Главная Ислам и Современность Моджаддиды. Кто они?

Моджаддиды. Кто они?

через Времея и Мир
43

 

Не обязательно «продвинутый специалист», но даже просто интересующийся человек, наверное давно обнаружил закономерность, характерную для всех трех ведущих мировых религий, восходящих к пророку Аврааму-Ибрагиму. После нисхождения откровения, и обретения Пророком, которому оно  было ниспослано, последователей, начинается процесс, характерный следующими явлениями- привнесение последователями в вероучение, основанное на полученном Откровении , своих собственных  мыслей и традиций, понимаемых ( не всегда обоснованно, как часть Откровения или полностью ему соответствующие). Если на это делается главный акцент в противовес изначальной духовной сути Откровения, то последствия бывают очень и очень печальными- регресс и упадок религии, и даже ее полное исчезновение.

Ни одна из трех великих монотеистических религий – иудаизм, христианство и ислам –этого не избежала. Пророку Мусе-Моисею были даны известные «десять заповедей» в момент, когда монотеизм древних иудеев был на грани гибели при одновременном возрождении  фактически дико языческого культа «золотого тельца». «Десять заповедей» стали не только средством возвращение умов и сердец древних иудеев на  прямой путь монотеизма, но и руководством по созданию общества, а позднее и государства на основе Единобожия.

Через много столетий, в иудаизме вновь произошел кризис, когда религия превратилась из средоточия духовности в государственную идеологию и систему формальных традиций и обрядов. К тому же еврейское государство испытывало сильнейшее влияние Рима, протекторатом которого оно было в те времена и его языческой религии и философии. И тогда к «погибшим овцам дома Израилева» был ниспослан Иисус- Иса, для очистки Единобожия от обрядово-теологической шелухи. Драматическая история этого  пророка всем хорошо известна.

Откровение Исы перешло границы еврейского народа, придя в обширный греко-римский мир. Это позволило ему обрести очень много последователей, а также  духовное влияние на них. Но была у этого всего и обратная сторона.  Откровение Иисуса было воспринято сквозь призму языческого мировоззрения, в котором «боги», понимались пусть как « сверх», но все-таки то же люди в зримых образах человеческих тел. Отсюда  возникли многочисленные дискуссии среди общин последователей о том Христос, человек или Бог, соотношении в его личности Божественного и человеческого подобное. Это не могло не сказаться отрицательно на единстве христиан и прочности самого христианства как религии. А в 313-323 году произошла своеобразная «национализация» христианства , когда в обмен на признание его свободного исповедания в Римской империи (313 год, т.н. «Медиоланский эдикт» римского императора), оно по сути превратилось в систему обрядов, традиции и богословско-философских знаний, имеющих языческую природу.  Образно говоря, единобожное «вино» было залито в  древние греко-римские   языческие мехи. Это обстоятельство через три столетия стало одной из исторических причин возникновения ислама, однако исторически  христианские церкви продолжали развиваться  по пути «оязычивания» и только спустя 500 лет, после откровения и миссии Исы в ней произошла реформация, провозгласившее возврат к изначальному Писанию и традициям первой церкви. И сейчас, более чем полтысячелетия спустя уже после самой этой реформации во всем мире все более ощущается необходимость обновления христианства, переживающего в наши дни серьезный кризис и упадок.

Рассматривая в этом контексте третью единобожную религию – ислам, даже немусульманин, на наш взгляд, невольно задумается о том, что наверное эта религия каким-то особым и чудесным образом поддерживается и направляется Всевышним через своего Пророка.  Во-первых, ее Писание – Коран представляет собой не историческое или учительное повествование, написанное людьми, но прямую речь  Бога, ниспосланную всему человечеству через Его Пророка. Во Вторых, по Высшей  Воле ислам сформировался как религия личного общения человека и Бога, без государствоподобной церкви, и напоминающих древних жрецов священников, «монополизировавших» в свою пользу связь  человека с Богом, дело спасения  его души и совершенствования его разума. Очень также важно, что Пророк ислама, был не только  непосредственным передатчиком слова Всевышнего, но так же видел неоднозначное будущее своей религии. Хотя в Коране содержится призыв «Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (Коран 3: 103), в хадисах Благословенный Пророк указывает, что, если сыны Исраила (иудеи) разделились на 72 общины, то умма мусульман разделится на 73 и рай обретет лишь одна из них. Он также говорил о том, что после «праведного» халифата , избранных в соответствии с нормами религии халифов, наступит «малякят» (наследственная монархия». И в этих хадисах видится не столько констатация роковой неизбежности того, что и религия Пророка не избежит «болячек», поразивших другие религии, сколько своего рода предупреждение, исходящее в конечном итоге от Всевышнего Аллаха, чтобы  его последователи были готовы к этому и уповали на Него, ибо Всевышний в Коране говорит о том, что Он при всех трудностях, исходящих из несовершенства человека и человечества Свою умму не оставит.

Особенно ясно это видно в следующем хадисе, вокруг которого и вращаются наши сегодняшние размышления: « Рассказал Абу Хурайра ( да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ( мир ему и благословение Всевышнего) сказал :  «Поистине Аллах будет посылать для этой общины каждые сто лет того, кто будет возрождать для них их религию». ( хадис приводится в сборниках Абу Дауда, аль-Хакима и ат-Табарани) как достоверный.

Ибн Касир (1301-1373гг)-известный толкователь Корана и хадисов и автор собственного тафсира (комментарии к Корану) так определил личности, указанных в  хадисах «обновителей» или по-арабски «муджаддидов».

«Муджаддиды – это различные ученые, обладающие знанием в различных сферах: толкователи Корана, мухаддисы (хадисоведы), факихи-правоведы, знатоки грамматики и стиля арабского языка и т.п.». Однако другой мусульманский ученый известный  алим и один из первых мусульманских историков Ибн аль-Асир обратил внимание на то, что «Нет указания в хадисе на то, что под словом «муджаддид» понимаются только факихи, как это говорят некоторые ученые! Несмотря на то, что умма получает большую пользу от факихов, она получает большую пользу и от других умных людей. Поистине у каждой категории [профессионалов] есть  своя польза, которой нет у других.»

Разделились мнения ученых и в том, может ли быть одновременно несколько муджаддидов или он может быть только один? Одни считают вслед за основателем ханбалитского мазхаба имамом Ахмадом ибн Ханбалом, что муджаддид может быть только один. Их оппоненты, указывают на то, что в арабоязычной фразе контекста местоимение «ман» (кто) может пониматься как в единственном и множественном, так и характерном только для арабского языка двойственное число.

Еще один важный момент. Хадис о «муджаддиде» активно используют салафиты (сторонники возвращения к духу и букве раннего ислама) и их наиболее радикальная часть, известная под достаточно условным термином «ваххабиты».  Так, например, саляфитский имам, знаток хадисов ас- Сарханфури сказал:  «Муджаддид-это тот, кто отделит Сунну от нововведений ( араб- бида ‘а), возвеличит знания и его сторонников и подавит бид’а и ее сторонников). Да действительно опыт религиозных реформаций показывает, что в вероучительном смысле все  они представляют собой возвращение от человеческих «преданий» к изначальному «Божественному Писанию» и выстраиванию практической религиозной жизни на его основе.

К настоящему моменту на основе согласованного мнения ученых представляющих различные течения внутри ислама, существует более-менее согласованный список тех личностей исламской истории, которые, каждый в свое время, оказали влияние на кардинальные изменения в исламской мысли  и практики. Цепочка их биографий, подданых в историческом контексте, на наш взгляд позволяет глубоко и объективно понять историю ислама, как части общечеловеческой цивилизации и культуры, вектор направленности этой истории к точке, когда понятие «муджаддид» уже обретает более широкий смысл. Но об этом в новом цикле «Муджаддиды» проекта  медиа-панорамы «Время и Мир»   «Личность в контексте истории, который мы и открываем данной статьей.

Информационно-аналитический центр АНО «Ассоциация международного сотрудничества «Время и мир».

Фото- Медина. У гробницы Пророка Мухаммада и праведных халифов Абу Бакра и Умара.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать