Главная Политика и общество Турецкий журналист: Россия вытесняет Турцию на послевоенном Кавказе

Турецкий журналист: Россия вытесняет Турцию на послевоенном Кавказе

через Времея и Мир
0 комментарий 25

Первая встреча лидеров Азербайджана и Армении после шестинедельной войны за Нагорный Карабах в прошлом году ясно показала, что Россия восстанавливает свое лидерство на Кавказе, оставляя мало места Турции, которая помогла Азербайджану одержать победу на поле боя.

Президент России Владимир Путин принял Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна 11 января, через два месяца после того, как он стал посредником в заключении соглашения о прекращении огня. Алиев и Пашинян, которые лишь обменялись холодными приветствиями, не пожимая друг другу рук, сидели по разные стороны овального стола, а Путин сидел напротив них, как начальник, решающий проблемы и раздающий указания.

В Турции социальные сети были наводнены комментариями, ставящими под сомнение отсутствие на встрече президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который претендует на ключевую роль как «в регионе, так и за столом переговоров» .

 

Однако подобные вопросы бесполезны, поскольку история и характер конфликтов на Кавказе, а также зависимость Армении от России и политические и экономические связи Азербайджана с ней придают Москве исключительную роль в любом противостоянии или миротворчестве в регионе. Ереван отвергает участие Турции в послевоенном процессе, но Москва тоже держит Турцию в стороне, раздраженная ее амбициями в российских сферах влияния.

По той же причине Путин стремится принизить роль США и Франции, коллег-сопредседателей так называемой «Минской группы», созданной в 1990-е годы для руководства усилиями по урегулированию в Нагорном Карабахе. Отстранение двух западных держав является источником беспокойства для Армении, но отрадным событием для Азербайджана и Турции. Перспективные переговоры по долгосрочному урегулированию в Нагорном Карабахе в конечном итоге могут перейти в «минские рамки», но в настоящее время ситуация остается неопределенной.

Чтобы повлиять на этот процесс, самым большим рычагом для Турции может стать смелый шаг к нормализации отношений с Арменией, но такой шаг остается далекой перспективой. Прекращение армянской оккупации Нагорного Карабаха было условием, поставленным Эрдоганом в протоколах о примирении, подписанных Анкарой и Ереваном еще в 2009 году, но так и не выполненного. Теперь это условие не действует, но вместо того, чтобы разыгрывать карту нормализации для получения влияния, Эрдоган рассчитывает на благодарность Алиева за военно-техническую поддержку Анкары во время войны.

Как это ни парадоксально, но усилия Турции по усилению своего влияния на Кавказе помогают России вновь утвердиться в регионе.

 

Война в Нагорном Карабахе привела к развертыванию 2000 российских солдат в рамках миротворческой миссии, которая могла бы проложить путь для российского военного присутствия здесь в будущем. Россия заняла позицию, позволяющую ей сохранять нынешнюю ситуацию в Нагорном Карабахе, поскольку окончательный статус региона остается нерешенным. Армяне теперь зависят от России как гаранта так называемого лачинского коридора», соединяющего Нагорный Карабах с Арменией.

Алиев, возможно, улыбается после прекращения огня 10 ноября, но критически настроенные азербайджанские наблюдатели отмечают, что Баку не удалось восстановить суверенитет над Нагорным Карабахом, оставив его под контролем российских миротворцев; что перемещенные азербайджанцы не могут уверенно вернуться в анклав; и что важнейшая автомагистраль Агдере-Кельбаджар остается закрытой.

Армения, между тем, недовольна тем, что положение о пропавших без вести лицах и обмене пленными все еще остается невыполненным, несмотря на ее поражение в войне и отсрочку определения статуса Нагорного Карабаха.

Россия, со своей стороны, хочет, чтобы обе стороны смотрели на достижения: война закончилась, и 48 000 человек вернулись в свои дома в Нагорном Карабахе. Для Москвы этот процесс продолжается, и сейчас настало время сосредоточиться на восстановлении экономики и реконструкции региона. Инфраструктурные проекты и транспортные связи стали главной целью трехсторонней встречи в Кремле.

Согласно совместному заявлению, Россия, Азербайджан и Армения создадут совместную рабочую группу под сопредседательством вице-премьеров для разработки плана развития транспортных связей в регионе к 1 марта. Первое заседание группы запланировано на 30 января.

При этом Турция даже не была упомянута в заявлении, хотя она имеет отношение к данному вопросу. Турция разделяет крошечную границу с Нахичеванской Автономной Республикой, азербайджанским анклавом, отделенным от материка полосой армянской земли. Соглашение о прекращении огня предусматривало транспортное сообщение между Азербайджаном и Нахичеванью, что подстегнуло турецкие мечты о приобретении «стратегического коридора» к богатому газом и нефтью Каспийскому бассейну и Центральной Азии.

Алиев неоднократно говорил, что транспортные связи принесут пользу не только Азербайджану, Армении и России, но также Турции и Ирану. Например, 7 января он заявил, что Азербайджан получит доступ на турецкий рынок через Нахичевань, что между Турцией и Россией будет налажено железнодорожное сообщение, а Армения получит железнодорожное сообщение с Россией и Ираном через Азербайджан.

Такие проекты, несомненно, столкнутся с вызовами в Армении, где исход войны привел к политическим потрясениям и все еще кипящему общественному гневу на Пашиняна.

Среди транспортных проектов основное внимание уделяется коридору из материкового Азербайджана в Нахичевань через 42-километровую полосу, которую образует между ними армянский район Зангезур. В течение многих лет жители Азербайджана были вынуждены ездить в Нахичевань через Иран и в Турцию через Грузию.

Взамен Армения могла бы получить новые сухопутные маршруты в Россию через Азербайджан в качестве альтернативы существующему сообщению через Грузию, которое часто нарушается из-за сильных снегопадов, дождей и оползней на Верхнем Ларсе, единственном пограничном переходе между Грузией и Россией. Частые его закрытия наносят значительный экономический ущерб Армении, поскольку 80% ее грузопотока приходится на этот маршрут. Россия также могла бы извлечь выгоду из альтернативного пути, особенно в плане военных поставок, в зависимости от соглашения Баку. Но в настоящее время Грузия отказывает России в разрешении поставлять военную технику на свои базы в Армении.

Есть много надежд и на возрождение старого железнодорожного сообщения. Алиев уже распорядился начать работы по железной дороге в Нахичевань и рассматривает возможность расширения железной дороги, соединяющей Баку, столицу Грузии Тбилиси и восточно-турецкий город Карс, чтобы соединить его с Нахичеванью.

Капитальный ремонт старых железных дорог, где многие участки разбиты, обветшали и даже заминированы, позволит также соединить железнодорожные сети Турции, Ирана и России.

Но все эти планы вызывают опасения по поводу новых имперских амбиций. Железная дорога из Тбилиси в Карс была частью Транскавказской железной дороги, которую русские построили во второй половине XIX века, а затем продлили на Сарикамиш и Эрзурум, сегодня являющиеся частью Турции.

 

Россия удерживала регион Карса в течение четырех десятилетий после того, как Сан-Стефанский договор 1878 года закрепил поражение османов в двухлетней войне с Россией. В 1921 году Карсский договор установил границу Турции с Азербайджаном, Арменией и Грузией, которые к тому времени вошли в состав Советского Союза. Благодаря подписанному в следующем году соглашению железная дорога, связывающая Тбилиси и армянский город Гюмри с Карсом, стала воротами Советского Союза на Запад.

В 1993 году, после карабахского конфликта, Турция закрыла свою границу с Арменией в знак солидарности с Азербайджаном, также разрушив железную дорогу. План возобновления 877-километрового железнодорожного сообщения Карс-Баку, проходящего через Нахичевань и Армению, был частью провалившегося турецко-армянского соглашения о нормализации отношений в 2009 году. В конце концов, Азербайджан, Грузия и Турция объединились, чтобы возродить маршрут Баку-Тбилиси-Карс, исключая из него Армению.

Железнодорожная сеть императорской России включала также маршрут из Нахичевани в Иран через Армению, который был продлен до Баку в 1940-х годах.

В 2013 году Ереван заключил сделку с компанией РЖД и фирмой из Эмиратов по реконструкции маршрута в Иран, но проект стоимостью 3,5 миллиарда долларов не стартовал из-за финансовых затруднений. После заключения соглашения о прекращении огня с Азербайджаном Пашинян выразил надежду на использование иранского маршрута через Нахичевань.

Однако транспортные проекты изобилуют неопределенностью. Как будет обеспечена их безопасность? Кто будет их финансировать? Выиграют ли в равной степени Армения и Азербайджан? В какой степени будут вовлечены Турция и Иран?

Подход Алиева к этому вопросу показывает, что все может легко обернуться неприятностями. «Учитывая, что железные дороги Армении принадлежат российским железным дорогам, наш собеседник-это, конечно, Россия», — сказал Алиев в преддверии трехсторонней встречи в Москве.

 

Однако на самом деле дочерняя компания РЖД владеет лишь правом использовать железные дороги Армении по 30-летнему контракту, подписанному в 2008 году, что не исключает суверенных прав страны на них.

Транспортные проекты, несомненно, являются стимулом для миротворчества, но все еще существует конфликтный потенциал, который может подорвать усилия или привести к закрытию вновь открывшихся связей. Россия снова будет здесь гарантом. Утверждение Путина о том, что эти сделки послужат и интересам России, не лишено оснований.

Автор — Фехим Таштекин, турецкий журналист. Опубликовано Al-Monitor. ПереводRiaTaza.com

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать