Главная Мир сегодня Глава МИД Польши: Мы выступаем за принятие внешнеполитических решений в ЕС квалифицированным большинством голосов, а не единогласием

Глава МИД Польши: Мы выступаем за принятие внешнеполитических решений в ЕС квалифицированным большинством голосов, а не единогласием

через Исмаил
0 комментарий 17

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что его страна выступает за то, чтобы Евросоюз использовал квалифицированное большинство голосов при принятии решений по тем или иным вопросам внешней политики. Что касается войны в Украине, он отмечает, что обе стороны истощены и что странам необходимо увеличить поддержку Киева.

Сикорский, который участвует в 9-м Дельфийском экономическом форуме, который стартует сегодня и продлится до 13 апреля, говорит, что он «недостаточно смел», чтобы сказать, что произойдет с поддержкой Соединенными Штатами Украины и НАТО, если Дональд Трамп вернется в Белый дом, но считает необходимым укрепить европейскую оборону, заявив, что формируется «европейский легион» для выполнения конкретных миссий. Министр иностранных дел Польши выступает за расширение ЕС, но «только тогда, когда речь идет о странах, которые в долгосрочной перспективе могут внести свой вклад в нашу мощь и процветание».

Война в Украине затягивается, и новости с фронта не очень обнадеживают Украину. Считаете ли вы, что украинская армия может взять верх и изменить этот негативный взгляд на поле боя?

Картина на различных фронтах неоднозначна. Украина, страна, не имеющая военно-морского флота, вытеснила российский Черноморский флот из половины этого моря. Экспорт зерна из Одессы через Босфор вернулся почти к довоенному уровню. Это значительный успех. Я не думаю, что кто-то из нас мог предсказать год или два назад, что Украина будет способна нанести удар по российским оружейным заводам и нефтеперерабатывающим заводам, расположенным в сотнях километров вглубь России. Российская армия, похоже, одержала две пирровы победы: сначала в Бахмуте, а затем в Авдеевке. Они брали небольшие города, но несли огромные потери. Президент Путин также исчерпал свои запасы баллистических ракет. Те, что сейчас бьют по Украине, происходят из текущего производства, что само по себе является признаком большого доверия Путина к тому, что НАТО является чисто оборонительным альянсом, поскольку это были резервы военного времени. После двух лет этой неспровоцированной войны обе стороны истощены. Вот почему мы должны увеличить нашу поддержку Украины. Многое зависит от американского пакета военной помощи, который сейчас застрял в Конгрессе. Украина, похоже, мобилизует новобранцев, и мы, как НАТО, демонстрируем стойкость и нашу способность помочь Украине в долгосрочной перспективе. Да, Украина сильно истекает кровью, но и у президента Путина дела обстоят не иначе.

Будут ли перемены в Вашингтоне, округ Колумбия, возвращение Дональда Трампа в Белый дом плохой новостью для Украины? Вы верите, что он выведет США из НАТО?

Это отличные вопросы, но у меня не хватает смелости на них ответить.

Похоже, что ЕС находится в каком-то замешательстве относительно своих будущих приоритетов. Согласны ли Вы с тем, что было распространено различными способами (прежде всего Президентом Франции Э.Макроном) об усилении европейской обороны и армии? Может ли ЕС быть международным игроком без военной поддержки США?

Я думаю, что разговоры об армии ЕС создают ненужную путаницу, потому что они предполагают слияние национальных армий, что, я думаю, никогда не произойдет. Тем не менее, мы находимся в процессе формирования европейского военного потенциала, называемого потенциалом быстрого развертывания. Я называю его «Европейский легион». Американцы вовлечены в соперничество с Китайской Народной Республикой, а Путин определил себя как нашего врага вопреки нашим желаниям. Таким образом, мы должны взять на себя большую долю бремени, когда речь идет об обороне. Такие страны, как Польша и Греция, уже много лет тратят солидную долю своего ВВП на оборону, поэтому у нас есть полномочия говорить об этом.

Европейская оборона – это идея, время которой пришло. Европейские граждане в каждом известном мне опросе общественного мнения требуют создания профсоюза здравоохранения, чтобы лучше подготовиться к возможным кризисам в области здравоохранения, а также профсоюза обороны. И пандемии, и войны – это не то, чего мы желаем, но к которым мы все равно должны быть готовы, чтобы лучше защитить наших людей.

Если эта война в какой-то момент закончится, видите ли вы возврат к какой-то нормальной ситуации между ЕС и Россией?

Оглядываясь назад, мы видим, что Россия воюет с нами уже десять лет. Некоторые из нас просто отказывались признавать это. Но Россия посылает эскадроны смерти в европейские города, распространяет дезинформацию и пропаганду, заявляя о своем праве доминировать и культурно преобразовывать общины против их воли, а иногда и физически уничтожать их.

Это вредит, например, греческой общине в Мариуполе. Россия говорит о том, чтобы повернуть колесо истории вспять в таких местах, как Крым, но Севастополь и Феодосия, похоже, не являются словами русского происхождения.

Что касается совершенствования более всеобъемлющей внешней политики ЕС, то идет дискуссия об изменении способа принятия решений через процесс голосования квалифицированным большинством. Поддерживает ли это Польша?

У нас еще не было должной внутренней дискуссии по этому поводу, ни в моей партии, ни в нашем правительстве, но я думаю, что польская общественность поддержала бы отказ от единогласия в некоторых областях, например, в отношении санкций. Мы уже сталкивались с ситуациями, когда санкции должны были быть введены, но одна страна из корыстных соображений либо откладывала, либо блокировала.

Чем больше Союз, тем труднее достичь единогласия. А единогласие, как мы знаем со времен греческой Агоры, не является единственным способом принятия решений в демократическом обществе.

Раньше в польском парламенте был принцип единогласия, но в 18 веке он нам очень сослужил. Мы должны сохранять единодушие в некоторых областях, например, в расширении или в вопросах национальной идентичности. Но лично я открыт для дискуссии о справедливом распределении власти, которое также сделало бы ЕС более функциональным. Приведу пример: моя политическая группа, ЕНП, выступает за правило единогласия, когда дело доходит до принятия решений о будущих миссиях, в которых будут задействованы возможности быстрого реагирования, о которых я упоминал ранее. Но все вопросы, связанные с решением проблем и управлением такими миссиями, будут решаться квалифицированным большинством. Наконец, давайте вспомним, что квалифицированное большинство может принимать разные формы. Честно говоря, мне очень нравится идея Европарламента о большинстве в четыре пятых голосов государств-членов.

Идет дискуссия о необходимости включения всех европейских стран в семью ЕС. Это должно быть что-то быстрое, или процесс должен соответствовать нормам ЕС и тому, что мы обычно считаем европейским acquis?

Во-первых, давайте придерживаться правил Римского договора: каждая европейская страна может подать заявку. Согласно моему определению, европейская страна – это страна, вся или большая часть территории которой находится в Европе.

Кроме того, у нас есть Копенгагенские критерии, которым должны соответствовать все будущие государства-члены, верховенство закона и так далее. Мы также сталкиваемся с тем, что с каждым десятилетием Европейский Союз создает все больший свод законов и становится все более интегрированным. Поэтому сложнее присоединиться в качестве «аутсайдера». В настоящее время у нас также есть опыт управления некоторыми странами, в том числе и моей до недавнего времени. Поэтому нам нужны механизмы безопасности, такие как экспертная оценка, которая у нас есть в финансовой сфере. И теперь у нас есть экспертная оценка в области верховенства права и конституции. Расширение действительно дорого обходится, и оно влияет на наш внутренний баланс сил. Мы должны быть уверены в том, что будущие члены будут готовы присоединиться не только в день вступления в ЕС, но и как стабильные демократии, солидарные с нашей внешней политикой и нашими ценностями. Я выступаю за расширение, но только тогда, когда речь идет о странах, которые в долгосрочной перспективе могут внести свой вклад в наше могущество и процветание.

Недавно Греция присоединилась к «Инициативе трех морей» — масштабному проекту, в котором Варшава с самого начала играла центральную роль. Может ли она стать инструментом лучшей интеграции между юго-восточной и восточной частями Европы? Может ли это привести к реальному экономическому сотрудничеству и реальным проектам?

В силу исторических причин наша часть мира, расположенная между тремя морями, не так взаимосвязана, как Западная Европа. Если «Инициатива трех морей» может помочь решить эту проблему, то она полезна. Модернизация инфраструктуры и расширение возможностей подключения требуют больших инвестиций. Большая часть средств поступит из ЕС, но Соединенные Штаты также создали инвестиционный фонд. Я думаю, что это полезно. Недавно я разговаривал с венгерскими коллегами, которые утверждали, что Венгрия вынуждена продолжать закупать российский газ, потому что некоторые газовые интерконнекторы к терминалам СПГ на побережье Адриатического моря пока не имеют необходимой мощности. Если бы мы могли решать такие проблемы и помогать друг другу в чрезвычайной ситуации, мы были бы не только в большей безопасности. Мы также могли бы снизить цены на газ. Нам нужны более совершенные дороги, киберсети, железные дороги. Такие инвестиции облегчили бы региональную торговлю и способствовали бы большему процветанию. Поэтому, если «Инициатива трех морей» понимается как способ укрепления нашего сотрудничества по улучшению взаимосвязанности нашего региона, Польша продолжает ее поддерживать.

Беседовал Василис Недос

Катимирини (Греция)

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать