Главная История и География Византийско-арабская граница: самое продолжительное столкновение христиан и мусульман

Византийско-арабская граница: самое продолжительное столкновение христиан и мусульман

через Исмаил
0 комментарий 15

На протяжении веков Византийская (Восточная Римская) империя служила оплотом христианского мира против вторжений мусульман, сначала арабов, а затем турок. Нигде это столкновение между мусульманским и христианским мирами не было столь очевидным, как на византийско-арабской границе.

Византийско-арабская граница была исторической границей и зоной конфликта между Византийской империей и различными арабскими халифатами в период средневековья. Эта граница была крупным театром военных действий и местом непрекращающихся военных столкновений между двумя могущественными цивилизациями на протяжении нескольких столетий.

Известная мусульманам как Аль-Хавашим, граница была местом расположения десятков крепостей, постоянных набегов и почти полного беззакония. Со временем подвиги акритаев – людей, которым византийцы доверили охранять границу, – породили особый жанр поэзии и фольклора, посвященный мифологизированной версии жизни на границе.

Создание византийско-арабской (христианско-мусульманской) границы

На протяжении веков византийцы и персидская династия Сасанидов существовали как выдающиеся сверхдержавы в регионе. Две империи были вовлечены в войны, и границы между обеими империями менялись местами, различные города и крепости переходили из рук в руки, но в целом статус-кво оставался неизменным.
В начале VII века Сасаниды предприняли масштабную кампанию, завоевав значительную часть византийской территории. Несмотря на возможный успех Византии в восстановлении своей империи, как византийцы, так и Сасаниды сильно истощили свои ресурсы и силы. Их ослабленное государство создало вакуум власти, которым недавно воспользовались объединенные арабы после распространения ислама пророком Мухаммедом.

Арабские армии, известные своей стремительностью и упорством, нанесли решающий удар войскам Сасанидов в битве при Кадисии в 636/37 году, фактически уничтожив давнего недружественного соседа Византии. Впоследствии, в битве при Ярмуке в 636 году, арабы также нанесли сокрушительное поражение византийской армии. После этих сражений арабы расширили свои завоевания и захватили византийские территории, продвинувшись до гор Тавр в Киликии. Византийцы, осознав серьезность ситуации, отступили за горы Тавр, чтобы объединить свои оставшиеся владения и укрепить оборону.

В результате между византийцами и арабами возникла значительная и малонаселенная территория. Известный на арабском языке как “Аль-Ḍawāḥī” (اَلـدَّوَاحِي, “внешних земель”) и по-гречески как “та АКРА” (τὰ ἄκρα, “конечности”), эта зона охватывает области Киликии, проходящий вдоль южных подступах горных хребтов, в то время как Анатолийского плато оставался под византийским контролем.

И император Ираклий (правил в 610-641 гг.), и халиф Умар (правил в 634-644 гг.) приняли стратегию опустошения в пределах этой зоны, намереваясь создать эффективный буфер между своими соответствующими царствами. Однако конечной целью арабских халифов оставалось полное завоевание Византии, чего они ранее достигли с ее провинциями в Сирии, Египте и Северной Африке. Только после провала Второй арабской осады Константинополя в 717-718 годах произошел сдвиг в стратегических целях. В то время как набеги в Анатолию продолжались, от прямого завоевания Византийской империи отказались, что привело к появлению более постоянных объектов вдоль границы между двумя державами.

В течение следующих двух столетий контроль над пограничными крепостями, возможно, переходил из рук в руки византийцев и арабов, но основные очертания византийско-арабской границы оставались в основном неизменными.

Жизнь в «крайностях»

Халифы возглавляли ежегодные вторжения в Византийскую Анатолию, побуждая сельское население Византии искать убежища от постоянной угрозы. И без того ослабленное эпидемиями и нашествиями Сасанидов в предыдущие столетия, жители Византии сталкивались с постоянным давлением из-за арабских набегов. В то время как эти набеги, как правило, были менее масштабными и направлены на захват пленников и разграбление сельской местности, халифы Омейядов и Аббасидов иногда предпринимали крупномасштабные кампании, которые проникали глубоко в сердце Анатолии, как это было в 782, 806 и 838 годах.
В прежние времена Византийская Анатолия была процветающим и сильно урбанизированным регионом. Однако под безжалостным натиском арабских набегов византийские города уменьшились в размерах и были преобразованы в сильно укрепленные цитадели. В то время как некоторые византийские земледельцы упорствовали, они также были милитаризованы в рамках системы тем, которая предоставляла землю солдатам в обмен на военную службу. Пограничные земли были обезлюдены, оставлены безлюдными и укреплены для защиты от приближающихся арабских армий.

Некогда мирная и процветающая провинция Византийская Анатолия теперь превратилась в неузнаваемый театр военных действий. В пограничных землях воцарилось полузаконье, и византийцы передали власть акритаям, пограничникам, которым было поручено защищать от арабских вторжений.

Чтобы ответить на арабские набеги, византийцы установили ежегодный распорядок, согласно которому фермеры искали убежища в укрепленных городах, в то время как солдаты отслеживали вторжение арабских войск. Признавая свое ослабленное состояние и неполноценность в сражениях на открытом поле, византийцы применили стратегию «бей и беги», позволив захватчикам разграбить сельскую местность, прежде чем начать контратаки на горных перевалах, застав арабские войска врасплох. Эти ежегодные стычки определяли жизнь на границе с седьмого по середину девятого веков.

Акритаи, поэзия и фольклор

Термин «Акритай» происходит от греческого слова “акрон/акра”, означающего границу. Подобно лимитанеям позднеримской и ранневизантийской армий, охранявшим границы (лаймы), акритаи были пограничниками, защищавшими византийско-арабскую границу.
Византийцы использовали этот термин довольно вольно, и он мог относиться к жителям восточной пограничной зоны, включая их коллег-мусульман, а также к самим пограничникам, с которыми этот термин чаще ассоциируется. Византийские солдаты, охранявшие границу, были набраны из этнических греков и армян, а также из других групп, поселившихся в Анатолии.
На популярное восприятие акритаев оказало значительное влияние их изображение в язвительных песнях. Эти произведения эпической поэзии сочетали аспекты повседневной жизни на византийско-арабской границе с более фантастическими элементами и, как правило, фокусировались главным образом на героических подвигах самих акритаев.

Другой важной темой в язвительных песнях является судьба местных мирных жителей, которые часто сталкивались с потерей членов семьи и собственными страданиями после каждого вторжения. Песни описывают вторжение и последующее возмездие, сильную враждебность по отношению к захватчикам, жажду мести и усилия, предпринятые для спасения заключенных женщин. Поэты использовали прямые рассказы очевидцев, чтобы сплести воедино гобелен информации и эмоций ярким языком с легко запоминающимися стихами.
Дигенес Акритас (διγενής Ακρότας) – самая известная история акритской традиции и одна из очень немногих сохранившихся эпических поэм Византийской империи. В нем рассказывается история титульного персонажа, Басилейоса, получившего прозвище Дигенес Акритас, что означает “двукровный пограничный лорд”.

Хотя главный герой этой истории вымышленный, а его героические подвиги выходят далеко за рамки реальности, история действительно отражает романтизированную версию реальных исторических событий, а именно постоянную войну между византийцами и арабами в горных пограничных землях.

Иллюстрация- византийская кавалерия атакует арабов.
По материалам зарубежных СМИ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать