Главная Наука.Культура.Человек Сократ и Конфуций: похожие философии, разные миры

Сократ и Конфуций: похожие философии, разные миры

через Исмаил
0 комментарий 21

Сократ и Конфуций считаются основателями западной философии и восточной философии соответственно, и в их учениях много общего. ( понятие «восточная философия» более разнообразно и с точки зрения религиозной подосновы философского мировоззрения, так что правильно назвать Конфуция отцом именно «китайской» философии- ВиМ).

Несмотря на то, что Сократ и Конфуций прожили восемьдесят лет и находились на расстоянии 4300 миль друг от друга, их философии имеют много общего, устраняя предвзятые различия между Востоком и Западом и культурные границы. Оба они были настолько яркими личностями, что получили титул «мудреца» еще при жизни.
Сократ родился в афинской семье среднего класса в 470 году до н.э. Его идеи, позже изложенные в трудах его ученика Платона, дали ему прозвище основателя западной философии.

Точно так же Конфуций родился в зажиточной семье в государстве Лу в 551 году до н.э. Семья не была ни богатой, ни бедной, но когда умер его отец, Конфуций был вынужден работать. Однако, как и Сократ, его учение и философия по сей день остаются влиятельными во всем Китае и Восточной Азии.

Оба они жили во времена политических и социальных потрясений, во время которых традиционные ценности и практики подвергались сомнению. Пережив Пелопоннесскую войну (431-404 гг. до н.э.), Сократ стремился дать грекам возможность мыслить самостоятельно. Из-за этого он был приговорен к смертной казни по обвинению в нечестии и развращении молодежи.

Точно так же Конфуций жил в бурные последние дни правления династии Чжоу и безуспешно пытался убедить враждующих феодалов принять его учение.

Оба мыслителя получили образование, и они были хорошо знакомы с литературой и музыкой своих культур. Мало что известно об их ранней жизни, но к среднему возрасту у обоих были группы учеников, которые восхищались их мудростью и следовали их учениям.

Что несомненно об обоих мужчинах, так это то, что где-то в середине их жизни произошло ключевое событие, определившее их цель в жизни. Дельфийский оракул сказал другу Сократа Херефону, что «нет никого мудрее Сократа». Тем не менее, великий греческий философ однажды заявил: «Все, что я знаю, – это то, что я ничего не знаю».

Для Конфуция все было несколько по-другому, но у него был столь же значительный опыт в возрасте пятидесяти лет, когда он провозгласил, что знает волю Небес. В обоих случаях это было ощущение миссии и назначенного Богом предназначения.

Важность добродетели для Сократа и Конфуция

Для Конфуция и Сократа ученость и мудрость были тем, что объединяло другие добродетели и области изучения в единое целое. Мудрость приобреталась путем обучения и исследований или осознавалась интуитивно.
Конфуций считал доброе сердце врожденным качеством каждого человека. Однако оно редко реализовывалось в полной мере. Доброта, по его мнению, – это правильные любовные отношения между людьми, источник добродетелей и всех ценностей.

Сократ верил, что добродетельная жизнь необходима для достижения счастья и самореализации. Он также верил, что любовь – это энергия, которая движет нас к добру, которое является божественной реальностью и центром духовного мира. Правильные человеческие отношения – это дружба, а добро – это источник идеалов и то, что должно быть руководящей силой в действиях людей.

Философия и практика

Конфуций представлял себя как “передатчика, который ничего не изобретал” и утверждал, что все, что он знал, он почерпнул из учебы, подчеркивая тем самым ее важность. Что касается его учеников, то он сначала руководил ими в изучении и усвоении более старых классических произведений, чтобы они могли установить связь между моральными проблемами прошлого и настоящего посредством глубоких размышлений и изучения.

В Китае некоторые даже следуют конфуцианству как религии, в то время как многие утверждают, что в учении Конфуция ценится светская мораль. Сторонники религиозного конфуцианства утверждают, что, несмотря на светский характер его учений, они основаны на мировоззрении, которое по своей сути является религиозным.

Моральные ценности были чрезвычайно важны как для Сократа, так и для Конфуция. Когда Сократ был на суде, в свою защиту он сказал: “Пока я дышу и могу, я не перестану заниматься философией”. Он отказался отказаться от своего стремления к поиску мудрости, и это в конечном счете привело к его смерти.

Конфуций также был привержен своим моральным убеждениям и твердо отстаивал то, во что верил. Согласно “Аналитикам”, авторы Роджер Эймс и Генри Роузмонт заявили, что “его интересовало, как устроить свою жизнь, а не открытие “истины”, как Сократа. Скорее всего, Конфуция интересовала более широкая картина жизни, и он был привержен поиску мудрости в этом отношении.
Другая параллель между Сократом и Конфуцием заключается в том, что оба философа никого не дискриминировали из-за их статуса или богатства. Они были готовы учить любого, кто был способен к обучению и прилежен.
Образовательные философии Сократа и Конфуция, с точки зрения целей образования, учебных программ и педагогики, были направлены на облагораживание и гуманизацию характера правления путем воспитания мудрых и добродетельных лидеров. В греческой традиции хорошо образованный человек или
джентльмен был известен как калокагатос (καλοκάγας), буквально благородный и хороший человек. Китайским аналогом было “цзюнь цзы”, что указывает на сына принца или благородного человека.

Наследие

Помимо влияния на западную мысль на протяжении веков, в последние годы возрос интерес к образовательным идеям Сократа. Метод преподавания Сократа, широко известный как сократический диалог или сократический метод, часто применяется в школах для развития критического мышления у учащихся.

Диалог между учителем и учениками, спровоцированный постоянными наводящими вопросами учителя, исследует глубинные убеждения, которые формируют взгляды и суждения учащихся.

Тем временем конфуцианство переживает возрождение в Китае, а также привлекает международное внимание. Этот ренессанс начался в научных кругах и постепенно распространился как на руководство, так и на общественность. С 2004 года китайское правительство учредило более трехсот конфуцианских институтов по всему миру.

Фото- Скульптура Сократ и Конфуций, установленная в Афинах. Автор-китайский скульптор Вэйшань.

greek reporter

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать