Главная Мир сегодня Foreign affairs:Пять вариантов будущего России

Foreign affairs:Пять вариантов будущего России

через Исмаил
0 комментарий 25

Стивен Коткин

Владимиру Путину исполнился 71 год 7 октября прошлого года, в день, когда ХАМАС напал на Израиль. Российский президент воспринял буйство как подарок на день рождения; это изменило контекст вокруг его агрессии в Украине. Возможно, для того, чтобы выразить свою признательность, в конце октября он поручил своему Министерству иностранных дел пригласить высокопоставленных представителей ХАМАСа в Москву, подчеркнув совпадение интересов. Несколько недель спустя Путин объявил о своем намерении баллотироваться на пятый срок на выборах в марте 2024 года, а затем провел свою ежегодную пресс-конференцию, предложив фаланге сговорчивых журналистов услышать, как он самодовольно кричит об усталости Запада от войны в Украине. «Практически по всей линии фронта наши вооруженные силы, скажем скромно, улучшают свое положение», — похвастался Путин в прямом эфире.
16 февраля Федеральная служба исполнения наказаний России объявила о скоропостижной смерти 47-летнего оппозиционного активиста Алексея Навального в колонии за Полярным кругом, откуда он продолжал обращаться к миллионам своих последователей с инструкциями о том, как протестовать против путинского плебисцита. Месяц спустя самое большее, что можно было сказать, это то, что Кремль, по крайней мере, дождался окончания голосования, чтобы объявить о победе Путина.
Путин позиционирует себя как нового царя. Но настоящему царю не придется беспокоиться о надвигающемся кризисе престолонаследия и о том, что он может сделать с его властью в настоящем. У Путина есть; Отчасти поэтому он должен симулировать выборы. Теперь он находится на своем посту до 2030 года, когда ему исполнится 78 лет. Продолжительность жизни мужчин в России не достигает и 67 лет; Те, кто доживает до 60 лет, могут рассчитывать дожить примерно до 80 лет. Подтвержденных долгожителей в России немного. Возможно, однажды Путин вступит в их ряды. Но даже Сталин умер.
Предшественник Путина, Борис Ельцин, оказался тем редким потенциальным царем, который назвал преемника и облегчил себе путь к власти. В 1999 году Ельцин, столкнувшись с хроническими проблемами со здоровьем и опасаясь, что ему и его «семье» коррумпированных друзей может грозить тюрьма после того, как он уйдет в отставку, выбрал Путина, чтобы сохранить свою свободу и наследие. «Берегите Россию», — предложил Ельцин в качестве напутствия. В 2007 году в возрасте 76 лет он умер свободным человеком. Но протектор воздержался от подражания примеру своего покровителя. В 2008 году Путин ненадолго ушел в отставку с поста президента, признав тот же лимит в два срока подряд, с которым столкнулся Ельцин. Путин назначил на его место политического ничтожества, пересел на пост премьер-министра и вернулся на третий президентский срок в 2012 году, а затем и на четвертый. В конце концов, он убедил свой фальшивый законодательный орган изменить конституцию, чтобы фактически отменить любые ограничения по срокам. Сталин тоже упорно цеплялся за власть, даже когда его немощи ухудшались. Он отказался одобрить появление преемника; В конце концов, у него случился тяжелый инсульт, и он упал в лужу собственной мочи.
Путин не Сталин. Грузинский деспот создал сверхдержаву, отправив десятки миллионов людей на смерть в голод, исправительно-трудовые лагеря, подвалы для казней и плохо организованную оборонительную войну. Путин, напротив, сфальсифицировал страну-изгоя, отправив сотни тысяч людей на смерть в войне по собственному выбору. Тем не менее, это сопоставление поучительно. Сталинская система оказалась не в состоянии выжить без него, несмотря на наличие институционализированной правящей партии. И все же, на фоне распада, который начался с распадом Советского Союза, но продолжался и после 1991 года, Путин укрепил новую автократию. Это слияние хрупкости и зависимости от пути проистекает из многих факторов, которые нелегко перестроить: география, национально-имперская идентичность, укоренившаяся стратегическая культура. (Русский сатирик XIX века Михаил Салтыков-Щедрин заметил о своей стране, что каждые пять-десять лет все кардинально меняется, но за 200 лет ничего не меняется.) Тем не менее, куда бы ни ушел Путин, его персоналистская автократия и, в более широком смысле, Россия уже сталкиваются с вопросами о будущем.
Режим Путина позиционирует себя как ледокол, разбивающий на куски международный порядок, возглавляемый США, от имени человечества. Вашингтон и его союзники и партнеры снова и снова позволяли себе удивляться ему — в Ливии, Сирии, на Украине и в Центральной Африке. Это спровоцировало опасения по поводу очередного неприятного сюрприза. Но как насчет долгосрочной перспективы? Как, в свете неизбежной смертности руководства и более крупных структурных факторов, Россия может развиваться или не развиваться в течение следующего десятилетия и, возможно, далее?
Читателям, ищущим коэффициенты на траекторию развития России, следует ознакомиться с рынками ставок. А западным чиновникам и другим лицам, принимающим решения, необходимо рассмотреть ряд сценариев: экстраполировать текущие тенденции таким образом, чтобы облегчить планирование на случай непредвиденных обстоятельств. Сценарии — это попытка не удивляться. Излишне говорить, что мир постоянно удивляет, и может произойти нечто невозможное: пресловутый черный лебедь. Смирение в порядке. Тем не менее, в настоящее время можно представить себе пять возможных вариантов будущего для России, и Соединенные Штаты и их союзники должны иметь их в виду.
За время смены нескольких президентских администраций Вашингтон на собственном горьком опыте убедился, что ему не хватает рычагов для трансформации таких стран, как Россия и, если уж на то пошло, Китай: стран, которые возникли как империи на евразийском континенте и прославляют себя как древние цивилизации, которые задолго до основания Соединенных Штатов, не говоря уже о формировании Запада. Это не персонажи из «Пигмалиона» драматурга Джорджа Бернарда Шоу, созревшие для превращения из уличных мальчишек в утонченных леди, то есть из авторитарных, империалистических режимов в ответственных участников международной системы, в которой доминируют США. Попытки переделать их «личности» неизменно приводят к взаимным обвинениям и разочарованиям. Такие лидеры, как Путин и Си Цзиньпин в Китае, не стали капризно поворачивать вспять обнадеживающий процесс; В немалой степени они стали следствием этого. Поэтому Вашингтон и его партнеры не должны преувеличивать свои возможности по формированию траектории развития России. Вместо этого они должны готовиться к тому, что может произойти.
РОССИЯ КАК ФРАНЦИЯ
Франция — страна с глубоко укоренившимися бюрократическими и монархическими традициями, а также и с возможными революционными традициями. Революционеры упраздняли монархию только для того, чтобы увидеть, как она возвращается в облике короля и императора, а затем снова исчезает, когда появляются и исчезают республики. Франция построила и потеряла огромную империю колониальных владений. На протяжении веков правители Франции, во главе с Наполеоном, угрожали соседям страны.
Сегодня эти традиции живут во многих отношениях. Как проницательно заметил французский мыслитель Алексис де Токвиль в своей работе 1856 года «Старый режим и революция», попытки революционеров окончательно порвать с прошлым привели к невольному укреплению этатистских структур. Несмотря на укрепление республиканской системы, монархическое наследие Франции символически сохраняется во дворцах в Версале и в других местах, в вездесущих статуях правителей династии Бурбонов и в необычайно централизованной форме правления с огромной властью и богатством, сосредоточенным в Париже. Даже лишенная своей формальной империи, Франция остается чрезвычайно гордой страной, которую многие из ее граждан и поклонников рассматривают как цивилизацию с устойчивым чувством особой миссии в мире и в Европе, а также языком, на котором говорят далеко за пределами ее границ (60 процентов ежедневно говорящих по-французски являются гражданами других стран). Но самое главное, что сегодняшняя Франция пользуется верховенством закона и больше не угрожает своим соседям.
Россия также обладает этатистской и монархической традицией, которая будет существовать независимо от характера любой будущей политической системы, и чреватой революционными традициями, которая также перестала быть постоянным предприятием, но продолжает жить в институтах и памяти как источник вдохновения и предостережения. Конечно, самодержавные Романовы были еще менее скованы, чем абсолютистские Бурбоны. Революция в России была значительно более жестокой и разрушительной, чем даже французская. Потерянная Россией империя была смежной, а не заморской, и просуществовала гораздо дольше — на самом деле, на протяжении большей части существования современного российского государства. В России доминирование Москвы над остальной частью страны превосходит даже доминирование Парижа во Франции. Географическое пространство России затмевает географическое пространство Франции, опутав страну не только в Европе, но и на Кавказе, в Центральной и Восточной Азии. Очень немногие страны имеют много общего с Россией. Но у Франции их больше, чем у любой другой.

Современная Франция – великая страна, хотя и не без недоброжелателей. Некоторые осуждают то, что они считают чрезмерным этатизмом, высокими налогами, необходимыми для обеспечения неравных услуг, а также широким социалистическим этосом. Другие придираются к тому, что они считают великодержавными притязаниями Франции и культурным шовинизмом. Третьи жалуются на трудности Франции в ассимиляции иммигрантов. Но можно разочароваться в тех или иных аспектах страны и все же признать, что она наиболее близка к реалистичной модели процветающей, мирной России. Если бы Россия стала такой же, как Франция, — демократией с правовым государством, которая наслаждалась бы своим абсолютистским и революционным прошлым, но больше не угрожала бы своим соседям, — это было бы достижением высокого порядка.
Франция прошла тернистый путь, чтобы стать тем, чем она является сегодня. Вспомните революционный террор Робеспьера, катастрофический экспансионизм Наполеона, самопереворот Наполеона III (от избранного президента до императора), захват власти Парижской коммуной, быстрое поражение страны во Второй мировой войне, последовавший за этим коллаборационистский режим Виши, колониальную войну в Алжире и антиконституционные действия президента Шарля де Голля после его выхода из отставки в 1958 году. Кто-то может соблазниться идеей, что России нужен свой собственный де Голль, чтобы помочь укрепить либеральный порядок сверху, хотя на ближайшем горизонте России такого deus ex machina не маячит. Но только агиографы считают, что сегодняшнюю Францию создал один человек. Несмотря на периоды нестабильности в стране, на протяжении многих поколений Франция развивала беспристрастные, профессиональные институты — судебную систему, государственную службу, свободную и открытую публичную сферу — демократического, республиканского государства. Проблема заключалась не в том, что Ельцин не был де Голлем. Проблема заключалась в том, что в 1991 году Россия была гораздо дальше от стабильного конституционного порядка западного образца, чем Франция тремя десятилетиями ранее.
РОССИЯ СОКРАТИЛА РАСХОДЫ
Некоторые россияне могут приветствовать превращение в страну, похожую на Францию, но другие сочтут такой исход анафемой. То, что мир сейчас считает путинизмом, впервые всплыло в русскоязычных периодических изданиях и добровольческих обществах 1970-х годов: авторитарный, обиженный, мистический национализм, основанный на антизападничестве, отстаивающий номинально традиционные ценности и бессвязно заимствующий из славянофильства, евразийства и православия. Можно представить себе авторитарного националистического лидера, который разделяет эти взгляды и который, как и Путин, непоколебим в своей вере в то, что Соединенные Штаты одержимы уничтожением России, но который также глубоко обеспокоен туманным долгосрочным будущим России и готов обвинить в этом Путина. То есть кто-то, кто апеллирует к электорату Путина, но утверждает, что война против Украины наносит ущерб России.
Демография – особая больная тема для российских националистов, не говоря уже о военном руководстве и многих простых людях. С 1992 года, несмотря на значительную иммиграцию, население России сократилось. Население трудоспособного возраста достигло пика в 2006 году и составляло около 90 миллионов человек, а сегодня составляет менее 80 миллионов, что является катастрофической тенденцией. Расходы на войну в Украине увеличили оборонно-промышленную базу России, но ограничения сокращения рабочей силы страны становятся все более очевидными даже в этом приоритетном секторе, в котором квалифицированных работников примерно на пять миллионов меньше, чем нужно. Доля работников, принадлежащих к наиболее продуктивной возрастной группе — от 20 до 39 лет, — будет продолжать снижаться в течение следующего десятилетия. Ничто, даже похищение детей из Украины, в котором Международный уголовный суд обвинил Путина, не обратит вспять потери россиян, которые усугубляются непомерными потерями войны.
Роста производительности, который мог бы компенсировать эти демографические тенденции, пока не видно. Россия занимает едва ли не последнее место в мире по масштабам и скорости автоматизации производства: ее роботизация составляет лишь микроскопическую долю от среднемировой. Еще до того, как расширение войны в Украине начало съедать государственный бюджет, Россия занимала удивительно низкие места в мировых рейтингах расходов на образование. За последние два года Путин добровольно пожертвовал большей частью экономического будущего страны, вынудив или вынудив тысячи молодых технических работников бежать от призыва и репрессий. Правда, это люди, которых оголтелые националисты не пропускают, но в глубине души многие знают, что они нужны великой державе.
Вашингтон на собственном горьком опыте убедился, что ему не хватает рычагов для трансформации России.
Учитывая обширную евразийскую географию и давние связи со многими частями мира, а также алхимию оппортунизма, Россия по-прежнему может импортировать многие необходимые компоненты для своей экономики, несмотря на западные санкции. Несмотря на эту находчивость и несмотря на привыкшее общество к войне, российские элиты знают убийственную статистику. Они отдают себе отчет в том, что долгосрочное развитие России как страны-экспортера сырьевых товаров зависит от трансфера технологий из передовых стран; Вторжение Путина в Украину затруднило использование Запада в качестве источника, а его символическое принятие нигилизма ХАМАСа привело к неоправданной напряженности в отношениях России с Израилем, крупным поставщиком высокотехнологичных товаров и услуг. На более базовом уровне российская элита физически отрезана от развитого мира: убежища в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), какими бы приятными они ни были, не могут заменить европейские виллы и школы-интернаты.
Несмотря на то, что российский авторитарный режим в очередной раз доказал свою устойчивость в войне, серьезный недостаток внутренних инвестиций и диверсификации Путина, его дальнейшее развитие демографических проблем и его роль в сползании страны в технологическую отсталость все же могут заставить закоренелых националистов, среди которых немало представителей элиты, признать, что Россия находится на обреченной на провал траектории. Многие в частном порядке пришли к выводу, что Путин связывает выживание своего стареющего личного режима с выживанием легендарной страны как великой державы. Исторически, по крайней мере, такое осознание ускорило смену курса, поворот от внешней чрезмерной экспансии к внутреннему оживлению. Прошлым летом, когда эскадрон смерти лидера наемников Евгения Пригожина двинулся на Москву, это не вызвало поддержки со стороны военных офицеров, и это одна из причин, по которой Пригожин отменил его. Но это также не побудило сторонников режима защищать Путина в режиме реального времени. Этот эпизод стал невольным референдумом о режиме, обнажив некую пустоту внутри репрессивной силы.
Сокращение расходов может произойти в результате ускорения ухода Путина, а может последовать за его естественной кончиной. Она также может быть навязана ему без его смещения с помощью реальных политических угроз его правлению. Как бы то ни было, это будет включать в себя в основном тактические шаги, вызванные признанием того, что у России нет средств для бесконечного противостояния Западу, что она платит непомерную цену за свои попытки и рискует навсегда потерять жизненно важные связи с Европой в обмен на унизительную зависимость от Китая.
РОССИЯ КАК ВАССАЛ
Демонстративно пропутинские российские элиты хвастаются, что разработали вариант, который лучше, чем у Запада. Китайско-российские связи удивили многих аналитиков, знающих о непростых отношениях между Пекином и Москвой в прошлом, включая печально известный китайско-советский раскол в 1960-х годах, кульминацией которого стала короткая пограничная война. Несмотря на то, что этот конфликт был формально урегулирован демаркацией границы, Россия остается единственной страной, которая контролирует территорию, захваченную у империи Цин в соответствии с тем, что китайцы называют несправедливыми договорами. Это не помешало Китаю и России укреплять связи, в том числе путем проведения крупномасштабных совместных военных учений, частота и географический охват которых за последние 20 лет возросли. Обе страны полностью согласны с претензиями России по поводу расширения НАТО и вмешательства Запада в дела Украины, где китайская поддержка России по-прежнему имеет решающее значение.
Китайско-российское сближение предшествовало приходу к власти Путина и Си Цзиньпина. В 1980-е годы именно Дэн Сяопин совершил поворот в сторону от Москвы, более значимый, чем тот, который совершил Мао Цзэдун в 1960-х и 1970-х годах. Дэн Сяопин получил доступ к американскому внутреннему рынку для китайских производителей, тот же трюк, который позволил трансформировать Японию, а затем Южную Корею и Тайвань. Развод Дэн Сяопина с коммунистическим Советским Союзом ради фактического экономического брака с американскими и европейскими капиталистами открыл эру поразительного процветания, которая породила китайский средний класс. Но Китай и Россия оставались взаимосвязанными. Преемник Дэн Сяопина, Цзян Цзэминь, прошедший обучение на советской фабрике, вернул Россию в качестве хозяйки, не разорвав американо-китайских брачных уз. Цзян разместил заказы, которые помогли реанимировать заброшенный военно-промышленный комплекс России и модернизировать собственное производство оружия и армию Китая. В 1996 году Цзян и Ельцин провозгласили «стратегическое партнерство». Несмотря на скромную двустороннюю торговлю, внутренний экономический бум в Китае косвенно помог возродить из мертвых гражданское производство советской эпохи, подняв мировой спрос и, следовательно, цены на промышленные ресурсы, которые Советский Союз производил в низком качестве, но в больших количествах, от стали до удобрений. Точно так же, как Соединенные Штаты помогли сформировать китайский средний класс, Китай также сыграл свою роль в создании среднего класса России и экономического бума Путина.
Тем не менее, социальные и культурные связи между двумя народами остаются поверхностными. Русские культурно европейцы, и мало кто говорит по-китайски (по сравнению с английским). Несмотря на то, что некоторые пожилые китайцы говорят по-русски, что является наследием прежнего центрального положения Москвы в коммунистическом мире, это число невелико, и дни, когда китайские студенты в большом количестве учились в российских университетах, остались в далеком прошлом. Россияне опасаются могущества Китая, и многие китайцы, которые проявляют слабость в презрении, высмеивают Россию в Интернете. Приверженцы Коммунистической партии Китая по-прежнему не прощают разрушения Москвой коммунизма в Евразии и Восточной Европе.
И все же глубина личных отношений между Путиным и Си Цзиньпином компенсировала эти хрупкие основы. Эти два человека вступили в броманс, встречаясь 42 раза, находясь у власти, публично восхваляя друг друга как «мой лучший друг» (Си о Путине) и «дорогой друг» (Путин о Си). Авторитарная солидарность двух родственных душ подкрепляется неизменным антизападничеством, особенно антиамериканизмом. Когда Китай, бывший младший партнер, стал старшим партнером, два автократических соседа улучшили отношения, объявив о «всеобъемлющем стратегическом партнерстве» в 2013 году. Официально товарооборот между Россией и Китаем в 2023 году превысил 230 миллиардов долларов; С поправкой на инфляцию три десятилетия назад он колебался в районе $16 млрд, а в середине 2010-х годов составлял всего $78 млрд. Кроме того, цифра 2023 года не включает в себя еще десятки миллиардов в двусторонней торговле, которая маскируется с помощью третьих сторон, таких как Кыргызстан, Турция и ОАЭ.
Китай до сих пор закупает у России военные авиационные двигатели. Но в остальном зависимость идет в другую сторону. Западные санкции ускорили потерю отечественной автомобильной промышленности России в пользу Китая. Сейчас у Москвы есть солидный запас юаней, который можно использовать только для китайских товаров. Но, несмотря на бесчисленные встречи на протяжении десятилетий, до сих пор нет окончательного соглашения о новом крупном газопроводе, который будет начинаться в Сибири и идти в Китай через Монголию. Китайское руководство старательно избегает попадания в зависимость от России ни в энергетическом, ни в чем-либо еще. Напротив, Китай уже является мировым лидером в области солнечной и ветровой энергетики и работает над тем, чтобы вытеснить Россию с поста ведущего мирового игрока в атомной энергетике.
Кроме сырья и политического бандитизма, Россия экспортирует только талантливых людей.
Российские элиты, несмотря на то, что они яростно осуждают воображаемую решимость США подчинить или расчленить их страну, по большому счету, не возвысили своего голоса против подчинения Путиным России Китаю. А в последнее время российские комментаторы стали пересказывать историю об Александре Невском, который в XIII веке царствовал как князь Новгородский, одно из государств, вошедших в состав Московии, предшественницы царской России. Столкнувшись с вызовом на два фронта, Невский предпочел сражаться с крестоносцами запада, победив тевтонов в Ледовом побоище, и принять вторгшихся монголов с востока, отправившись через Центральную Азию в столицу монгольской Золотой Орды, чтобы быть признанным великим князем Руси. В этом рассказе западные христиане были полны решимости подорвать восточно-христианскую идентичность России, в то время как монголы просто хотели, чтобы Россия платила дань. Подразумевается, что сегодняшнее примирение с Китаем не потребует от России отказа от своей идентичности, в отличие от неспособности противостоять Западу.
Это чушь. Русским потребовались столетия, чтобы освободиться от того, что их школьные учебники единодушно называли монгольским игом, но Россия пережила отношения с Западом на протяжении веков, так и не став Западной. Однако быть незападником не обязательно означает быть антизападником — если, конечно, вы не боретесь за защиту нелиберального режима в либеральном мировом порядке. Россия существовала в своих постсоветских границах в течение двух десятилетий, прежде чем Путин решил, что ситуация невыносима. Теперь, когда он сжег мосты с Западом и обвинил его в поджоге, ему ничего не остается, кроме как полагаться на благосклонность Китая.
Большой и растущий дисбаланс в отношениях заставил аналитиков говорить о России как о вассале Китая. Но только Китай решает, становится ли та или иная страна его вассалом, при этом Пекин диктует России политику и даже персонал, берет на себя бремя ответственности. У нее нет обязывающих договорных обязательств с Россией. У Путина есть только слово 70-летнего Си Цзиньпина, а Си тоже смертен. Тем не менее, оба лидера продолжают осуждать стремление Соединенных Штатов к гегемонии и тесно сотрудничают. Общее стремление сделать мировой порядок безопасным для своих диктатур и доминировать в своих регионах приводит к фактическому вассальной зависимости, который ни один из них не любит.
РОССИЯ КАК СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ
Углубляя зависимость России от Китая, Путин или его преемник могут парадоксальным образом черпать вдохновение из опыта Северной Кореи, что, в свою очередь, может заставить Си Цзиньпина или его преемника задуматься. Во время вмешательства Пекина для спасения Пхеньяна в Корейской войне Мао, используя пословицу, заявил, что если губы (Северная Корея) исчезнут, зубы (Китай) будут холодными. Эта метафора подразумевает как акт буферизации, так и условие взаимозависимости. На протяжении многих лет некоторые китайские комментаторы сомневались в целесообразности поддержки Северной Кореи, особенно после дерзкого ядерного испытания последней в 2006 году. Столкнувшись с санкциями ООН, к которым присоединился Китай, руководство Северной Кореи агрессивно продвигало свои программы по созданию ядерного оружия и ракет, которые могут достичь не только Сеула и Токио, но и Пекина и Шанхая. Тем не менее, в 2018 году руководство Китая в конечном итоге подтвердило свою поддержку Пхеньяна. Учитывая чрезвычайную зависимость Северной Кореи от Китая в вопросах продовольствия, топлива и многого другого, Пекин, похоже, держит своего лидера Ким Чен Ына в тисках.
Тем не менее, сторонники Пхеньяна иногда предупреждают, что зубы могут прикусить губы. Как неоднократно убеждались правящие круги в Пекине, Ким Чен Ын не всегда прислушивается к своим покровителям. В 2017 году он убил своего сводного брата Ким Чен Нама, который находился под защитой Китая за рубежом. Ким Чен Ын может уйти от ответственности за неповиновение, потому что он знает, что независимо от того, сколько он может раздражать Пекин, Китай не хочет, чтобы режим в Пхеньяне пал. Если северокорейское государство рухнет, полуостров воссоединится под эгидой Южной Кореи, союзника США по договору. Это означало бы, что Китай, наконец, проиграет Корейскую войну, которая более 70 лет оставалась приостановленной перемирием. Потеря корейского буфера может осложнить Пекину варианты и внутренние сроки поглощения Тайваня, поскольку Китай столкнется с более враждебной внешней средой поблизости. Исторически сложилось так, что нестабильность на Корейском полуострове, как правило, перетекает в Китай, и приток беженцев может дестабилизировать северо-восток Китая и, возможно, многое другое. Таким образом, Пекин, похоже, застрял в обратной зависимости от Пхеньяна. Си Цзиньпин не хотел бы оказаться в подобном положении с Моск

Россия и Северная Корея вряд ли могут быть более разными. Первая более чем в 142 раза больше второй по территории. В Северной Корее есть такая династия, которой нет в России, даже несмотря на то, что каждый преемник семьи Ким Чен Ын утверждается в качестве лидера на партийном съезде. Северная Корея также является формальным союзником Китая по договору, единственным таким союзником Пекина в мире, поскольку в 1961 году они подписали пакт о взаимной обороне. (Некоторые китайские комментаторы предполагают, что Китай больше не обязан защищать Северную Корею в случае нападения из-за разработки Пхеньяном ядерного оружия, но пакт не был отменен.) Северная Корея сталкивается с конкурирующим корейским государством в лице Южной Кореи, что делает ее более похожей на Восточную Германию (которой, конечно, уже давно нет), чем на Россию.
Несмотря на эти и другие различия, Россия может стать чем-то вроде гигантской Северной Кореи: внутренне репрессивной, международно изолированной и трансгрессивной, вооруженной ядерным оружием и унизительно зависимой от Китая, но все еще способной противостоять Пекину. Остается неясным, как много Путин раскрыл в Пекине в феврале 2022 года о своих планах в отношении Украины, когда он вызвал совместную декларацию о китайско-российском «партнерстве без границ», что вскоре создало впечатление, что Си Цзиньпин одобряет российскую агрессию. Вскоре после того, как Китай обнародовал мирный план для Украины, Си Цзиньпин отправился в Москву на саммит и в какой-то момент появился вместе с Путиным на богато украшенной кремлевской лестнице, по которой в 1939 году Иоахим фон Риббентроп, министр иностранных дел Германии при нацистах, спустился вместе со Сталиным и его министром иностранных дел Вячеславом Молотовым, скрепляя пакт Гитлера-Сталина. Тем не менее, представитель Кремля отверг возможность мира, несмотря на то, что правительство президента Украины Владимира Зеленского признало расплывчатый документ Китая достойным обсуждения. (Миротворческая миссия Китая в Киеве на низком уровне провалилась.) Позже, после того, как китайские дипломаты похвастались всему миру и особенно Европе, что Си Цзиньпин добился от России обещания не применять ядерное оружие в Украине, режим Путина объявил о размещении тактического ядерного оружия в Беларуси. (Китай продолжил критиковать развертывание.) Маловероятно, что какой-либо из этих эпизодов был задуман как явное пренебрежение. Но они заставили наблюдателей задуматься об эволюции России в сторону северокорейского сценария, поскольку, даже если они были непреднамеренными, они показали, что Москва может поставить Пекин в неловкое положение, не пострадав при этом от последствий.
После мятежа Пригожина Си Цзиньпин подчеркивал то, что он называет «фундаментальными интересами двух стран и их народов», подразумевая, что особые отношения переживут нынешнее руководство Кремля. По правде говоря, авторитарный Китай вряд ли мог бы позволить себе потерять Россию, если бы это означало появление проамериканской России на его северной границе, сценарий, параллельный, но значительно более угрожающий, чем проамериканский, воссоединенный Корейский полуостров. Как минимум, под угрозой окажется доступ к российской нефти и газу, частичное хеджирование Китая от морской блокады. Но даже если бы Китай мало что выиграл от России, предотвращение ее поворота к Западу оставалось бы главным приоритетом национальной безопасности. Проамерикански настроенная Россия позволила бы усилить слежку Запада за Китаем (точно так же, как сближение президента США Ричарда Никсона с Мао позволило Западу вести слежку за Советским Союзом из Синьцзяна). Хуже того, Китаю внезапно придется передислоцировать значительные силы и средства из других мест, чтобы защитить свою обширную северную границу. Таким образом, Китай должен быть готов принять пхеньянское поведение Москвы.
РОССИЯ В ХАОСЕ
Режим Путина использует угрозу хаоса и неизвестности, чтобы предотвратить внутренние вызовы и перемены. Но, активно сея хаос за рубежом, от Восточной Европы до Центральной Африки и Ближнего Востока, Россия сама может стать его жертвой. Режим Путина выглядел более или менее стабильным даже под чрезвычайным давлением широкомасштабной войны, и прогнозы о крахе из-за далеко идущих западных санкций не подтвердились. Но российские государства, управляемые из Санкт-Петербурга и Москвы соответственно, распались за последние 100 с лишним лет, оба раза неожиданно, но полностью. Существует множество вероятных гипотетических причин срыва в ближайшем будущем: внутренний мятеж, который выходит из-под контроля, одна или несколько стихийных бедствий, с которыми власти не в состоянии справиться, авария или преднамеренный саботаж на ядерных объектах, случайная или неслучайная смерть лидера. Такие страны, как Россия, с разъеденными институтами и дефицитом легитимности, могут быть восприимчивы к каскадам внезапного стресс-теста. Хаос вполне может стать ценой за неспособность сократить расходы.
Однако даже в условиях анархии Россия не распадется, как Советский Союз. Как сокрушался последний главный аналитик КГБ, Советская Федерация напоминала шоколадный батончик: ее коллективные части (15 союзных республик) были разграничены, как складки, и поэтому готовы к отламыванию. В отличие от этого, Российская Федерация в основном состоит из территориальных единиц, не основанных на этнической принадлежности и не имеющих квазигосударственного статуса. Его субъекты, которые являются национальными по своему назначению, в большинстве своем не имеют титульного большинства и часто находятся глубоко внутри страны, такие как Татарстан, Башкортостан, Марий Эл и Якутия. Тем не менее, федерация может частично распасться в нестабильных приграничных регионах, таких как Северный Кавказ. Калининград — маленькая российская провинция, географически отделенная от остальной части федерации и зажатая между Литвой и Польшей, более чем в 400 милях от самой России, — может оказаться уязвимой.
Если бы Москву охватил хаос, Китай мог бы вернуть себе обширные земли бассейна Амура, которые Романовы экспроприировали у династии Цин. Япония может силой предъявить свои претензии на Северные территории, которые русские называют южными Курилами, и остров Сахалин, которыми когда-то управляла Япония, и, возможно, часть российского Дальневосточного материка, который Япония оккупировала во время гражданской войны в России. Финны могут попытаться вернуть себе часть Карелии, которой они когда-то правили. Такие действия могут спровоцировать всеобщий развал или иметь неприятные последствия, спровоцировав массовую мобилизацию в России.
В условиях хаоса, даже без крупных территориальных потерь, преступные синдикаты и киберпреступники могут действовать еще более безнаказанно. Ядерное и биологическое оружие, а также ученые, которые его разрабатывают, могут рассеяться — кошмар, который мог бы сопровождать распад Советского Союза, но по сути удалось избежать, отчасти потому, что многие советские ученые верили, что Россия может стать лучше. Если это произойдет в следующий раз, невозможно предсказать, как россияне будут сопоставлять свои надежды с гневом. Хаос не обязательно означает сценарий конца света. Но могла. Армагеддон можно было только отсрочить, а не предотвратить.
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ТУПИК
Российское будущее здесь упускается из виду как среди рупоров путинского режима, так и среди его крайне правых критиков: Москва как полюс в ее версии многополярного мира, господствующая над Евразией и выступающая в качестве ключевого арбитра в мировых делах. «Нам нужно найти себя и понять, кто мы есть», — размышлял в прошлом году сторонник Кремля Сергей Караганов. «Мы – великая евразийская держава, Северная Евразия, освободительница народов, гарант мира, военно-политическое ядро Мирового большинства. Такова наша явная судьба». Так называемый глобальный Юг — или, как выразился Караганов, «мировое большинство» — не существует как целостное образование, не говоря уже о том, чтобы иметь Россию в качестве ядра. Проект России как самодостаточного суперконтинента, опережающего Европу и Азию, уже провалился. Советский Союз силой удерживал не только внутреннюю империю на Балтийском и Черном морях, но и внешнюю империю сателлитов, но в конечном итоге безрезультатно.
Мир России фактически сжимается, несмотря на оккупацию почти 20 процентов территории Украины. Территориально он сейчас находится дальше от сердца Европы (за исключением Калининграда), чем когда-либо со времен завоеваний Петра Великого и Екатерины Великой. Более того, спустя более трех столетий после появления на Тихом океане России так и не удалось стать азиатской державой. Так было даже тогда, когда Вторая мировая война предоставила ей возможность отомстить Японии за поражение, понесённое Россией в 1905 году, восстановить царские позиции в китайской Маньчжурии и распространить свою власть на часть Корейского полуострова. Россия никогда не будет чувствовать себя в Азии как дома, и ее и без того крошечное население к востоку от озера Байкал сократилось после распада Советского Союза.
Влияние России в непосредственной близости от нее также уменьшается. Основная масса нерусских на бывших советских окраинах все меньше и меньше хочет иметь дело со своим бывшим сюзереном и, конечно, не хочет быть поглощенной им. Армяне озлоблены, казахи настороженны, а белорусы в ловушке и недовольны этим. Евразийство и славянофильство по большей части являются мертвой буквой: подавляющее большинство нерусских славян в мире вступили или требуют вступления в Европейский Союз и НАТО. Без того, чтобы Россия угрожала своим европейским соседям, смысл существования НАТО становится неопределенным. Но это означает, что Россия может разрушить НАТО, только превратившись в прочное правовое государство, чему Путин сопротивляется всеми своими силами.
Отделить Россию от Китая будет непростой задачей.
У России нет никаких оснований для того, чтобы выступать в качестве глобального координационного центра, притягивающего к себе страны. Его экономическая модель мало вдохновляет. Она не может позволить себе выступать в качестве основного донора помощи. Она в меньшей степени способна продавать оружие — она сама нуждается в нем и даже пытается выкупить проданные системы — и в некоторых случаях сводится к бартеру с другими государствами-изгоями. Она утратила прочные позиции в качестве поставщика спутников. Она принадлежит к клубу изгоев с Ираном и Северной Кореей, активно обмениваясь оружием, пренебрегая международным правом и обещая гораздо больше неприятностей. Однако нетрудно представить, что каждый из них предаст другого при следующей лучшей возможности, при условии, что они не распутаются первыми; Запад более устойчив, чем “партнерства” анти-Запада. Даже многие бывшие советские партнеры, которые отказались осудить Россию из-за Украины, включая Индию и Южную Африку, рассматривают Москву не как партнера по развитию, а как опору для укрепления собственного суверенитета. Внешняя политика России приносит в лучшем случае тактические, а не стратегические выгоды: ни наращивания человеческого капитала, ни гарантированного доступа к передовым технологиям, ни притока инвестиций и новой инфраструктуры, ни совершенствования государственного управления, ни добровольных союзников по договорам, которые являются ключом к созданию и поддержанию современной мощи. Кроме сырья и политического бандитизма, Россия экспортирует только талантливых людей.
Россия никогда не поддерживала себя как великая держава, если у нее не было тесных связей с Европой. А для Путина или его преемника это будет долгий путь назад. Он отменил более чем двухвековой нейтралитет Швеции и три четверти века финляндизации (когда Хельсинки прислушивался к Москве по основным внешнеполитическим соображениям), что побудило обе страны вступить в НАТО. Многое зависит от того, как изменится характер Германии: представьте себе судьбу Европы и мирового порядка, если бы Германия после Второй мировой войны стала похожа на сегодняшнюю Россию, а не претерпела бы ее замечательную трансформацию. Германия сыграла роль моста к России, обеспечив мирное объединение на ее условиях и выгодное деловое партнерство. Но при нынешнем положении вещей Москва больше не может заключать сделки с Берлином, чтобы возродить свои европейские связи, не меняя фундаментально своего собственного политического поведения и, возможно, своей политической системы. Более того, даже если Россия и изменилась системно, Польша и страны Балтии теперь решительно стоят на пути примирения России с Европой в качестве постоянных членов западного альянса и ЕС.
Будущее России раздваивается: один путь — это рискованный дрейф в более глубокие объятия Китая, другой — возвращение в Европу, несмотря ни на что. Для того, чтобы получить свой пирог и съесть его — выстоять в качестве великой державы с восстановленным экономическим динамизмом, избежать радикальных уступок Западу или длительного подчинения Китаю, доминировать в Евразии и установить мировой порядок, безопасный для авторитаризма и хищничества, — потребуются перемены, которые Россия не в состоянии спроектировать.
ЕСТЬ ЛИ ЛУЧШИЙ СПОСОБ?
Основная большая стратегия России, по-видимому, проста: чрезмерно инвестировать в вооруженные силы, мошеннические возможности и тайную полицию и попытаться подорвать Запад. Независимо от того, насколько тяжелым становится ее стратегическое положение, а оно часто бывает ужасным, Россия может выкарабкаться, пока Запад тоже слабеет. Помимо распада Запада, некоторые россияне втайне фантазируют о войне между Соединенными Штатами и Китаем. Запад и Восток растерзали бы друг друга, и Россия, не вспотев, значительно улучшила бы свое относительное положение. Вывод, казалось бы, очевиден: Вашингтон и его союзники должны оставаться сильными вместе, а Пекин нужно сдерживать, не провоцируя войну. Традиционные варианты, однако, имеют серьезные ограничения. Одна из них — это приспособление, в котором российские правители время от времени нуждаются, но редко к нему стремятся, а когда они это делают, Западу становится трудно его поддерживать. Во-вторых, это конфронтация, в которой российские режимы нуждаются, но не могут себе позволить, и альтернативные издержки которой слишком высоки для Запада. Путь к лучшему варианту начинается с откровенного признания неудач, но не в соответствии с принятой мудростью.
Призывы признать «законные» интересы России часто звучат в критике политики США, но стабильность великой державы, купленная за счет потакания силовым сферам влияния, всегда оказывается эфемерной, даже несмотря на то, что агония принесенных в жертву малых стран и позор компрометации американских ценностей всегда сохраняются. Учтите, что после маневров Никсона и госсекретаря Генри Киссинджера Китай и Россия стали ближе, чем когда-либо. Контроль над вооружениями фактически мертв. Разрядка закончилась еще до того, как многие люди поняли, что означает это слово, но ущерб в Индокитае, Латинской Америке, Южной Азии и других местах остается ощутимым даже сейчас. Киссинджер мог бы возразить, что в этих разочаровывающих результатах виноваты другие, которые не придерживаются его практики проницательного балансирования в международных делах. Но любое равновесие, зависящее от ловкости отдельного человека, на самом деле не является равновесием.
Многие сторонники и бывшие практики взаимодействия утверждают, что многолетняя политика США по взаимодействию с Китаем была умнее, чем казалось, что американские политики всегда скептически относились к тому, что экономический рост приведет Китай к открытой политической системе, но считали, что в любом случае стоит попробовать. Некоторые также утверждают, что они застраховались от риска неудачи. Такая ретроспективная полировка имиджа опровергается вопиющей незащищенностью глобальных цепочек поставок (как показала пандемия COVID-19) и плачевным состоянием оборонно-промышленной базы США (как показала война против Украины). В случае с Россией Вашингтон подстраховался, расширив НАТО, включив в него почти всю Восточную Европу и страны Балтии. Но это было связано не столько с несентиментальной оценкой возможной траектории России, сколько с позором Ялты, когда Вашингтон оказался бессильным выполнить свои обещания о свободных и справедливых выборах после Второй мировой войны, и с мольбами потенциальных новых участников после 1989 года. Критики расширения НАТО, со своей стороны, обвиняют его в реваншизме России, как будто репрессивный авторитарный режим, вторгающийся в соседние страны во имя своей безопасности, является чем-то неожиданным в российской истории и в любом случае не произошел бы, если бы альянс не расширился, оставив уязвимыми еще больше стран.
Россия может выкарабкаться, если Запад тоже будет слабеть.
Мир приходит через силу в сочетании с умелой дипломатией. Соединенные Штаты должны продолжать оказывать согласованное давление на Россию, а также предлагать Москве стимулы для сокращения расходов. Это означает создание рычагов влияния с помощью военных инструментов следующего поколения, а также проведение переговоров в тесном сотрудничестве с союзниками и партнерами США и при содействии так называемых обменов по второму треку между влиятельными, но неправительственными фигурами. Между тем, Вашингтон должен готовиться к возможности перекалибровки русских националистов и усердно продвигать ее. В случае, если Россия не станет Францией в ближайшее время, приход к власти русского националиста, признающего долгосрочную цену крайнего антизападничества, остается наиболее вероятным путем к тому, чтобы Россия заняла стабильное место в международном порядке. В ближайшей перспективе шагом в этом направлении может стать прекращение боевых действий на Украине на выгодных для Киева условиях, а именно, перемирие без юридического признания аннексий и без нарушения договора о праве Украины на вступление в НАТО, ЕС или любую другую международную организацию, членом которой она могла бы стать. Путин вполне может достичь своих военных целей до того, как российский националистический офицер или чиновник получит шанс принять такие условия, но высокая цена для России сохранится, поскольку конфликт может перейти от войны на истощение к украинскому повстанческому движению.
Как бы странно это ни звучало, но для создания правильных стимулов для сокращения расходов Вашингтону и его партнерам нужна пророссийская политика: то есть вместо того, чтобы толкать россиян дальше в объятия Путина, подтверждая его утверждения о непримиримо антироссийском коллективном Западе, западные политики и организации гражданского общества должны приветствовать и вознаграждать — визами, рабочими местами, инвестиционными возможностями. культурный обмен — те россияне, которые хотят отождествить Путина и Россию, но не обязательно принимают идеалы Джефферсона. Было бы ошибкой ждать и вознаграждать только прозападное российское правительство.
Запад также должен готовиться к тому, что Россия устроит еще больший грабеж в глобальном масштабе, но не подталкивать ее к этому. Некоторые аналитики призывают президента США Джо Байдена (или будущего президента) совершить обратный курс Никсона-Киссинджера: начать дипломатические контакты с Москвой против Пекина. Конечно, Китай и Советский Союз раскололись задолго до предыдущего американского гамбита. Отделить Россию от Китая сегодня было бы непростой задачей. Даже в случае успеха ей придется смотреть в другую сторону, поскольку Москва силой восстанавливает сферу влияния на бывшие советские владения, включая Украину. Между тем, теснизна китайско-российских отношений взаимно дискредитирует союзников Вашингтона в Азии и Европе с Соединенными Штатами. Вместо того, чтобы пойти наоборот, Вашингтон может оказаться в обновленном моменте Никсона-Киссинджера: попросить Китай помочь сдержать Россию.
ВОЗМОЖНОСТИ ЗА ГРАНИЦЕЙ, ВОЗМОЖНОСТИ ДОМА
Величайшая ирония американской большой стратегии за последние 70 лет заключается в том, что она работала, способствуя созданию интегрированного мира впечатляющего и всеобщего процветания, и все же теперь от нее отказываются. Соединенные Штаты были открыты для бизнеса со своими противниками, не отвечая взаимностью. Однако сегодня так называемая промышленная политика и протекционизм частично закрывают страну не только для соперников, но и для союзников, партнеров, друзей и потенциальных друзей США. Американская политика стала похожа на политику Китая — как раз в тот момент, когда последний уперся в стену.
Безусловно, контроль за экспортом технологий имеет место в политическом инструментарии, будь то для Китая или России. Но непонятно, что предлагают Соединенные Штаты в позитивном смысле. Стратегическая торговая политика, отраженная в таких инициативах, как торговое соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, которое Вашингтон разработал, но затем отказалось, может оказаться неудачной в нынешнем внутриполитическом климате. Однако проворная администрация могла бы переосмыслить такой подход как амбициозное стремление обеспечить безопасность глобальных цепочек поставок.
Мировой порядок требует легитимности, примера, достойного подражания, системы, открытой для тех, кто стремится к успеху. Соединенные Штаты когда-то были синонимом экономических возможностей для своих союзников и партнеров, а также для тех, кто стремился достичь процветания и мира, которые обещал открытый экономический порядок во главе с США и, по большей части, были достигнуты путем сокращения неравенства в мировом историческом масштабе, выведения миллиардов людей из нищеты во всем мире. и поощрение здорового среднего класса. Но со временем Соединенные Штаты уступили эту роль, позволив Китаю стать синонимом экономических возможностей (как ведущего торгового партнера большинства стран) и производственного мастерства (как центра технических ноу-хау, мастерства в логистике и квалифицированных рабочих). Чтобы вернуть утраченные позиции и перезапустить двигатель социальной мобильности внутри страны, Соединенным Штатам, которые имеют всего 1,5 миллиона учителей математики и вынуждены импортировать знания по этому предмету из Восточной и Южной Азии, необходимо запустить программу подготовки одного миллиона новых учителей математики в течение десятилетия. Нет смысла принимать студентов в колледжи, если они, не владея универсальным языком науки, инженерии, компьютеров и экономики, ограничиваются специализацией на себе и своих проблемах.

Правительство и филантропы должны перенаправить значительные средства на высшее образование в муниципальные колледжи, которые соответствуют или превышают показатели эффективности. Государствам следует приступить к масштабному развертыванию профессионально-технических училищ и учебных заведений, будь то их повторное внедрение в существующих средних школах или открытие новых самостоятельных школ в партнерстве с работодателями на местах. Помимо человеческого капитала, Соединенным Штатам необходимо спровоцировать бум жилищного строительства, резко сократив экологические нормы и отменив субсидии для строителей, позволив рынку работать. Стране также необходимо учредить национальную службу для молодежи, возможно, с межпоколенческим компонентом, чтобы возродить широкое гражданское сознание и ощущение того, что все участвуют в этом вместе.
Инвестиции в людей и жилье, а также возрождение гражданского духа в масштабах, характерных для поразительной мобилизации холодной войны вокруг науки и национальных проектов, сами по себе не гарантируют равные возможности у себя дома. Но такая политика была бы жизненно важным началом, возвращением к проверенной формуле, которая строила национальную мощь США в сочетании с американским международным лидерством. Соединенные Штаты могли бы снова стать синонимом возможностей за рубежом и внутри страны, приобрести больше друзей и стать еще более способными встретить любую будущую Россию. Американский пример и экономическая практика искажали траекторию России раньше, и она может сделать это снова, на этот раз с меньшими иллюзиями.
Стивен Коткин: Пять вариантов будущего России (foreignaffairs.com)

Данная статья опубликована в рамках политики информационной открытости ВиМ и не отражает позиции редакции по данному вопросу.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать