Главная Наука.Культура.Человек Далай-лама ведет диалог с российскими учеными по исследованию буддийской медитации Тхукдам

Далай-лама ведет диалог с российскими учеными по исследованию буддийской медитации Тхукдам

через Времея и Мир
0 комментарий 59

 

Его Святейшество Далай-лама на прошлой неделе провел углубленный онлайн-диалог с российскими нейробиологами, чтобы обсудить их текущие исследования буддийского феномена и практики медитации тхукдама .

Термин тхукдам, происходящий от тибетских слов тхук, означающих ум, и дам, означающих самадхи, описывает продвинутый тип тантрической медитации в традиции Ваджраяны, практикуемой буддийским адептом во время промежуточного или переходного состояния смерти, известного как бардо. В течение этого периода, когда биологические признаки жизни прекратились, но тело остается свежим и неповрежденным в течение нескольких дней, мастер описывается как поглощенный изначальной “стадией ясного света”, процессом внутреннего растворения. В 2018 году Далай-лама инициировал научное исследование нейрофизиологических механизмов тхукдама.

«Нам необходимо провести больше исследований и расследовать больше случаев тхукдама, чтобы установить, связаны ли видения с растворением более грубых элементов”, – сказал Его Святейшество во время диалога 5 мая. – Поскольку наблюдается, что тело человека, проходящего через этот процесс, может оставаться теплым, возможно, что растворение элементов земли, воды и огня не совпадает с тремя видениями.” (Его Святейшество 14-й Далай-лама Тибета)

В своей широко восхваляемой книге “Тибетская книга жизни и смерти” тибетский учитель дзогчена Согьял Лакар объясняет:

«Самоеализованный практикующий продолжает пребывать в осознании природы ума в момент смерти и пробуждается в Сиянии Основы, когда оно проявляется. Он или она может даже оставаться в этом состоянии в течение нескольких дней. Некоторые практикующие и мастера умирают, сидя прямо в этом состоянии в течение нескольких дней. Некоторые практикующие и мастера умирают, сидя прямо в позе медитации, а другие-в «позе спящего льва».” Помимо их совершенного равновесия, будут и другие признаки, свидетельствующие о том, что они отдыхают в состоянии Основного Свечения: на их лице все еще есть определенный цвет и свечение, нос не погружается внутрь, кожа остается мягкой и гибкой, тело не становится жестким, говорят, что глаза сохраняют мягкий и сострадательный блеск, и в сердце все еще есть тепло. Большое внимание уделяется тому, чтобы тело мастера не касалось, и тишина сохраняется до тех пор, пока он или она не выйдет из этого состояния медитации.

В диалоге с Его Святейшеством приняли участие монахи-исследователи из монастырей Сера Дже, Ме, Гаден Джангце, Шарце, Дрепунг Гоманг, Лоселинг, Таши Лунпо, Гюме и Гьюто в Индии. Также присутствовала Наталья Иноземцева, заместитель директора Фонда «Спасем Тибет», Россия; проф. Святослав Медведев, академик Российской академии наук, основатель Института мозга человека в Санкт-Петербурге; проф. Александр Каплан, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов Московского государственного университета (МГУ); Константин Анохин, директор Института перспективных исследований мозга МГУ; Юлия Бойцова, научный сотрудник Лаборатории нейровизуализации Института человеческого мозга, Санкт-Петербург; Геше Нгаванг Норбу из монастыря Сера-Дже и руководитель Российского научного центра; Лобсанг Пхунцок, монах-исследователь монастыря Сера-Дже; и координатор проекта Тело Тулку Ринпоче, шаджин-лама (главный лама) Калмыкии и почетный представитель Далай-ламы в России, Монголии и члены Совета по правам человека.Содружество Независимых Государств.

С помощью исследовательских  приборов в тибетских поселениях в Байлакуппе и Мундгоде, в юго—западном индийском штате Карнатака, нейробиологи обследовали 104 монаха в медитации и несколько раз наблюдали за старшими монахами, которые, как полагают, достигли состояния тукдама, включая, совсем недавно, монаха, который оставался в тукдаме в течение 37 дней в монастыре Гьюто в Сидхбари, недалеко от Дхарамсалы.

Судебно-медицинский врач был приглашен для осмотра тела монаха на различных стадиях после смерти, сообщили в канцелярии Его Святейшества Далай-ламы, подчеркнув, что ученые продемонстрировали, что тело человека в тхукдаме находится в другом состоянии, чем тело, проходящее обычный процесс смерти.

Далай-лама объяснил, что в тибетском буддизме считается, что умирающие проходят процесс растворения. Однако после того, как некоторые опытные тантрические медитаторы прекращают дышать, процесс растворения предлагает три видения, во время которых растворяются 80 различных концепций—33 во время первого видения, 40 во время второго и семь на заключительной стадии, близкой к достижению.

«Когда умирает обычный человек, происходит растворение элементов. Буддисты верят, что существа проходят через прошлые и будущие жизни, так что это тоже имеет некоторое отношение к этому”, – заметил Далай-лама. -Мой собственный старший наставник, Линг Ринпоче, оставался в тхукдаме в течение 13 дней. Недавно монах в монастыре Гьюто оставался в этом состоянии в течение 37 дней. Это наблюдаемая реальность, которую мы должны уметь объяснить. Есть доказательства, которые нужно увидеть и измерить. Мы также можем найти подробное объяснение внутреннего субъективного переживания процесса смерти в текстах Гухьясамаджа Тантры. Я надеюсь, что ученые смогут принять все это во внимание и придумать объяснение». (Его Святейшество 14-й Далай-лама Тибета)

Широкое обсуждение охватывало широкий спектр смежных тем, в том числе функционирование мозга во время медитации, эмоциональное и психическое благополучие, условия для поддержания душевного покоя, перерождение и воспоминания о прошлых жизнях, а также методы и характеристики различных тантрических медитативных практик.

Девяностолетняя Чокпа Тензин умерла в своем доме в Бангалоре в сентябре прошлого года. По прошествии нескольких часов после ее очевидной кончины не было никаких других признаков смерти. Ее тело оставалось гибким, без признаков трупного окоченения, а кожа оставалась теплой, как будто она была в глубоком сне. По словам тибетского врача, который осматривал ее тело, она находилась в стадии ясного света глубокой медитации. Неделю спустя ее тело, наконец, начало проявлять признаки разложения, указывающие на то, что она вышла из состояния тхукдама.

Его Святейшество отметил, что практикующие тхукдама должны быть совершенными духовными практиками, глубоко основывающимися на трех принципах буддийского пути: решимости достичь освобождения, пробуждении ума и понимании внутренней пустоты существования. Они также должны были развивать здоровую тантрическую практику и быть хорошо сведущими в трех видениях и принятии трех тел во время бардо.

«Перерождение включает в себя сознание. Сознание состоит из непрерывности моментов сознания. Его природа-ясность и осознанность, – объяснил Его Святейшество. -Разум всех сознательных существ подобен этому. Если мы попытаемся найти начало сознания, мы столкнемся с необходимостью, чтобы оно возникло из совместимой причины—это предыдущее сознание. Поэтому мы приходим к выводу, что сознание не имеет начала, потому что его источником должен быть предыдущий момент сознания.

Хотя животные могут обладать более острым чувственным восприятием, люди обладают более острым интеллектом. Однако именно ментальное сознание имеет решающее значение для обоих. Мы говорим о прошлых жизнях на основе непрерывности сознания. Наше тончайшее сознание не имеет ни начала, ни конца. Итак, ум продолжает жить жизнь за жизнью, пока не достигнет состояния будды.» (Его Святейшество 14-й Далай-лама Тибета)

По МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ ПОДГОТОВИЛ  ИАЦ « Время и мир»

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать