Главная Мир сегодня Заметки главреда; «зачем нам Китай и каких знаний там искать?»

Заметки главреда; «зачем нам Китай и каких знаний там искать?»

через Исмаил
0 комментарий 60

 


Как-то так получалось, что наши гларедовские размышлизмы время от времени появлялись в привязки к каким-нибудь хронологически значимым датам – началу месяца , или в последнее время новогодью. Когда хочется подвести итоги каким-то пройденным событиям и поразмышлять о будущем.

Новогодье для этого пожалуй самое лучшее время. Поскольку можно подвести итоги аж целого года и загадать желания и планы на год будущий. Благо у нас этих новых годов за зимний период несколько – по календарю григорианскому. Юлианскому (старый Новый год), а еще китайско-буддийский, празднование которого началось десятого февраля и закончилось по доброй китайской традиции лишь вчера. Китайский новый год как-то незаметно уже давно вошел в нашу жизнь. Все мы знаем наши символы не только по западному Зодиаку, но и по китайскому (автор этих строк, например, кот-кролик) и то что каждый год имеет своего символического покровителя.

Но новый 2024 г, по китайскому календарю-год Дракона, кажется, особо значимо вошел в нашу жизнь. Впервые его заметно и публично отпраздновали в России. когда центральные площади и улицы нашей Москвы-матушки были обильно украшены китайскими драконами и фонариком. Официально это объяснялось тем, что наступивший год-это так называемый «перекрестный год» Китая в России и России в Китае, посвященный 75-летию установления дипломатических отношений между двумя странами. Но лично автору за всей этой «суетой вокруг Китая» автору видится более фундаментальная причина, чем очередной юбилей. Дело в том. что после разрыва с Западом, в результате развития событий вокруг Украины именно Китай, по замыслу правящей элиты ( а именно элита всегда определяла в России международные отношения0 должен заменить России Запад в международных отношениях, а в умах простых россиян – стать доминирующим образом всего лежащего за пределами нашей страны мира.
Поэтому в сегодняшних заметках ваш покорный слуга попытается порассуждать о том, что значит для нас, простых граждан Китай, как страна, общество, наконец просто реальность этого мира.

Фото RT.com

Для начала несколько личных впечатлений. Впервые я услышал слово «Китай», «китайцы» в возрасте пяти лет. Тогда в 1968 огду. Помню, прибегает соседка и взволнованным голосом чуть не кричит: «Китайцы напали на нашу страну!». Речь шла об известных событиях вокруг острова Даманский. Тогда же наш жэковский сантехник дядя Юра, который раньше работал в Китае, рассказал поучительную историю о том, как какой-то китаец, приехавший из забытой Богом глубинки принял ванну, опосля чего пришлось эту ванну отключать от водоснабжения, столько в нее забилось грязи. В пятом классе из курса древней истории я узнал, что Китай – это одна из древнейших цивилизаций на земле, гораздо древнее российской. Детство и юность пришлись на интересный период размолвки с маоистским Китаем, отношения с которым улучшились только во второй половине 80-х. А затем там начались реформы, и произошло еще много интересного для страны, которая еще недавно была привержена коммунистической идеологии в ее ультра ортодоксальной форме.

И сегодня ваш покорный слуга-главред вполне считает для себя возможным серьезно порассуждать о роли и месте Китая в жизни нашей личной, всей страны и всего мира. Хотя по научной специализации, он не является китаеведом, но многолетняя профессиональная дружба со многими известными китаеведами позволяет решиться наэтот шаг.

Итак. Что же такое Китай по своей сути. Это совершенно особенная и уникальная цивилизация. Своего рода отдельный мир в нашем мире. Даже начнем с письменности, языка, который поопределению является нашим ключом к двери в окружающий мир. Китайский язык, единственный в мире полностью в первозданном виде опирающийся на иероглифическую письменность (многие вспомнят при этом еще и Японию. Но мы заметим, что на японский архипелаг иероглифы «завезли» китайцы да и здесь их значительно меньше чем в китайском языке, кроме того японцы наряду с иероглифами используют и слоговую азбуку). А иероглифы это не только особенная передача звуков и смыслов, это так же и особенная ментальность, особенное видение мира.

Сами китайцы именуют свою страну «Чжун-го». Что означает «центральная» или «серединная» империя. Пуп земли одним словом, наиболее близкая к Небесам часть земли, поднебесная. По этому для китайского разума главную важность и ценность представляет собственно Китай и его люди, их благополучие. Весь остальной мир, за исключением нескольких соседних, близких по духовной прежде всего культуре стран он существует, но как бы в каком-то другом измерении. Да для Китая, в его национальных интересах важна международная «экспансия», но китайский «империализм» не столь опасен, как скажем условный «американско-атлантический» империализм, опирающийся на военное присутствие в различных частях мира и контроль над планетарными финансовыми потоками. Современный Китай в котором опыт коммунизма и социализма прошлого столетия синтезирован ныне с тысячелетней национальной цивилизационной традицией и ориентирован прежде всего на международную экономическую экспансию во благо собственного общества, залогом которого, как не парадоксально является стабильность и благополучие тех стран куда в экономическом смысле «приходит» Китай. Вот , например, почему китайские проекты за рубежом в области, скажем нефтедобычи, сопровождаются значительными инфраструктурными проектами, направленную на повышение благополучия местного населения, занятого на этих проектах.

Китайцы в своей международной деятельности никогда не делают ставку на культурную идеологическую экспансию, полностью уважая политический строй и традиции той или иной страны, а со своей историей и культурой знакомят иностранцев очень нейтрально, осторожно и деликатно, избегая всего того. что может быть истолковано как навязывания. Но и сами они крайне настороженно относятся к иностранному культурному и духовному присутствию на своей территории, опасаясь проникновения именно чуждого политического влияния.
Это прослеживается, например, в религиозной сфере.

Правящая Коммунистическая партия Китая. как и полагается коммунистам, придерживается атеистического мировоззрения, которое скорее означает не принципиальное неверие в Вышнего, а лишь непринадлежность к религиозным организациям и не приверженность их доктринам. В принципе в нынешнем Китае можно верить во что угодно, хоть в самоходные валенки, и даже создать под исповедание этой веры общину, главное- признавать руководящую роль партийно-государственного аппарата и выражать подчинение ему не только словом, но и делом, не заниматься любого рода деятельностью могущей быть расцененной как оппозиционная и политическая и быть осторожными в связях с зарубежьем. Например, испытывает трудности с миссией в Китае Русская православная церковь, чья деятельность находится под строгим контролем соответствующих структур. Хотя наши страны и союзники, но китайские власти продолжают крайне щепетильно относиться к любой религиозной проповеди, осуществляемой любыми иностранцами на их суверенной территории.
Здесь нельзя не сказать несколько слов о религиозном отношении и к Китаю и китайцам. Мусульманам известне хадис Пророка Мухаммада: «Ищите знаний даже в Китае». В этом хадисе вряд ли говорилось о получении религиозных знаний. Китайская традиционная религиозность существенно отличается от Единобожия, идущего от пророка Ибрагима –Авраама с ее личностным Богом-Творцом, незримо присуствующим в Своем Творении-миросдании и Направлюящей его. В основе китайской религиозности лежит понимание некоего небесного закона, порядка, лежащего в основе всего сущего (дао-небесный закон путь). И призвание человека соблюдать, не нарушать этот изначальный порядок. Можно даже сказать, что в отличие от авраамических религий являющихся религиями действия ( так христианство и ислам. Своими Писаниями напоминают неустанно о необходимости единства веры и дел) религиозно-этические учения в Китае (в них действительно едва ли не в первую очередь важна этика, то есть отношения между людьми в обществе, а отнюдь не связь с Вышним. Да в Китай проникли, сначала ислам, а позднее христианства, но на них оказала большое влияние отмеченная нами выше специфика китайской религиозности. А за принятием христианства китайцами часто вообще стояла сугубо практичная мотивация – в той или иной мере приобщиться к западной цивилизации и ее достижениям, приносящими с собой вполне осязаемые и очень «земные» выгоды.
Хадис, видимо имел в виду другое- практические знания и умения китайцев. В этом они на определенных этапах своей истории оказывались впереди планеты всей. Именно китайцам принадлежат многие важные изобретения. Которыми человечество пользу5ется сегодня. Именно страны в исторической основе которых лежит китайская культура (Япония, южная Корея, позднее Тайвань и собственно Китай) показали в новейшее время мировой пример во внедрение научно-технических инноваций в практику, быструю организацию их промышленного производства и коммерциализацию. Сегодня. Как мы знаем, Китай является, «всемирной мастерской». Где производятся изделия ведущих мировых брендов, в том числе и высокотехнологичные. Причем, если раньше сложнотехническая продукция в Китае лишь собиралась ,то сейчас на рынке можно увидеть ее образцы и под сугубо китайскими брендами.
Достаточно по своему эффективна и государственно-общественная система этих стран, хотя многим со стороны. Она кажется несколько громоздкой и неповоротливой. Что характерно еще для китайской ментальности-это опора на многовековую традицию, в которую гармонично вплетается опыт всех исторических эпох вплоть до современности. Может это связано с национальным мышлением с его четким выстраиванием структур и установок определенных рамок. Его можно сравнить все с тем же иероглифом. в котором каждый элемент имеет самостоятельное значение, но смысл они обретают будучи выстроенными в определенных гнездовых рамках.
Тут надо заметить, что в новейшей истории, Китай преподал нам один урок. Последствия которого, мы ощущаем до сих пор, а через это и правоту китайского подхода к данному вопросу. Помнится ка тридцать эдак пять лет назад, мы были буквально опьянены горбачевской «перестройкой» и всем казалось надо срочно расстаться с идеологией «социализма-коммунизма», убрать железный занавес и дать волю рынку, словом полностью поменять существовавшую в СССР систему – и все, упадет на нас многогрешных манна небесная. Затронули эти настроения не только СССР и бывшие соцстраны, добрались они и до Китая, где весной 1989 г произошли массовые выступления молодежи с требованиями реформ и демократизации политической жизни страны. Выступления были довольно жестко подавлены. Тогда же в мае 1989 года Пекин с визитом посетил Михаил Горбачев, который в соейственной ему тональности начал где-то поучать тогдашнего китайского лидера Дэн Сяопина «Вот мол .. надо вам начАть реформыю типа гласность… демократизация и т.д. и т.п» Мудрый Дэн ответил вопросом к. Горбачеву: «Скажите, Вы поедете по незнакомой дороге на автомобиле безруля и тормозов».Должного ответа у советского лидера не нашлось.
Китай не пошел на тотальный отказ от коммунистического наследия и политических принципов, а также некоторых моментов в общественном устройстве. В краснознаменном, «коммунистическом» Китае, на сегодняшний день на порядки больше реального и современного рыночного «капитализма» чем в «некоммунистической» России с ее гербовым двуглавым орлом и флагом-триколором. Наш российский «капитализм» очень часто развивается по принципу «хватай больше, беги дальше!». В Китае же мы видим развитие производств, а также малого и среднего бизнеса. Китайцы сделали ставку не на экспорт, как мы ( что обеспечивает благополучие лишь небольшой части общества, связанной с этой сферой), а на повышение покупательного спроса внутри страны, что предполагает реальное улучшение материального положения большинства граждан этой страны с более,чем миллиардным населением.высокий уровень занятости. Да, есть проблемы свои с коррупцией, проявляет себя и экономическая преступность. НО система, сложившаяся в КНР позволяет направлять даже коррупционные деньги на общественное благо. Кроме того, особо ретивых коррупционеров может остановить Центральная ревизионная комиссия при ЦК КПК. Упаси Бог, попасться ей на заметку. Вне зависимости от чинов-званий-положений можно нарваться и на исключительную меру наказания которая в Китае предусммотрена по 38 позициям статей уголовного кодекса, в том числе и «хозяйственным» статьям.
В чем же причина такой разницы между двумя ранее ведущими «странами социализма» СССР и Китаем. Наш ответ таков-в самом начале Горбачовым политике реформ была допущена серьезная ошибка, в конечном итоге повлиявшая навесь ход событий. А именно-политическая реформа была поставлена впереди экономической, хотя при серьезных изменениях общественно –экономического устройства надо начинать именно с экономики, тем более если речь идет обизменении участия и контроля государства над экономикой. Образно говоря,мы в России телегу впереди лошади поставили, а таким образом созданная упряжка по определению никогда и никуда не поедет. И опыт Китая последних десятилетий, где с реформами поступили сточностью до наоборот, то есть экономика изменялась в первую очередь но в строго определенных политических рамках, показала правильность китайского и неправильность нашего пути. Не обязательно залогом того, чтобы полки магазинов наполнились, а люди могли свободно ездить по-миру, радикально и бездумно менять системы, отказываться от безусловного положительного исторического оптыта, что был накоплен в годы «социализма». Кстати, о свободе передвижения по миру, что стало для нашего общества чуть ли не фетишем в последние годы советской власти. Китайцы из КНР в мировом масштабе гораздо более мобильны, чем наши соотечественники.Их гораздо больше, учится и работает за рубежом, в т.ч. в таких странах как США. И при этом речь не идет ни о какой «скрытой эмиграции».
Итак, какжеотноситься нам, простым гражданам к нынешнему «развороту на восток». Ответом будет- трезво и прагматично. Понятно, что Европу, в историко-культурном и геополитическом отношении нам более близкую, нынешний разворот с «Запада на Восток» нам не заменит. А судя по нынешней динамике российско-украинского конфликта отчуждение между нами, вроде бы как и проеодоленное в последние доковидные и довоенные годы, сохранится еще достаточно долго.Однако с Востоком вряд ли возможны какие-то серьезные конфликты. Мы, что называется, взаимно нужны друг другу. А это залог мирных и стабильных отношений между странами и их народами на долгосрочную перспективу.
Валерий Емельянов, главред ВиМ
Статья отображает позицию автора, редакции ВиМ и Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир»

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать