Главная История и География Cократ –праобраз Ходжи Насреддина

Cократ –праобраз Ходжи Насреддина

через Исмаил
0 комментарий 51

Сократ остался одним из самых увлекательных персонажей в истории философии, но сохранилось ли его наследие и в популярных арабских баснях?
Сократ – один из самых культовых мыслителей западной философии. Его мыслительный процесс был устным, и рассказы о его жизни сохранились в трудах других людей, в частности Платона. Не случайно, что Сократ на самом деле ничего не записывал. Он никогда не придерживался никакой аксиомы, кроме человеческого невежества, и он создал мыслительный процесс «рождения» истины. Сократ – воплощение «мудрого глупца».
В древнем мире греческие философские школы были не просто местами, где люди обменивались идеями. Молодые люди формировались в процессе мышления и публичных выступлений.
Философские школы были полноценными сообществами и местами интеллектуальных дебатов и обмена мнениями в Древней Греции. Это включало в себя сами школы и их методы, которые затем передавались, а также правила и учения каждого отдельного учебного заведения. Например, в эпикурействе основное внимание уделялось счастью, в то время как другие школы мысли включали сократический метод и софистический метод.
За столетия, последовавшие за падением Римской империи, многие греческие философские идеи, к сожалению, были утрачены. Оригинальные тексты и их переводы с тех пор затерялись в песках времени.

Однако именно арабская культура возродила сократовскую мысль во время исламского золотого века, периода времени, когда Багдад считался культурным центром мировой греческой культуры. Это было в то время, когда Европа утратила большую часть своих знаний. Халифат Аббасидов взял греческую медицину, философию, астрономию и математику и перевел оригинальные тексты для использования в навигации и музыке, опираясь на эти знания и применяя их на практике.

В это время интеллектуалы собирались на винные банкеты в Багдаде с исполнительницами, очень похожими на гетер. Они начали перенимать похожие обычаи и создали роскошную культуру, которая привела ко многим достижениям цивилизации, основанным на греческих технологиях, таких как фонтаны и ванные с горячей водой.
Многие комедии были сняты в чисто греческом стиле, но они скорее имели форму коротких рассказов, которые читались вслух на банкетах. Арабская комедия немного отличалась от греческого стиля, хотя, как известно, была такой же озорной. Это общество не было построено вокруг сплоченной общины города-государства, но, как и в империи, при дворе были небольшие собрания интеллектуалов.
Именно благодаря кропотливой переводческой работе, проделанной арабами, многие греческие рукописи сохранились. Позже они были переведены с арабского в Европе средневековья и эпохи Возрождения.
Следовательно, фигуры, подобные фигуре мудрого глупца, похожие на ребенка, который показывает, что король голый, необходимы в обществе. И все же они маргинализированы и над ними смеются.
В Багдаде в средние века эти явно греческие идеи, которые мы сейчас признаем краеугольными камнями западной философской мысли, были широко приняты и распространены. Именно в этот момент родилась фигура поэта.


Абу Нвас – мудрый дурак, главный герой серии коротких рассказов, которые просочились в арабскую и османскую традиции из этой раннесредневековой версии. В разных традициях его иногда называют Джуха (араб), Джуфа (сицилиец), Пульчинелла (Неаполь) или Насреддин (турок). Эти истории стали частью общей популярной культуры в разных странах Средиземноморья.
В некотором смысле они гораздо больше похожи на Диогена, поскольку Джуха известен как , противоречивый человек, и ему часто удается одурачить людей, с которыми он встречается, заставляя их думать, что он идиот.
Однако Абу Нвас гораздо больше похож на Сократа. Хотя он был поэтом, его помнят благодаря множеству историй, которые были написаны о его беседах. Позже он стал фигурой, через которую другие писали свои собственные истины, такие как Сократ и Диоген. Многие оригинальные рукописи этого времени были утеряны во время нескольких войн, а некоторые до сих пор хранятся в библиотеках Ирана, но не были оцифрованы и переведены, возможно, из-за того, что их считали еретическими.
Нвас был известен своими шумными вечеринками, на которые его не приглашали, часто выпивал гораздо больше других, но никогда не напивался, во многом как Сократ на Симпозиуме. На этих симпозиумах он создает интересные ситуации, которые раскрывают глупость человечества и его склонность к ошибкам. Его описывают как “микрокосм” в человеке.
Однажды мужчина сорвал вечеринку другого мужчины. “Кто вы?” – спросил его ведущий. “Я тот, кто избавил вас от необходимости отправлять приглашение! он ответил”.
Однажды в дом человека, который пригласил на вечеринку много людей, зашел нарушитель спокойствия. “Эй, ты!” – сказал мужчина. “Разве я сказал, что ты можешь прийти?” “Ты сказал, что я не могу прийти?” – ответил нарушитель спокойствия.
На собрание пришел завсегдатай вечеринок, и ему сказали: “Тебя никто не приглашал!” “Но если бы ты меня не пригласил и я бы не пришел”, – ответил он, – “подумай, как это было бы одиноко!” Все рассмеялись над этим, и они позволили ему остаться.
Разница между Богом и человеком заключается в трагедии и невежестве, которые отличают человеческую судьбу. Истину невозможно точно определить или записать, но человек всегда может надеяться воззвать к своему собственному разуму, чтобы уловить ее проблески, потому что он создан по образу и подобию Божьему.
Таким образом, человек, осознающий свои ограничения, мудр, потому что он знает, что никогда не сможет избежать собственной глупости. Чрезмерные размышления и интеллектуальные дискуссии, подобные софистам — или другим мудрецам средневекового Багдада — предназначены только для того, чтобы сбить человека с пути основной истины, которая уже находится внутри него и которую он никогда не сможет полностью воплотить.
В некотором смысле, он – это все мы. Сократ и Диоген – две стороны одной медали. Один – мудрый дурак, в то время как другой – обманщик. Оба болезненно осознают свое положение как людей, и их самосознание делает их универсальными.
Сократ создал новый метод обучения, в котором он отдает должное своей матери. Точно так же, как ее работа заключалась в рождении детей, которые уже были там, Сократ смоделировал свой метод вокруг выявления идей, которые уже были в сознании людей, с которыми он общался. Он апеллировал к универсальному чувству человеческого разума. Его конец был жестоким, и его часто превозносят как мученика за интеллектуальную честность.
Следовательно, его история почти предвосхищает фигуру Иисуса Христа, когда философ принимает мученическую смерть за глупость человечества. Платон, в конце концов, не просто так является одним из краеугольных философов ранней европейской христианской мысли.
Автор Ирена Иванаж

Greek Reporter

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать