Главная Мир сегодня Россия, Северная Корея и порядок безопасности в Восточной Азии 

Россия, Северная Корея и порядок безопасности в Восточной Азии 

через Исмаил
0 комментарий 27

1

12 июня лидер Северной Кореи Ким Чен Ын написал специальное послание президенту Путину по случаю Дня России, охарактеризовав двусторонние отношения как «далеко идущие стратегические отношения». Такое описание связей между Пхеньяном и Москвой символизировало новую дружбу между двумя лидерами и ознаменовало смену парадигмы в геополитике Северо-Восточной Азии. Вскоре за этим обменом последовал визит президента Путина в Пхеньян, который стал его первым государственным визитом в Северную Корею за 24 года.

В ходе визита лидеры подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. В этом договоре перечислены новые направления сотрудничества в отношениях между Северной Кореей и Россией. Самое главное, что в договоре подчеркиваются взаимные гарантии безопасности в случае нападения, что повышает восприятие угрозы в Северо-Восточной Азии, особенно в расчетах безопасности Соединенных Штатов (США), Японии и Южной Кореи.

Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве: что изменится после его подписания?
Недавнее подписание Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между двумя странами заменило договоры 1961 и 2000 годов, а также Московскую и Пхеньянскую декларации 2000 и 2001 годов. Договор 2024года знаменует собой решающий момент в дипломатических отношениях между обоими государствами, отражая сближение в отношениях и выход КНДР из фазы стратегической изоляции. Кроме того, этот договор выводит отношения между двумя странами за пределы прежних областей взаимодействия (как видно из таблицы 1 ниже). По итогам встречи Ким Чен Ын назвал ее «большим событием» и заявил, что «заключение договора выводит отношения двух стран на новую, более высокую ступень». Для Москвы этот договор является проявлением эволюции российской внешней политики и четким изображением ее оборонных связей с Пхеньяном.

Таблица 1: Сравнение между Северной Кореей и Россией договорами 1961 и 2024 гг.

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, 1961 г. Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, 2024 г.
Военная помощь и гарантии безопасности (Статья 1) Военная помощь в соответствии со статьей 51 Устава ООН и законодательством соответствующих стран (статья 4)
Направлена на укрепление двусторонних экономических и культурных связей (Статья 4 ) содействует расширению и развитию сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и научно-технической областях (статья 10)
консультируется вместе по всем важным международным вопросам, затрагивающим интересы обоих государств, в целях укрепления мира и всеобщей безопасности (статья 3) взаимно сотрудничают в целях обеспечения прочного регионального и международного мира и безопасности (статья 3)
Каждая договаривающаяся сторона обязуется не вступать ни в какой союз и не участвовать ни в какой коалиции. против другой договаривающейся стороны (статья 2) Каждая из сторон обязана не заключать с третьими странами соглашений, ущемляющих суверенитет, безопасность и территориальную целостность другой стороны (статья 5)
Воссоединение Кореи (статья 5) Никакого упоминания о воссоединении Кореи
Никакого акцента на нетрадиционных вопросах Повышенный акцент на сотрудничестве в области здравоохранения, стандартизации, образования и мобильности рабочей силы (статьи 12 и 14)Сотрудничество в области международной информационной безопасности; и противодействие дезинформации. (Статьи 18 и 20) Сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом и торговлей людьми, незаконным оборотом товаров и денежных средств (статья 17)Сотрудничество между законодательными, исполнительными и правоохранительными органами стран (статья 15)
Источник: Договор 1961 года и Договор 2024 года
Наряду с гарантиями безопасности, о которых говорится в статье 8 Договора, Россия открыта к военно-техническому партнерству, что является радикальным шагом, поскольку она формализует импорт российских боеприпасов из Северной Кореи, что Северная Корея отрицает. Если это произойдет, то это будет явным нарушением санкционного режима СБ ООН в отношении КНДР. Кроме того, всеобъемлющий договор призывает к расширению сотрудничества между Россией и Северной Кореей в различных сферах, таких как образование, наука, технологии, связь, здравоохранение и труд.

Помимо сферы безопасности, важным шагом является формализация мобильности рабочей силы из Северной Кореи в Россию, о чем говорится в статьях 11 и 13 договора. Из-за высокого спроса на рабочую силу в России и незавершенных вакансий на 4,3 миллиона рабочих мест в 2023 году она отчаянно нуждается в рабочей силе из Северной Кореи. После войны в Украине количество северокорейских рабочих в России увеличивается. До этого соглашения и Пхеньян, и Россия отрицали две вещи: северокорейских рабочих, работающих в России, и импорт Москвой боеприпасов из Северной Кореи. Теперь статья 14 договора включает в себя рамки мобильности рабочей силы.

Изменение конфигурации безопасности в Северо-Восточной Азии отражается и в изменении характера российского Дальнего Востока, где связность является ключевым фактором между Северной Кореей и российским регионом Приморским краем. Это заменит влияние Японии и Южной Кореи на российском Дальнем Востоке, которое ослабевает с момента введения санкций против России, на влияние Северной Кореи и Китая.

Последствия Договора

Россия воспринимает КНДР как партнера, который может поставлять Москве боеприпасы и рабочую силу. Учитывая баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, смещенный против интересов Москвы, сближение с Пхеньяном было неизбежно. Однако это сближение Москвы не направлено на изменение статус-кво в более широких рамках Индо-Тихоокеанского региона; Это скорее оборонительный ход. Это связано с тем, что у Москвы были хорошие отношения с Японией и Южной Кореей, предшествовавшие войне в Украине; Несмотря на то, что отношения с Японией пошли на юг, с Южной Кореей все еще существуют функциональные связи. T

hus, Москва движется осторожно. Но вскоре это может измениться, поскольку Сеул готов пересмотреть свою позицию по отправке летального оружия на Украину, хотя окончательное объявление все еще ожидается. Для Москвы этот договор с КНДР в значительной степени символичен: это послание Западу, формализующее связи России с Северной Кореей, добавляя опоры к их партнерству и выводя королевство-отшельник из изоляции. Заключение этого договора также символизирует меняющуюся реальность в Северо-Восточной Азии, где формируются два стратегических треугольника: США, Южная Корея и Япония, а также Россия, Северная Корея и Китай.

Беспроигрышный вариант

Хотя масштабы и последствия этого договора еще слишком рано раскрывать, можно сказать, что визит и договор отражают изменение статус-кво в Северо-Восточной Азии. Это также свидетельствует о дальнейшем крене российской внешней политики в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, направленного на укрепление связей с российскими дальневосточными регионами и Северной Кореей. Во-вторых, по завершении этого визита Путин отправился во Вьетнам, который является основным партнером России в Юго-Восточной Азии, что символизирует растущий авторитет Азиатско-Тихоокеанского региона в стратегических расчетах Москвы. В Индо-Тихоокеанском регионе договор меняет статус-кво. Дополнительная оговорка о «военно-техническом партнерстве» между Россией и Северной Кореей приведет к дальнейшей секьюритизации, что приведет к милитаризации и без того секьюритизированного региона.

С подписанием договора Пхеньян достиг большинства своих целей: обхода санкционного режима и установления стратегического партнерства с Россией. Помимо стратегических прерогатив, с гарантиями безопасности со стороны двух крупных держав Азиатско-Тихоокеанского региона, России и Китая, Северная Корея теперь будет более смелой в реализации своих планов военной модернизации. С другой стороны, Москва реинвестировала в старые партнерские отношения, ожидая гарантированной будущей стратегической отдачи в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Теперь, когда договор остается в силе, у Ким Чен Ына остается пакет для продажи внутри страны и повышенный стратегический статус, что дает Северной Корее больший вес в любых возможных переговорах в будущем. В целом, это беспроигрышный вариант для обеих сторон.

Сведения об авторах:

 

Абхишек Шарма — научный сотрудник Исследовательского фонда Observer
Раджоли Сиддхартх Джаяпракаш — научный сотрудник Исследовательского фонда Observer

Опубликовано фондом  Observer

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать