единобожия пророчество продолжается и до сегодняшнего дня. В современном иудаизме эту роль, например, играют праведники и духовные авторитеты, именуемые «цадиками». В христианстве также вполне допускается обретение его последователями пророческих способностей. Апостол Павел пишет: «иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1-е послание Коринфянам 12:10). Собственно многие христианские «святые», проявившие себя в его двухтысячелетней истории и есть эти самые «пророки».
В исламе есть достоверный хадис «Каждый Посланник -Пророк, но не каждый Пророк – Посланник». Смысл этого хадиса в некотором, отнюдь не резком различении понятия Пророк и Посланник. Пророк (наби) – это человек, избранный Богом для того, чтобы в конкретное время, в конкретном месте, донести тому или иному народу или стране Свое Слово и Замысел, чтобы люди не сбились с верного, «прямого» пути. Посланник (ар-расул), помимо пророческой миссии приносит человечеству универсальное, записанное послание (Рисаля), определяющее все его бытие. И в этом смысле пророков-посланников в исламе только три – Адам, Муса-Моисей и Благословенный Мухаммад, которые принесли новый писаный по Боговдохновению закон и наставления. Причем только закон (шариат) Мухаммада обращен ко всему человечеству и таким образом «завершает» или «запечатывает» религию, как закон, ниспосланный от Аллаха. И в этом смысле Благословенный Мухамад был и остается печатью пророков, в том числе и для ахмади.
Однако с тех времен прошло почти полтора тысячелетия. Мир уже много раз изменился в том числе и духовном смысле. И для того, чтобы сохранить в изначальной ценности и неприкосновенности откровение Ислама и одновременно применить его к абсолютно новой ситуации (и, таким образом, сохранить за Благословенным Мухаммадом статус «печати пророков») Аллах Всевышний должен был избрать человека, наделив его даром пророчества в смысле «наби». Именно таким человеком, по мнению ахмади и был хазрат Мирза Гулам Ахмад.
Вот такие аргументы. Думаю, они окажутся значимыми для сторонников ахмадийята, тех, кто относится к этому движению нейтрально, а также его оппонентов или даже противников. В продолжении нашего исследования мы расскажем, как в «исламском» Пакистане попали под раздачу религиозные группы, официально признанные мусульманами, а также о том, кто такие «техрекисты», так не по-мусульмански действующих в отношении людей.
Валерий Емельянов, главред «ВиМ», исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир».
Статья отражает точку зрения редакции и Ассоциации по данному вопросу