Главная Наука.Культура.Человек В российской столице открылся фестиваль курдского кино

В российской столице открылся фестиваль курдского кино

через Исмаил
0 комментарий 50

Третий международный фестиваль курдского кино открылся 12 октября в московском кинотеатре «Иллюзион».
Курды – ираноязычный народ, насчитывающий приблизительно 50 млн. человек. Это – самый большой в мире этнос, не имеющий своего независимого государства и ныне исторические земли проживания курдов разделены между Ираком, Ираном, Сирией и Турции.

Именно поэтому огромное значение для сохранения национального самосознания и национального развития курдов имеет культура и такая наиболее современная ее разновидность, как кинематограф. Хотя фильмы снимаются в разных странах, но их режиссеры – курды, фильмы рассказывают о курдах и Курдистане, а возможности кинематографа таковы, что позволяют преподнести курдскую тематику международной общественности наиболее ярко, прямо-таки физически осязаемо и живо.

Как отметил в своем выступлении на открытии фестиваля Министр культуры и по делам молодежи курдской автономии Ирака ( на сегодняшний день это наиболее развитая форма государственности и самоопределения курдов – ВиМ) Мухаммад Саид Али, курдский кинематограф – это не столько сюжет и слово, сколько образы, дающие представление о реальных курдах и реальном Курдистане. При этом министр процитировал известного поэта-суфия Джелал ад-Дина Руми: « Того, что постигает один взгляд за годы, невозможно постичь с помощью языка».


Конкурсная программа фестиваля пройдет в следующих номинациях – лучший полнометражный художественный фильм, лучший полнометражный документальный фильм, лучший короткометражный художественный фильм и лучший короткометражный документальный фильм. Жюри почти всех номинаций состоит из курдских кинодеятелей, кроме одной –лучший полнометражный художественный фильм. Жюри в этой номинации – сугубо российское, его председатель- продюсер Екатерина Филиппова, а членами стали режиссер и сценарист Дмитрий Киселев и актриса Юлия Хлынина (многие зрители помнят ее по роли российской императрицы в телесериале «Елизавета»).

В обращений организаторов фестиваля – его директора Иныы Теджоевой и координатора Зины Броян- в частности говорится, что на этом фестивале будет сделан акцент на фильмы представляющие Рожхелат ( восточный или иранский Курдистан), хотя при этом, как и прежде курдский кинематограф представляется во всем своем географическом и тематическом разнообразии.

«… Однако важно понимать, что каждый курдский регион и каждый курд имеют свою уникальную историю и вклад в богатое курдское наследие. Мы должны оставаться сплоченными, независимо от наших географических границ, ипонимать, что сила нашей культуры лежит в ее разнообразии и одновременно общности…
Мы приглашаем вас погрузиться в мир курдского кино и исследовать его богатство и разнообразие. Пусть этот фестиваль будет источником новых знаний и дружеских связей», – говорится в обращении организаторов фестиваля.

И день открытия курдского кинофестиваля стал действительно днем погружения в культуру и ментальность курдского народа. На церемонии открытия выступил музыкант из иранского Курдистана Фарид Эльхами, играющий на танбуре – народном курдском инструменте, история которого, как считается, насчитывает три тысячи лет. А танцовщицы из…Белоруссии зажигательно и реалистично исполнили курдский народный танец.

Фильмом открытия фестиваля стала полнометражка «Время пьяных лошадей», снятая ирано-курдским режиссером Бахманом Гобади еще в 2000 г. Фильм был первым «полным метром» этого режиссера, до того уже получившего известность в стране, как автор короткометражек.

Фильм полностью подтверждает мысль высказанную на церемонии открытия курдистанским министром о том, что в национальном кинематографе важны не столько слово и сюжет, сколько зримый образ. Действие происходит затерянном в заснеженных горах иранском курдском селении близ границы с Ираком. Все его жители –кольбары, то есть контрабандисты , возящие товары в соседний Ирак. Контрабандистом был и отец многодетного семейства, во время одной из поездок подорвавшийся на минне. Главой семьи становится старший брат Аюб, который вынужден зарабатывать на жизнь семьи, но главное – скопить деньги на жизненно важную операцию для больного от рождения младшего братишки. Он также становится контрабандистом.

Его дядя решается на то, чтобы выдать на иракскую сторону замуж самую старшую сестру Аюба и тем самым направить больного мальчика на операцию в Ирак. Но семья потенциального жениха кате8горически отказывается принять больного мальчика. И тогда Аюб решает сам поехать с ним в Ирак вместе с очередным караваном кольбаров. В пути контрабандисты попадают в засаду и вынуждены бежать. Но Аюб вместе с братишкой Мади за плечами и мулом на привязи пересекает колючую проволоку, отделяющую Иран от Ирака. Финал картины остается «открытым» и зритель сам может додумать его как счастливый так и не очень конец.

При таком достаточно простом сюжете, фильм, тем не менее держит зрителя именно своим, практически физически воспринимаемыми образами заснеженных гор и трудной не повозрасту жизни детей и подроостков. Привлекает очень живая и реалистичная игра юных актеров, выступающих в фильме под своими настоящими именами.

В фильме есть все… Кроме «пьяных лошадей». Есть пьяные мулы, которым в зимнее время для «сугреву» кольбары добавляют в пойло британское виски или русскую водку. Правда у этого есть и обратный эффект- в самый ответственный момент мулы пьянеют и заваливаются спать. Что и было продемонстрирована в фильме. Что ж даже названием и этой частью сюжета фильм продемонстрировал во-первых вред употребления алкоголя при международных гужевых перевозках, а во-вторых показал хотя и маленькую но колоритную черту жизни и деятельности курдских кольбаров.
Фестиваль продлится до 19 октября.
Соб.инф

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать