Как сообщалось 4 июня 2025 года, Ассоциация адвокатов Высокого суда Лахора (LHCBA) обратилась к генеральному инспектору полиции Пенджаба (IGP) с просьбой запретить общине Ахмади проводить исламские ритуалы по случаю Ид аль-Адха и принять меры против её членов, если они будут уличены в нарушении закона, запрещающего ахмади называть себя мусульманами или следовать каким-либо ритуалам или практикам, связанным с исламом.
16 мая 2025 года в округе Саргодха штата Пенджаб был застрелен врач-ахмадиец Шейх Махмуд Ахмад, гастроэнтеролог, получивший образование в Великобритании. Джамаат-и-Ахмадийя Пакистан (JAP) заявила, что, по её мнению, за этим инцидентом может стоять Техрик Лаббайк Пакистан (TLP).
24 апреля 2025 года Мухаммад Асиф, 19-летний студент-ахмадиец из округа Касур в Пенджабе, был убит в результате целенаправленного нападения в деревне Бхулаир. Местное сообщество давно сообщало об угрозах, но ничего не предпринималось.
18 апреля 2025 года 46-летний бизнесмен-ахмади Лаик Ахмад Чима был линчеван примерно 400 сторонниками TLP, которые ворвались в молитвенный дом ахмади, чтобы помешать проведению религиозных ритуалов в районе Саддар в Карачи, столице провинции Синд.
9 апреля 2025 года полиция снесла минареты и михрабы (ниши в мечети, указывающие направление на Мекку) двух мест поклонения ахмади в Кот-Рехмат-Хане и Хамраджпуре, расположенных в округе Нанкана-Сахиб в Пенджабе. Сообщается, что снос был проведён под давлением TLP, которая выдвинула ультиматум администрации района, потребовав убрать минареты и михрабы из мест поклонения ахмади до 17-го числа месяца Рамадан, то есть до 15 апреля.
7 марта 2025 года по меньшей мере 25 членов общины Ахмади, включая детей, были взяты под «охрану» полицией, когда толпа собралась у их места поклонения в районе Сурджани в Карачи. Заместитель генерального инспектора полиции Западной зоны (DIG) Ирфан Али Балох заявил:
Несколько сотрудников TLP собрались у места поклонения ахмади в городе Сурджани. Они потребовали запретить ахмади проводить пятничные молитвы и использовать символы ислама… Предвидя возможную ситуацию с нарушением общественного порядка, полиция взяла под охрану 25 ахмади.
3 марта 2025 года 120-летнее культовое сооружение общины Ахмади было снесено полицией под давлением TLP в районе Чатха округа Гуджранвала в провинции Пенджаб. Полиция также задержала пятерых ахмади, протестовавших против сноса.
16 января 2025 года местная администрация снесла историческое место поклонения Ахмади, построенное первым министром иностранных дел Пакистана Зафаруллой Ханом, назвав это ‘посягательством’ в Даске в районе Сиалкот провинции Пенджаб. Снос последовал за уведомлением, выпущенным двумя днями ранее в соответствии с Законом о местном самоуправлении Пенджаба, в котором утверждалось, что пристройка сооружения была незаконной, поскольку оно выходило на 13 футов на дорогу общего пользования.
Эти инциденты не являются случайными; они являются естественным следствием многолетней демонизации и узаконенной дискриминации общины Ахмади.
7 сентября 2024 года в Пакистане исполнилось 50 лет с момента внесения поправки в конституцию, которая объявила ахмади немусульманами. В честь этого события ультраправая религиозная партия «Джамиат Улема-и-Ислам» (JuI) провела большое собрание в Минарете Пакистана в Лахоре, где несколько священнослужителей, в том числе Манзур Менгал, выступили с подстрекательскими речами. Менгал неоднократно призывал собравшихся убивать кадиани (ахмади), заявляя, в частности, что
...Кадиани — это муртады [вероотступники], а муртад — это ваджибул катль [подлежащий убийству]. Они не кафиры [неверующие]. Кадиани уже неверующие… Я могу дать денег христианину. Я могу оказать милость еврею… лучше прокляну и еврея тоже… Правительство обязано убивать их [кадиани]. Если нет, то их убьёт каждый пуштун. Тогда каждый пенджабец убьёт их. Синдхи тоже убьют их. Я обращаюсь к правительству, клянусь Богом, правительство не может остановить столько людей, которые пришли сюда… Передайте это послание моим сёстрам, моим матерям… Пусть они узнают, какие женщины-кадиани находятся в домах…
Согласно неполным данным, собранным Южноазиатским порталом по борьбе с терроризмом (SATP), с 6 марта 2000 года, когда SATP начал собирать данные о конфликтах в Пакистане, по меньшей мере 144 ахмади были убиты и 128 ранены в результате 40 инцидентов (данные на 22 июня 2025 года).
В последнем докладе Комиссии по правам человека Пакистана (HRCP) «Состояние прав человека в 2024 году» отмечается:
Ахмадийская община продолжает подвергаться преследованиям. По всей стране было зарегистрировано 35 нападений на места поклонения, осквернение 319 могил, 43 человека были арестованы по обвинению в религиозных преступлениях и по меньшей мере шесть человек были убиты на религиозной почве… Кроме того, были осквернены 252 могилы ахмадийцев, а 19 мест поклонения были осквернены или разрушены…
В «Информационном бюллетене правительства Великобритании о политике в отношении Ахмади в Пакистане, март 2025 года» говорится, что, хотя официальные данные указывают на то, что численность ахмади составляет 162 684 человека, фактическая численность населения, по оценкам, выше и составляет от 400 000 до 600 000 человек. В консервативном Пакистане, где большинство населения составляют мусульмане, ахмади часто жалуются на притеснения. В документе также отмечается:
Происходят нападения на места поклонения ахмади, могилы и надгробия, в том числе снос минаретов, нанесение граффити и поджоги, иногда при попустительстве полиции. В 2023 году было осквернено от 36 до 44 мест поклонения и 109 могил и надгробий… В 2023 году 329 человек были обвинены в богохульстве, 20% (65) из них были ахмади, и против ахмади было возбуждено 19 новых дел по законам о борьбе с ахмади и богохульстве…
7 сентября 1974 года парламент Пакистана объявил ахмади «немусульманами». Затем, 26 апреля 1984 года, президент Зия-уль-Хак издал указ XX, который внёс поправки в Уголовный кодекс Пакистана (PPC), криминализировав заявления ахмади о том, что они являются мусульманами, и их приверженность исламу. Постановление XX внесло в Уголовный кодекс Пакистана разделы 298-B и 298-C, которые запрещают ахмади называть себя мусульманами, а также проповедовать и распространять свою веру. Это включает в себя использование любых «эпитетов, описаний и названий», связанных с мусульманами. Ахмади обжаловали Постановление XX, утверждая, что оно нарушает свободу вероисповедания, гарантированную статьёй 20 Конституции Пакистана. Тем не менее в 1993 году Верховный суд признал Постановление конституционным.
Более того, пакистанское государство требует, чтобы ахмади заявляли о себе как о немусульманах в ходе определённых административных процессов. Заявители на получение паспорта должны указывать свою религиозную принадлежность, а те, кто хочет быть записанным как мусульманин, должны поклясться, что верят в то, что пророк Мухаммед является последним пророком, и осудить основателя движения Ахмади Мирзу Гулама Ахмада как ложного пророка. При регистрации для голосования пакистанцы также должны подписывать аналогичную декларацию, и в отчёте Госдепартамента отмечается, что «многие [ахмади] не смогли проголосовать, потому что не выполнили это требование».
Религиозное движение Ахмади зародилось в Индии в XIX веке. Мирза Гулам Ахмад, его основатель, родился в 1839 году в городе Кадиан в Пенджабе, Индия. В 1889 году Ахмад заявил, что получил божественное откровение, уполномочивающее его принять байа, или присягу на верность. Позже, в 1891 году, он заявил, что является ожидаемым махди, или мессией последних дней, «Ожидаемым» в монотеистическом религиозном сообществе и мессией, о котором говорил пророк Мухаммед. Почти все основные мусульманские секты считают, что Ахмад провозгласил себя пророком, тем самым отвергнув фундаментальный принцип ислама — «Хатм-и-Набуват» (буквально «вера в конечность пророчества», то есть в то, что пророк Мухаммед был последним из пророков). После смерти Ахмада в 1908 году община Ахмади продолжала управляться централизованно духовным лидером. Пятый и нынешний духовный глава, Мирза Масрур Ахмад, проживает в Великобритании.
С точки зрения географического распространения ахмади в Пакистане, от 60 000 до 70 000 (90–95%) жителей Рабвы (Ченаб-Нагар, считающегося центром общины) являются ахмади, в то время как в меньшем по размеру отделении в Лахоре их от 5000 до 10 000. Ахмади живут по всей стране, включая Кветту, Сиалкот, Фейсалабад, Мултан, Равалпинди, Карачи и Лахор.
Преследование ахмади в Пакистане уже давно находится на опасном уровне. Однако власти Пакистана закрывают глаза на систематические действия исламистских экстремистов по всей стране, направленные на разжигание ненависти и провоцирование преступлений против ахмади. Сообщество подвергается преследованиям не только со стороны религиозных фанатиков, но и со стороны правоохранительных органов, юристов и местных административных органов. Такие действия попирают основные права человека, а также создают атмосферу страха и маргинализации внутри сообщества. Системная и крайняя ненависть и отвращение, которые большинство населения Пакистана испытывает к ахмадийской общине, поставили последнюю на грань организованного уничтожения.
Автор -Санчита Бхаттачарья
научный сотрудник Института по урегулированию конфликтов
SATP, или Южноазиатский портал по борьбе с терроризмом (SATP), публикует обзор разведывательных данных по Южной Азии и является продуктом Института по урегулированию конфликтов, некоммерческой организации, созданной в 1997 году в Нью-Дели и занимающейся постоянной оценкой и решением проблем внутренней безопасности в Южной Азии. Институт был создан по инициативе и в настоящее время возглавляется его президентом, господином К.П.С. Гиллом, IPS (в отставке).