Главная Политика и общество О никабе, запрете, «культурном коде» и острой практической необходимости его изучения. Заметки главреда

О никабе, запрете, «культурном коде» и острой практической необходимости его изучения. Заметки главреда

через Исмаил
0 комментарий 76

 

Этот диалог мы проведем исходя из следующих общих соображений. Первое- изучение и формулировка такого понятия как «культурный код» (страны или народа) имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Второе- в условиях многонациональной страны и шире -многообразного мира нам требуется изучать и по возможности понимать культурно-духовные коды других народов нашей страны.

Непосредственным поводом к написанию этой статьи послужила ситуация вокруг т.н. «законопроекта о никабе».

Еще в апреле депутат от КПРФ Михаил Матвеев направил запрос в МВД о запрете ношения одежды, скрывающей лицо одежды. Причем проблема была поставлена не в религиозном контексте, предполагающем запрет традиционной мусульманской одежды, в которой иногда встречаются элементы, скрывающие лицо. Но все виды подобных одеяний и головных уборов, например те же шапочки -балаклавы. При этом из МВД пришел ответ, что не располагают сведениями о причинно-следственной связи ношения одежды, смоделированной в соответствии с религиозными канонами и совершением противоправных деяний экстремистской направленности.

20 мая председатель Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев в интервью «Парламентской газете» заметил: «Обращу внимание еще на одну проблему: в России разрешены никабы, полностью закрывающие лицо женщинам. Открытыми остаются лишь глаза. И это при том, что сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены.. Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционных религий. Но предварительно обозначу свою позицию: cчитаю, что никабы в России должны быть запрещены».

А 28 мая вице-спикер Госдумы Владислав Даванков внес в парламент законопроект о том, что субъекты РФ могут запретить ношение в общественных местах и государственных организациях религиозной или другой одежды, которая полностью или частично скрывают лицо. Также готовятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривающий минимальный штраф в 10 тыс. рублей за ношение подобной одежды.
Инициаторы поправки также отметили, что этот запрет необходим, учитывая высокий уровень террористической опасности, а скрытое лицо не может быть идентифицировано камерами видеонаблюдения. Также указывается, что хиджаб и никаб запрещены в Китае, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, паранджа – в общественных местах в Узбекистане, а в Казахстане хиджаб нельзя носить в школах. Так же утверждается, что «религиозная и подобная одежда может «стать» причиной пресловутого «буллинга» (травли детей в школах), хотя у этого негативного явление огромное множество причин и с ним надо бороться более практичными и действенными методами с учетом конкретной ситуации, а не спущенными сверху запретами общего характера

В чем же основная ошибка данного законопроекта, допущенная еще на стадии формулирования законодательного предположения? Совершенно оправданным является общий законодательный запрет ношения элементов одежды, скрывающей лицо в целях обеспечения должного уровня общественной безопасности. Однако законопроект от партии «Новые люди» перевел этот вопрос в религиозный, если быть точным «мусульманский контекст», что потенциально может породить проблемы этического и этнокультурного характера, которым сложно найти однозначное решение. Кроме того, если в законе будет отдельно обозначена «религиозная» одежда, как предмет законодательного запрета, то это, во-первых снизит эффективность правоприменения «по кругу лиц», а во -вторых поставит в дискриминируемое положение отдельную группу лиц , в данном случае «традиционных мусульман», хотя ен исключено, что под него попадут и представители некоторых других религий, поскольку формулировка «религиозная одежда» может стимулировать расширительное толкование закона, под которое подпадет не только элемент одежды, скрывающий лицо, но и в целом одежда рекомендуемая религиозными канонами.

Никаб, хоть и является элементов одежды у многих народов, традиционно исповедующих ислам, не имеет религиозного значения, и нигде в мусульманских писаниях не говорится о его ношении, как религиозной обязанности. Это – сугубо функциональный элемент одеяния жителей пустыни, защищающий лицо от песчаных ветров и бурь. Кстати, мужчины в этом случае также закрывают лица, аравийские арабы – частью куса ткани из которой свита их чалма, а берберы Сахары – никабом.

И совершенно очевидно, что в России никаб носит, даже по сравнению не с мусульманским Востоком, а большинством стран Западной Европы абсолютное меньшинство женщин-мусульманок. Лично автор этих строк за все последние годы не видел Москве ни одной женщине в никабе, хотя «хиджабных» дам вокруг очень и очень много.

Иное дело пресловутый хиджаб (длинный платок) и женская одежда, надеваемая на тело. Здесь есть прямое кораническое указание, а значит для мусульманина это является обязательным для исполнения.

Вот эти аяты Корана: . «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (т.е. свои тела, шею, грудь и лица) (Сура АН-Нур (Свет) 24:31)

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» ( Сура аль-Асхаб (Союзники) 33; 59).
Таким образом ношение женской одежды, оставляющей открытым лицо, ступни и кисти рук и не подчеркивающей формы женского тела является обязательной для практикующей мусульманки.
Кстати, наметанный глаз автора этих строк- востоковеда, отметил и определенную специфику в ношении традиционной мусульманской одежды у наших соотечественниц. Так представительницы центральноазиатских народов одеваются так же по стилю, как мусульманки арабских стран или Ирана. Поволжские татарки одевают платки совершенно особым образом, который не перепутаешь со стилем из какого-либо другого региона. Для хиджабов и даже длинных платьев часто используются светлые тона – белый, голубой и т.п., а длинные платья. Особенно у молодых девушек. Часто скроены так, что подчеркивают особенности фигуры.

Что касается Северного Кавказа, особенно Чечни, то здесь можно встретить, как консервативный, так и более облегченный, но не противоречащий нормам ислама вариант одежды. Наиболее распространенный вариант убранства – косынка на голове, завязанная в стиле «плакатных» работниц советского времени, кофточка, или блузка с длинными рукавами, и юбка чуть ниже колен. Именно такой вариант автор наблюдал в 2008 году в Чечне у сотрудниц грозненской полиции и обслуживающего персонала на кинофестивале «Ноев Ковчег»

Но могут возразить, что в любом современном обществе, верующие строго и скрупулезно соблюдающие все положения исповедуемой ими религии составляют меньшинство. Но надо учитывать совершенно иные, чем в традиционных христианских обществах, место и роль религии. В христианских обществах. Условно «светская» и «религиозная» сферы жестко и четко разделены. «Светский» сегмент общества не имеет никакого религиозного элемента. В нем как верующие, так и неверующие работают и проводят другую деятельность на общих принципах. А свою религиозную жизнь верующие христиане ведут совершенно в ином социуме – церкви, который в их представлении не только сообщество людей, поклоняющихся общему культу, но также и пространство, имеющее сакральный и даже мистический характер, через который только и возможно единение с Богом. Молитва и спасение души.
Совершенно иными являются место и роль ислама. Ислам – религия сугубо личного поклонения объекту культа, не требующая сакральной структуры наподобие церкви, особого сословия наделенных «божественной благодатью» священнослужителей, или «таинств» имеющих сверхъестественное значение. Даже общая пятничная молитва обязательна только для совершеннолетних мужчин, причем, если кто-то из таковых по определенным причинам (например состояние здоровья, специфика работы или службы) это никоим образом не будет означать неполноты веры. Главное обязательное условие – это молитва, которая творение лично с намерением-«ниятом» на искренность и желание совершенствоваться на пути Аллаха и творение добрых дел.
Но еще одно важное отличие ислама – это то, что он является не только религией в обычном понимании этого слова, но также специфическим общественным и экономическим устройством. Если мы прочтем Коран, как говорится от корки до корки, то обнаружим, что в нем содержатся правила и рекомендации не только по религиозной и духовной жизни, н и по устройству семьи и быта, общества, экономики, военной и внешней политики, юридические нормы. Ислам, придя к иным, чем арабы Аравии народам и культурам проникал в и оказывал влияние на различные сферы их бытия, одновременно впитывая в себя многие особенности национальных культур, существовавших еще до ислама. И женская одежда относится к таковым. В восточных, традиционных обществах, испокон веков не принято, чтобы женщины носили слишком «вызывающие» одежды, особенно это касается замужних женщин. Так что не следует полагать, что если перед вами женщина в традиционном для мусульманки облачении, то совсем необязательно, что она – носительница фундаменталистских и экстремистских убеждений. Очень многими, традиционно исповедующими ислам народами, такой дресс-код рассматривается как часть национальной традиции, а вовсе не как элемент вероисповедания.
Так же в этом вопросе надо учитывать еще одну особенность «культурного кода» мусульманских народов в сфере взамоотношений полов. Люди, внешние по отношению, к мусульманскому обществу и культуре, часто воспринимают женщин- мусульманок, как «забитых», во многом бесправных, чей мир- это дом, семья и дети. На самом деле мусульмане очень даже социально активны и общительны по сравнению с западными людьми, только у них четкое разделение на две различные общественные сферы мужчин и женщин. Иными словами у мужчин – свой мир, у женщин свой. И социальный статус мусульманских женщин часто может быть выше, чем у представителей сильного пола. Например, автору этих строк в Кувейте пришлось однажды беседовать с женщиной- президентом крупнейшей частной нефтяной компании страны, эдакого кувейтского налога ЛУКОЙЛа. Она была одета в традиционную арабо-мусульманскую одежду, что ничуть ей не мешало осуществлять управление преимущественно мужским коллективом в достаточно сложной и высокотехнологичной отрасли. И подобных примеров можно привести не мало.
Еще одну особенность мусульманского менталитета, ( а именно менталитет формализуется в таком понятии, как культурный код) – это закрытость внутрисемейной жизни и ее проблем для посторонних. Если Вы спросите своего мусульманского, и особенно арабо-мусульманского партнера о здоровье жены и детей, то в лучшем случае он вас дипломатично не поймет, в худшем – можно серьезно испортить взаимоотношения. И это не следует воспринимать в категориях «хорошо» или «плохо» . Это данность.
Очень многие сторонники того, чтобы ввести объективно необходимый в целях безопасности запрет на скрывающую лицо одежду в религиозный мусульманский дискурс, указывают на аналогичные запреты в Казахстане и жесткий закон Таджикистана, запрещающий даже платок хиджаб и платье традиционного для мусульманок стиля. Но давайте здесь оставим центрально азиатские страны, с их спецификой внутренней ситуации и современной политической культуры. Не будем, так сказать, вмешиваться во внутренние дела суверенных государств.
Но вот буквально сегодня Духовное управление мусульман Дагестана объявило о временном запрете на ношение никаба. Вполне вероятно, что этот шаг обусловлен эмоциональной реакцией на недавние неожиданные и жестокие теракты в Махачкале и Дербенте. Вслед этому решению ДУМ Дагестана оперативно выступил глава аналогичной структуры Татарстана Камиль-хазрат Самигуллин, предложивший также как и автор этих строк рассмотреть вопрос об одежде, скрывающей лицо в общем, а не только мусульманском контексте. Он напомнил, что всеобщее ношение масок в период пандемии отнюдь не привело к росту терроризма.
Сегодня базовой идеей нашего российского общества стало изменения на основе русского национального начала, а взаимодействие с внешним миром – на основе концепции «русского мира». Но надо однозначно отдавать себе отчет в том, что такие понятия как «русскость», «российскость» в силу особенностей развития нашей страны и ее народа имеет многоэтничное смысловое содержание. А Россия граничит с самыми разнообразными в историческом и культурном смысле народами и странами. И научиться, совместно жить и соработничать с ними – это сегодня фундаментальная задача для России и русских. И чтобы ее решить надо знать особенности этих народов и, с некоторой долей эмпатии, понимать их.
Такие задачи ставит наше непростое время в нашем бурном мире.
Валерий Емельянов, главред.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать