Главная Ислам и Современность Заметки Исмаила: Как относится к «дьявольскому пойлу?»

Заметки Исмаила: Как относится к «дьявольскому пойлу?»

через Исмаил
0 комментарий 23

Довольно долго автору пришлось не писать, по разным причинам. И сегодня мы решили их возобновить. Только несколько по иному. Если раньше мы комментировали почти поурочно изучаемые в медресе аяты Корана, то теперь будем действовать по иному. На основе изучаемых (но не только) коранических текстов и хадисов, мы будем вычленять некие главные проблемы, и пытаться дать на них ответ с точки зрения религии Единобожия и обычного современного образованного (хотя и не алима) мусульманина.
На такое изменение подхода нас, помимо прочего, подвигла недавняя публикация на портале «ВиМ»  «Дьявольское пойло таки пользуется спросом: алкоголь в исламском мире». Известно, что в массовом сознании людей-немусульман одной из главных черт религии ислама является запрет на употребление алкоголя, что надо сказать для таких людей стало фактором к исламу не приближающим, а отдаляющим. И не будем также подобно страусу символически зарывать голову в песок, будто бы проблемы алкоголя и его употребления в исламском обществе не существует. Латентно (как в аравийских эмиратах, или государствах имеющих в своем названии определение «исламское»), или вполне открыто, так, как в большинстве тюрко-мусульманских или «секулярных» стран. Добавим также, что в странах немусульманских алкоголь – не только плохая привычка, но в некоторых своих проявлениях-часть культуры, в том числе религиозной этих народов (вспомним, например, что составной частью ключевого для христиан обряда причастия). Наконец, мусульмане живущие в немусульманских странах и сообществах, в той или иной мере более близко сталкиваются с алкоголем, как элементом культуры и быта.
Поэтому в сегодняшних заметках хотелось бы поразмышлять об отношении современных мусульман к такому противоречивому явлению, как алкоголь.
Для начала, вспомним цепочку аятов, касающихся алкоголя:
«Из фиников и винограда вы получаете опьяняющий напиток (вино)» (см. Св. Коран, 16:67);
*
«Скажи: «В них (в спиртном и азартных играх) большой грех и выгоды для людей, [однако] греха больше, чем выгоды» (см. Св. Коран, 2:219);
*
«Не приближайтесь к молитве-намазу, когда вы пьяны» (см. Св. Коран, 4:43);
*
«О верующие! Воистину, [и нет сомнений в этом] спиртное, азартные игры… мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете. Поистине, Сатана хочет посеять между вами вражду и ненависть через спиртное и азартные игры и отвратить вас от упоминания Господа и от молитвы. Не прекратить ли вам [заниматься этими скверными и гнусными делами]?! [Прекратите же заниматься этим!]» (см. Св. Коран, 5:90, 91).

Некоторое, сугубо историческое уточнение. Язык Корана не знает слова «алкоголь» (араб. искаженное аль-кахль- лекарство-антисептик). Оно появилось только в IX веке, когда персидский врач ар-Рази изобрел процесс получение спирта путем перегонки с целью получения средства для гигиены и обеззараживания. Аналогичное понятие коранического языка – «хамр», то есть опьяняющий напиток, полученный путем брожение фруктов. То есть ключевым здесь для Корана является слово «опьянения». Запрещено не само употребление таких напитков, а лишь доведения себя до состояния интеллектуальной и поведенческой неадекватности как результат потребления подобных субстанций. Это, кстати, хороший аргумент против тех ( в т.ч. и называющих себя мусульманами), которые считают, что в Коране запрещен алкоголь, но не, скажем мягко, «травка». Это не так. Запрещено все, результатом употребление чего будут мозги в тумане. Пусть это даже будет месячной давности сметана.

Из этого и логически вытекает содержание аята 4:43, единственного содержащего прямой запрет на состояние опьянения. Аят был ниспослан в Медине, когда сахабы встали на намаз «под мухой» и перепутали слова аятов и порядок молитвенных обрядов. В дальнейшем категорический запрет содержался в хадисах. Но тем не менее запрет опьянения сыграл важную роль в истории ислама и мусульман. Дело в том, что доисламское, «джахилийское» общество отличалось неумеренным потреблением алкоголя и связанным с ним отнюдь не в последнюю очередь почти полным моральным да и физическим разложением людей. Так что не будь довольно жесткого запрета на пьянство – не было бы в конечном итоге того, что мы ныне называем великой религией Ислама и исламской цивилизации.

Но с учетом других аятов, не содержащих категоричного запрета, на алкоголь возникает вопрос- как нам , мусульманам, тем более современным, часто живущим и работающим в совсем немусульманской среде выстраивать свое поведение по отношению к этому вопросу.

И тут мне видится глубочайшая мудрость и эффективность Слова Аллаха, данного в Коране. И совершенно правильно, что в нем нет прямого запрета. Этот последний может быть суровым даже , но в конечном итоге неэффективным.

Давайте перечитаем в трезвом уме и памяти аят 5;90: « О верующие!  Поистину ( и нет сомнения в том) вино, азартные игры… мерзостные из деяний сатаны». И глубоко подумав, скажем себе: можем ли мы, верующие, находясь в здравом уме. Заливать в собственное горло… сатанинскую мерзость. Не больше, не меньше! Как мы можем это делать по собственной воле, если для нас важнейшей ценностью является непрерывная связь со Всевышним. Можно даже абстрагироваться от порицания со стороны окружающих за это, и о серьезных наказаниях, предусмотренных за пьянство мусульманским правом-фикхом. Нужно просто глубоко подумать, в том числе о том, что употребление алкоголя не просто плохая привычка, но то, что на личном физиологическом и психическом уровне, в конечном итоге, выводит нас из ислама на личном физиологическом и психологическом уровне. Да-да не больше не меньше. А Вы что-то иного ждете в качестве результата постоянного употребления «сатанинской мерзости»?

Поэтому необходимо уяснить себе, что отказ для алкоголя, отказ полный, для верующего мусульманина – не просто дань традиции и правилам поведения в исламском обществе. Это одна из ключевых добродетелей. Способствующих обретению правоверным хорошей, позитивной доли в этом мире, и в мире грядущем.

А Аллах Всевышний знает лучше.

Исмаил аль-Ляхистани, шакирд.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать