Главная История и География «Дельфийский оракул» и его реальная история

«Дельфийский оракул» и его реальная история

через Исмаил
0 комментарий 71

 

Древнегреческий Дельфийский оракул, являющийся частью одного из самых культовых древних мест Греции, стал притчей во языцех для обозначения пророчеств по всему миру; и многие из великолепных памятников архитектуры и искусства Дельф сохранились до наших дней.

На фоне потрясающе красивой природы многочисленные памятники Дельф рассказывают о древней истории этого места. Побывав там, посетители вполне могут понять, почему древние греки считали это место самым центром всего мира.

Согласно энциклопедическому сочинению византийской эпохи под названием «Суда», Дельфы получили свое название от Дельфины, жившей там женщины-змеи (дракайны), которая была убита богом Аполлоном. Однако, по другим сведениям, змеем был самец змеи (дракон) по имени Питон.

На северной стороне слияния долин, на отроге Парнаса, нависающем над долиной и сужающемся из-за этого, находится древняя Криса, которая когда-то была правящей державой всей долины. И Амфисса, и Криса упоминаются в «Списке кораблей» Илиады. Это была микенская крепость. Сама Криса относится к среднеэлладскому периоду, с 1900 по 1550 год до нашей эры.

Согласно древнегреческому трагику Эсхилу в прологе «Эвменид», оракул берет свое начало в доисторические времена и связан с поклонением богине земли Гее.

Толос в Дельфах, Греция.
Говорили, что Зевс определил местоположение Дельф после того, как попытался найти центр своей «Праматери Земли» (Геи). Он послал двух орлов в полет с восточной и западной оконечностей земли, и путь орлов пересекся над Дельфами, где был найден омфалос, или пуп Геи.

Заселение человеком этого места в Дельфах можно проследить до периода неолита, с 6800 по 3200 год до н.э., а широкое заселение и использование началось в микенский период, с 1600 по 1100 год до н.э.

Однако в 7 веке до нашей эры город начал приобретать общеэллинское значение как святилище и оракул.
Название Дельфы происходит от того же корня, что и Δελφύς, или «утроба», и может указывать на почитание Геи, поскольку огромная скала с огромной расщелиной в ней недалеко от этого места называлась «утробой мира».

Этот потрясающе красивый район признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия из-за его огромного влияния на древний мир, о чем свидетельствуют многочисленные памятники, построенные здесь большинством важных древнегреческих городов-государств.

Действительно, было бы невозможно устранить влияние дельфийского оракула из письменной истории того времени — или из самой западной истории, где слово «оракул» было передано на всех языках как синоним пророчества.

Расположенные на юго-западных склонах горы Парнас, Дельфы являются одним из самых огромных и важных археологических памятников Греции. Он является частью национального парка Парнас с 1938 года.

Согласно греческой легенде, Дельфы ранее назывались Пифо (πυς), священное место, служившее резиденцией Пифии, главного оракула, с которым советовались по поводу важных решений во всем древнем классическом мире. Копия каменного монумента, известного как омфалос (пуп) Матери—Земли, существует там и по сей день.

Дельфийский оракул, Пифия, которую также называли сивиллой, была жрицей, которая пророчествовала с треножника в затонувшем адитоне храма Аполлона. Считалось, что сам бБг говорит через этого оракула.
Когда Оракулу задавали вопрос, он — возможно, довольно хитроумно — никогда не давал прямого ответа, но говорил аллегориями со «скрытыми смыслами» и «двусмысленностями», согласно Плутарху, который сам был жрецом Аполлона и великим историком. Затем запрашивающая сторона должна была решить, как их интерпретировать.

Поскольку пророчество считалось истинным словом божества, его действительное значение, если его можно было узнать, должно было быть абсолютной истиной. Полагая, что этот принцип верен, многие из лучших историков того времени потратили много времени, пытаясь интерпретировать мифы о пророчествах как действительную реальность.

Пророчица должна была быть пожилой женщиной с безупречной жизнью, выбранной из числа местных крестьян. Один в закрытом внутреннем святилище (древнегреческий адитон – « куда не входить») Оракул восседал на треножнике над отверстием в земле («пропастью»).

Согласно легенде, когда греческий бог Аполлон убил Пифона, его тело упало в эту трещину, и от его разлагающегося тела поднялся дым. Опьяненная парами, сивилла впадала в транс, позволяя Аполлону завладеть ее духом. В этом состоянии она пророчествовала. К оракулу нельзя было обращаться в зимние месяцы, поскольку традиционно в это время Аполлон жил среди гиперборейцев. Дионис должен был обитать в храме во время его отсутствия.
Находясь в трансе, Пифия «бредила» – скорее всего, это была форма экстатической речи, – и ее бред был “переведен” жрецами храма в изящные гекзаметры. Высказывалось предположение, что древние писатели, включая Плутарха, который работал жрецом в Дельфах, были правы, приписывая оракульские эффекты сладко пахнущей пневме, или пару, вырывающемуся из расщелины в скале.

Дельфийский оракул оказывал значительное влияние во всем греческом мире, и с ней советовались перед всеми крупными начинаниями, включая войны и основание колоний. Она также пользовалась уважением в странах, находящихся под греческим влиянием на периферии греческого мира, таких как Лидия, Кария и даже Египет.

На фото: Воссозданная “змеевидный колонна” в ее первоначальном положении в Дельфах. Константин и его преемники, особенно Феодосий Великий, привозили произведения искусства со всей империи, чтобы украсить столицу Византии. Памятники были установлены в центре  констнтинопольского ипподрома. Среди них был треножник из Платеи, ныне известный как Змеиная колонна, отлитый в честь победы греков над персами во время персидских войн в 5 веке до нашей эры. Константин приказал перенести треножник из храма Аполлона в Дельфах и установить посреди Ипподрома. Верхушку украшала золотая чаша, поддерживаемая тремя змеиными головами. Чаша была уничтожена или украдена во время Четвертого крестового похода. Змеиные головы были уничтожены еще в конце 17 века, поскольку многие османские миниатюры показывают, что они были нетронуты в первые века после турецкого завоевания. Части голов были извлечены и выставлены в Стамбульском археологическом музее. Все, что сегодня осталось от Дельфийского треножника, – это основание, известное как “Змеевидная колонна”. 

Великое религиозное значение Дельф

Дельфы стали местом расположения главного храма Феба Аполлона, а также Пифийских игр и Оракула. Даже во времена Римской империи сохранились сотни обетных статуй, описанных Плинием Младшим и увиденных Павсанием. Высеченные в храме были три фразы: γνῶθι σεαυτόν (gnōthi seautón, или «Познай самого себя»); μηδὲν ἄγαν (mēdén ágan, или «ничего лишнего»), и Ἑγγύα πάρα δ’ἄτα (engýa pára д’ata, или «сделать пожертвование и зло близко»).

Фактическое авторство трех изречений, установленных на Дельфийском храме, всегда может быть предметом догадок. Скорее всего, это были народные пословицы, которые позже стали приписывать некоторым греческим мыслителям.

Храм Аполлона регулярно появляется в гомеровской литературе. В «Илиаде» Ахиллес не принял бы мирного предложения Агамемнона, даже если бы оно включало в себя все богатства «каменного пола скалистого Пифона». В «Одиссее» Агамемнон пересекает “каменный пол”, чтобы получить пророчество от Аполлона в Пифоне.

Историк Гесиод также упоминает Пифона «во впадинах Парнаса» в своем труде «Теогония». Эти ссылки подразумевают, что самой ранней известной датой существования оракула является 8 век до нашей эры, вероятная дата создания произведений Гомера. Конечно, нельзя исключать более ранние времена существования, если написанные стихи являются адаптацией более ранних устных.

Гомеровский «гимн Аполлону» – самый древний из трех локусов, датируемый 7 веком до нашей эры. Аполлон связан с этим местом своим эпитетом Δελφίνιος Delphinios, “дельфиниец”.

История гласит, что Аполлон после своего рождения путешествует по Делосу в поисках места для оракула. Телефус советует ему выбрать Крису, «под поляной Парнаса2, что он и делает, и строит храм, убивая змею, охраняющую источник.

Впоследствии несколько критян из Кносса отправились на разведку Пилоса. Превратившись в дельфина, Аполлон бросился на палубу их лодки. Критяне не осмелились убрать его, но поплыли дальше. Затем Аполлон повел корабль вокруг Греции, вернувшись в Крису, где корабль сел на мель. Затем Аполлон вошел в свое святилище вместе с критянами в качестве жрецов, которые поклонялись ему как Дельфину, «из рода дельфинов».

Спортивные состязания, известные как Пифийские игры, проводились в Дельфах каждые четыре года в честь Аполлона. Другим регулярным дельфийским фестивалем была «Теофания» (Θεοφάνεια), ежегодный весенний фестиваль, посвященный возвращению Аполлона из его зимних покоев в Гиперборее, замерзшей земле на вершине мира.

Стадион в Дельфах
Кульминацией фестиваля был показ поклоняющимся изображений богов, обычно спрятанных в святилище.
Теоксения также проводилась каждое лето, в центре которой был праздник для “богов и послов из других государств”. Мифы гласят, что Аполлон убил хтонического змея Пифона, охранявшего Кастальский источник, и назвал в честь нее свою жрицу Пифию. Пифон, которого послала Гера, пытался помешать Лето родить, когда она была беременна Аполлоном и Артемидой.

Этот источник тек к храму, но исчезал под ним, создавая расщелину, из которой выделялись химические пары, которые якобы заставили Дельфийского оракула раскрыть свои пророчества. Аполлон убил Пифона, но должен был понести за это наказание, поскольку он был ребенком Геи. Святилище, посвященное Аполлону, первоначально было посвящено Гее и делилось с Посейдоном. Имя Пифия осталось в качестве титула дельфийского оракула.

Раскопки в Дельфах позволили обнаружить огромное количество артефактов, объем которых неуклонно увеличивался, начиная с последней четверти 8-го века до нашей эры. Посвящения керамике и бронзе, а также треножникам продолжаются непрерывным потоком — в отличие от Олимпии, другого священного места тех времен.

Так представлял себе древние Дельфы французский художник XIX века

Большинство руин, сохранившихся до наших дней, относятся к наиболее интенсивному периоду активности на этом месте в 6 веке до нашей эры.

Современный город Дельфы был создан путем перемещения деревни со священной земли, почти каждый дюйм которой является памятником, чтобы французская школа археологии могла провести раскопки совместно с греческими властями.

Впечатляющие руины относятся к древнему классическому периоду, с восьмого по шестой век до нашей эры, а некоторые – к позднеантичному периоду. Однако, чтобы найти их, первым экскаваторам из Французской школы в Афинах пришлось расчистить много тонн более поздних зданий, а также грунта, который скопился на вершине древнего городища.

Все эти свидетельства поселений постклассической эпохи, построенных на вершине древних Дельф, были принесены в жертву более ранним руинам, которые мы видим сегодня.

Отсутствие каких-либо следов прошедшего времени создает впечатление внезапного разрушения объекта, что является ложным. После того как эллинское общество перешло от язычества к христианству, Дельфы оставались такими же популярными, какими были в течение некоторого времени, и они никогда не были полностью заброшены как деревня. Будучи еще языческим, он часто почитал императоров Рима христианской эры. Какое-то время обе религии практиковались там бок о бок.

В конце концов, однако, консультации с оракулом сократились до такой степени, что Дельфы больше не могли сохраняться как место древнего религиозного поклонения и ритуала.

 

Раскопки 1893 года обнаружили храмы Аполлона, Афины Пронойи

В 1893 году французская археологическая школа извлекла огромное количество грунта из многочисленных оползней, которые произошли там, чтобы обнаружить как основные здания, так и сооружения святилища Аполлона и Афины Пронойи, а также тысячи бесценных предметов, надписей и скульптур.

Во время этих раскопок были также обнаружены архитектурные элементы христианской базилики 5-го века, относящиеся к тому времени, когда Дельфы служили епископством. Другими важными позднеримскими зданиями являются Восточные бани, дом с перистилем, римская агора и большая цистерна. На окраинах города можно найти позднеримские кладбища.

К юго-востоку от святилища Аполлона находился так называемый Юго-Восточный особняк – здание с фасадом длиной 65 метров (213 футов), расположенное на четырех уровнях, с четырьмя триклиниями и частными банями. В комнатах были обнаружены большие кувшины для хранения провизии, а также другие глиняные сосуды и предметы роскоши.

Среди наиболее впечатляющих находок был крошечный леопард, сделанный из перламутра, возможно, сасанидского происхождения, который сейчас выставлен в Дельфийском археологическом музее.
Особняк, построенный в начале 5 века, функционировал как частный дом до 580 года; позже он был преобразован в гончарную мастерскую.

Главной улицей Дельф был Священный путь

Руины храма Аполлона в Дельфах, видимые сегодня, датируются 4 веком до нашей эры и представляют собой периферийное дорическое здание. Он был возведен Спинтарусом, Ксенодоросом и Агафоном на остатках более раннего храма, датируемого 6 веком до нашей эры, который сам был возведен на месте сооружения 7 века до нашей эры, приписываемого по легенде архитекторам Трофонию и Агамеду.

Древняя традиция насчитывала четыре храма, которые последовательно занимали это место до пожара 548/7 годов до н.э., после которого Алкмеониды построили пятый. Поэт Пиндар прославил храм Алкмеонидов, а также подробно описал третье здание. Другие подробности приводятся Павсанием и гомеровским гимном Аполлону.
От входа на верхнюю площадку, продолжающуюся вверх по склону по Священному пути почти до храма Аполлона, находится большое количество статуй, посвященных обету, и многочисленные так называемые «сокровищницы. Они были построены многими греческими городами-государствами в ознаменование побед и в знак благодарности оракулу за ее совет, который, как считалось, способствовал этим победам.

В этих зданиях хранились подношения Аполлону; часто это была «десятина”»или десятая часть военной добычи. Самым впечатляющим является ныне отреставрированная Афинская сокровищница, построенная в ознаменование их победы в битве при Марафоне в 490 году до нашей эры.

Сифнийская казна была пожертвована городом Сифнос, жители которого отдавали десятую часть прибыли со своих серебряных рудников, пока рудники внезапно не прекратили работу, когда их затопило море.

Одной из крупнейших сокровищниц была сокровищница Аргоса. Построив его в позднеклассический период, аргивяне очень гордились тем, что заняли свое место в Дельфах среди других городов-государств. Строительство было завершено в 380 году до нашей эры.

Расположенный перед храмом Аполлона главный алтарь святилища был оплачен и построен жителями греческого острова Хиос. Он датируется 5 веком до нашей эры, о чем свидетельствует надпись на его карнизе. Выполненный полностью из черного мрамора, за исключением основания и карниза, алтарь производил бы поразительное впечатление. Он был восстановлен в 1920 году.

Стоа, или открытая крытая веранда, расположена вдоль основания многоугольной стены, удерживающей террасу, на которой расположен храм Аполлона. Стоа открылась навстречу Священному Пути. Расположенное неподалеку казначейство афинян наводит на мысль, что этот квартал Дельф использовался афинянами для ведения бизнеса или политики, поскольку стои обычно находятся на рыночных площадях.

 

Фото: cтоа
Хотя архитектура в Дельфах, как правило, дорическая, в простом стиле, в соответствии с фокейскими традициями, которые были дорическими, афиняне не отдавали предпочтения дорическому стилю. Стоа была построена в их собственном предпочтительном стиле – ионическом ордере, о чем безошибочно свидетельствуют капители колонн.
В ионическом ордере они украшены цветами и орнаментом, хотя и не так сильно, как коринфский. Оставшаяся конструкция крыльца содержит семь рифленых колонн, необычно вырезанных из цельных кусков камня (большинство колонн были построены из серии соединенных вместе дисков). Надпись на стилобате указывает на то, что он был построен афинянами после их морской победы над персами в 478 году до н.э. для хранения их военных трофеев.

Скала Сивиллы

Скала Сивиллы – это похожий на кафедру выступ скалы между Афинской сокровищницей и Стоей афинян на священном пути, который ведет к храму Аполлона. Утверждается, что именно здесь сидела древняя Сивилла, предшествовавшая Пифии Аполлона, чтобы произносить свои пророчества.Возможно, там стояла Пифия или послушник, чьей функцией было произнести последнее пророчество. Скала действительно кажется идеальной для публичных выступлений.

Театр в Дельфах


Древний театр в Дельфах был построен выше по склону от храма Аполлона, откуда зрителям открывался вид на все святилище и долину внизу. Первоначально он был построен в 4 веке до нашей эры. Койлон (пещера) прислоняется к естественному склону горы, в то время как его восточная часть пересекает небольшой ручей, который отводил воду из фонтана Кассотис прямо под храмом Аполлона.

Первоначально оркестр представлял собой полный круг диаметром около 7 метров (23 фута). Прямоугольное здание сцены заканчивалось двумя арочными проемами, фундаменты которых сохранились до наших дней. Театр в Дельфах вмещал около 4500 зрителей.

его фасад был украшен рельефными сценами из жизни Геракла. Дальнейшие ремонты и преобразования произошли во 2 веке нашей эры. Павсаний упоминает, что они проводились под покровительством Ирода Аттика. В древности театр использовался для вокальных и музыкальных состязаний, которые были частью Пифийских игр в поздний эллинистический и римский периоды.

В Толосе было 20 дорических колонн, 10 коринфских колонн

Толос в святилище Афины Пронойи (Ἀθηνᾶ ΠρόΝοια, «Афина предусмотрительная») представляет собой круглое здание, построенное между 380 и 360 годами до нашей эры. Он состоял из 20 дорических колонн, расположенных с наружным диаметром 14,76 метра, и 10 коринфских колонн внутри.

Толос расположен примерно в полумиле (800 метрах) от главных руин в Дельфах. Три дорические колонны в настоящее время восстановлены, что делает их самым популярным местом в Дельфах для фотографирования туристами.

Гимнастический зал, расположенный в полумиле от главного святилища, представлял собой ряд зданий, которыми пользовалась молодежь Дельф. Здание состояло из двух уровней: веранды на верхнем уровне, обеспечивающей открытое пространство, и палестры, бассейна и бань на нижнем этаже. Говорили, что эти бассейны и ванны обладают магической силой .

Стадион расположен еще выше по склонам горы Парнас, за улицей Виа Сакра и театром. Первоначально он был построен в 5 веке до нашей эры, но был изменен в последующие столетия. Последняя крупная реконструкция была проведена во 2 веке нашей эры под покровительством Ирода Аттика, когда была построена каменная гостиная и арочный вход. Он вмещал 6500 зрителей, а длина трассы составляла 177 метров (580 футов), а ширина – 25,5 метров (83 фута).

Дельфийский ипподром, некогда место проведения гонок на колесницах

Именно на Пифийских играх выдающиеся политические лидеры, такие как Клисфен, тиран Сикиона, и Иерон, тиран Сиракуз, соревновались на своих колесницах. Ипподром, где происходили эти события, упоминался Пиндаром, и этот памятник искали археологи более двух столетий.
В 2012 году профессор классической археологии Панос Валаванис заявил, что он обнаружил место расположения ипподрома в “Гонии”, в западной части оливковой рощи в Дельфах, почти в 1,5 км к северо-востоку от Итеи, проходящее параллельно горному массиву Кефали и примыкающее к нему, между холмами Агиой-Анаргирой и Гла.

Многоугольная стена

Эта подпорная стена была построена для поддержки террасы, на которой располагался второй храм Аполлона в 548 году до нашей эры. Его название взято из-за многоугольной каменной кладки, из которой он построен. Позднее, начиная с 200 года до н.э., на камнях были начертаны договоры об освобождении рабов, которые были посвящены Аполлону. На стене записано около тысячи освобождений.

Священный источник в Дельфах, называемый Кастальским источником, находится в ущелье Федриад. Сохранившиеся остатки двух монументальных фонтанов, в которые поступала вода из источника, относятся к архаическому периоду и римскому, причем последний был высечен в скале.

Созданная в 478 или 474 году до н.э. и ныне хранящаяся в Дельфийском музее статуя Возничего является одной из самых известных статуй древности.

Изысканная бронзовая статуя, которая каким-то образом сохранилась на протяжении тысячелетий, утратила многие черты, включая колесницу и левую руку. Тем не менее, сегодня он является потрясающей данью спортивному искусству древности.

Последний оракул

Это место было разграблено Луцием Корнелием Суллой в 86 году до нашей эры во время Митридатовых войн.
В 83 году до нашей эры фракийское племя совершило набег на Дельфы, сожгло храм, разграбило святилище и похитило “неугасимый огонь” с алтаря. Во время налета обрушилась часть крыши храма. В том же году храм был сильно поврежден землетрясением, в результате чего он пришел в упадок, а прилегающая территория обнищала. Малочисленность местного населения привела к трудностям с заполнением требуемых должностей. Доверие к оракулу окончательно пошатнулось из-за предсказаний, которые не сбылись.

Психически неуравновешенный римский император Нерон, который сам разграбил Дельфы, все еще неустанно пытался узнать время и обстоятельства своей смерти у тамошнего оракула.

Послание, которое он получил, гласило: “Остерегайтесь семьдесят третьего года”, поэтому император продолжал жить в ложном чувстве безопасности, пока вскоре после этого он не был убит Гальбой, которому – по совпадению или нет – оказалось 73 года.

Однако это не единственный вопрос, заданный оракулу. Свинцовые таблички показывают, что римский оратор Цицерон задал довольно неловкий вопрос: “Как стать знаменитым”. Хотя последующие римские императоры из династии Флавиев внесли свой вклад в восстановление этого места, оно постепенно утратило свое значение.

Однако оракул вновь расцвел во втором веке нашей эры, во времена правления императора Адриана, который, как полагают, дважды посещал оракула и предложил городу полную автономию.

В течение 3-го века нашей эры мистические культы стали более популярными, чем традиционный греческий пантеон, и Дельфы стали резиденцией христианского епископства.

Несмотря на распространение христианства по всей Римской империи, Дельфы оставались религиозным центром на протяжении всего IV века, и Пифийские игры продолжали проводиться по крайней мере до 424 года нашей эры; однако упадок продолжался. Попытка императора Юлиана возродить многобожие после того, как христианство получило широкое распространение, не увенчалась успехом.

Он отправил своего врача в Дельфы, чтобы восстановить храм Аполлона, и за свои усилия получил предсказание о том, что “говорящая вода замолчала”, которое стало известно как “последний оракул” и записано Джорджем Кедреносом.
Священный путь, некогда место паломничества паломников из других времен, оставался главной улицей Дельф, но он был преобразован в улицу обычного коммерческого и промышленного назначения. Вокруг агоры были построены мастерские, а также единственная в Муросе раннехристианская базилика.

Дома строились в основном в западной части Дельф. Археологи говорят, что они были довольно просторными, и две большие цистерны обеспечивали их проточной водой.

В 1800-х годах, когда французская школа захватила город для раскопок, весь город и его жители были перенесены в новый город Дельфы, расположенный рядом с древним поселением, оставив древние камни и памятники вновь открытыми миру, чтобы они могли рассказать свою историю.

По материалам зарубежных СМИ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать