Главная Мир сегодня Ханука, Сейм, огнетушитель, Польша и чего нам с этого? Из дневника главреда

Ханука, Сейм, огнетушитель, Польша и чего нам с этого? Из дневника главреда

через Исмаил
0 комментарий 22

Могут спросить- почему мы так много пишем о Польше? Ну, тут можно ответить, что о Польше мы пишем не так много, как об азиатских странах, мусульманском мире, Китае и ряде других стран. Польша интересна для нас, прежде всего тем, что в ее истории и современности очень рельефно отражаются многие проблемы нашей страны в отношениях с западным миром. Правда, часто это отражение бывает очень кривозеркальным. Кроме того, не будем забывать, что Польша объективно является нашими геополитическими и геоэкономическими воротами на Запад.
Итак, неделю 13 декабря назад перед важным заседанием Сейма по поводу уже критически затянувшегося формирования правительства страны, депутат от крайне правой «Конфедерации свободы и независимости» Гжегож Браун изп ожарного огнетушителя погасил свечи на восьмисвечнике, который был зажжен в Сейме по случаю еврейского праздника Ханука.

Но прежде чем мы перейдем к нашим размышлизмам и выводам попробуем объяснить читателю, кто и что есть кем и чем в этой истории.
Ханука- еврейский скорее национальный, чем религиозный праздник. Связан он с восстанием израильтян в 143 г против греко-македонской империи, тогда владевшей Палестиной. Так получилось, что Иерусалимском храме кончилось масло для неугасимой лампады, которая символизировала присутствие Бога в главной святыне. И тогда, по легенде произошло чудо – лампада горела без дозаправки маслом восемь дней, до тех пор, пока не удалось подвезти новые запасы горючего. Вот поэтому ежегодно этот праздник отмечается в декабре очень активно, и каждый день на восьмисвечнике зажигают еще одну свечу в знак памяти о неугасимой лампаде. Праздник этот по настоящему народный, по характеру развлечений чем-то напоминает масленицу, хотя по формальным признакам его с очень большой хромотой можно сравнить с нашим Днем Народного единства 4 ноября.

А кто этот пожарник на общественных началах Гжегож Браун. Ему 56-лет, он сын известного режиссера и сам кинорежиссер снявший множество документальных и художественных фильмов. Его дядя – президент Польского телевидения, сестра- известная-актриса. Словом, наш пожарник общественник- типичный представитель польской элиты, сформировавшейся еще во времена «социализма».

Гжегож Браун член партии «Конфедерация свободы и независимости», отличающийся монархическими , ультракатолическими и крайне антисемитскими взглядами. В этом смысле он и другие «конфедераты» еще более правые, чем недавно еще пребывавшая у власти партия ПиС Ярослава Качиньского. Кстати, во время варшавских митингов 11 ноября, в день независимости конфедераты умудрялись вывести на улмцы до 49 тысяч своих, в то время как либералы – не более 6 тысяч. На этих митингах они любили порассуждать о том, что Качиньский- еврей, Тшасковский (мэр Варшавы)-еврей. Слава Богу, покойного Иоанна Павла II не успели в евреи записать.
При этом Браун считается «пророссийским депутатом» и одновременно «антиамериканским», считающим, что польское правительство совершает ошибку, выстраивая железный занавес на границе с Россией. Впрочем каких-то более глубоких культурных и духовных основ, определяющих позитивное отношение депутат к России ни в биографии, ни в деятельности посла Брауна не наблюдается. Cкорее это тактический прием против политического оппонента по принципу «если мой противник против кого-то или чего-то, то я –за». Соответственно, Если бы вдруг главные  политические конкуренты высказали  симпатии к России, наш герой тут же бы пополнил ряды откровенных русофобов.
Так чему нас учит этот инцидент в польском сейме. С одной стороны, для тех, кто не в курсе, отмечу его, как еще одну иллюстрацию того, что в Польше живут, цветут и плодоносят самые различные и острые фобии на национальной почве. Как, пожалуй, ни в одной другой европейской стране. Антисемитизм здесь продолжал активно существовать уже после Второй мировой войны (последний в истории Европы еврейский погром произошел в польском городе Кельце в 1947 г).

А во времена ПНР, тогдашний руководитель польских коммунистов Владислав Гомулка ( Первый секретарь ЦК ПОРП в 1956-1970гг) в 1967 г, на фоне Шестидневной войны и оккупации Иерусалима, объявил, что все польские евреи- это пятая колонна Израиля и началось их организованное вычищение из государственных и иных организаций и предприятий, что, соответственно стимулировало отъезд их в Израиль. Сегодня когда-то одной из самых многочисленных еврейских общин в Европе-польской практически не существует, хотя антисемитизм продолжает расти. И его называют «антисемитизм без евреев». Еще в Польше говорят, что в стране существует «исламофобия без мусульман». Это не совсем верно, поскольку с иммиграционными волнами последних лет, количество мусульман в стране увеличилось. Как и число их проблем в отношении с местным населением.

Кстати, у упомянутого Гомулки, которого можно назвать «польским Хрущевым», как и у его предшественника Болеслава Берута, условного «польского Сталина» жены были…еврейки по национальности.
Но это, так сказать, лишь пример из современной истории одной страны. Однако нам кажется, что \тот аттракцион по пожарно-прикладному спорту в польском сейме был яркой иллюстрацией тенденции, все более и более набирающей силу в мире. Об этом свидетельствует то, что такие и им подобные тенденции проникли и продолжают проникать в считающую себя ядром цивилизации Европу. Суть его – в росте национализма, гипертрофированной ксенофобии в обществах, умах и психике отдельных людей. И национализм все сильнее наступает везде и всюду, оттесняя из жизни такие принципы как «единый мир без границ», «общечеловеческие ценности» «гуманизм» и тому подобное. И это объяснимо, поскольку все происходит на фоне мирового противостояния, отягощенного двумя военными конфликтами в один из которых вовлечена «великая держава» (Россия), а в другой- еврейское государство. Такая ситуация – прекрасный горючий материал для того, чтобы в миром пожаре национализма и ксенофобии «сжечь» идеи единой гуманной и мирной человеческой цивилизации.
Хорошо это или плохо? На наш взгляд в крайних формах- что-то среднее между «плохо» и «очень плохо». Но это данность нашего времени, все более укрепляющаяся в мире, становящимся миром национализмов. Самых разных. И еврейского в том числе.
Как к этому относиться и, может быть противостоять?
Надо подумать.
Валерий Емельянов, главред

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать