Ипатия, один из величайших философов Александрии, вызывала восхищение своими новаторскими идеями, но была зверски убита за них христианскими фанатиками в четвертом веке нашей эры.
Родившаяся примерно в 360 году, Ипатия была женщиной-греческим философом, астрономом и математиком, которая полностью противоречила нормам того времени, но завоевала огромное уважение за свой великий ум и достижения.
Ее отец, Теон, был математиком и астрономом, который никогда не пытался обуздать тягу своей дочери к знаниям.
Ипатия была членом неоплатонической философской школы. Она появлялась бы задрапированной в мантии академической элиты — то, что в то время разрешалось делать только мужчинам.
Можно с уверенностью сказать, что по сегодняшним меркам она была феминисткой и определенно одной из первых в истории человечества.
Ее любовь к астрономии привела ее к созданию астролябий, которые используются для изучения и измерения небесных тел на ночном небе, и она нанесла на карту траектории движения звезд и планет.
Ипатия изучала философию в Афинах и вернулась в Александрию, где преподавала философию, математику и астрономию молодежи города.
Среди ее учеников были отпрыски самых влиятельных семей Александрии, которые впоследствии заняли высокие посты в александрийском обществе.
В Александрии ее любили и уважали
В Александрии Ипатия преподавала философию Платона, птолемеевскую систему небесного движения и продвинутую по тем временам математику Евклида.
Она была известна как одаренный педагог и, несомненно, была одним из величайших мыслителей того времени.
Двумя учениками Ипатии были епископ Кирении Синезий и префект Александрии Орест.
Ипатия поддерживала непрерывную переписку с Синезием, фрагменты которой чудом сохранились и свидетельствуют об огромном восхищении, которое епископ испытывал к Ипатии.
“Даже если Аид – место полного забвения, даже там я буду помнить тебя, дорогая Гипатия”, – написал он в одном из своих писем.
Эта блестящая женщина часто отправлялась в центр города и произносила речи, в которых излагала свои мысли о Платоне. Зрители были очарованы не только ее идеями, но и ее внешностью.
Ипатию уважали интеллектуалы и ученые города. Ее в равной степени уважали христиане, которые использовали ее как пример целомудрия.
Дошедший до нас анекдот о ее целомудрии начинается с того, что однажды молодой человек признался ей в любви. В ответ она показала ему носовой платок, испачканный ее менструальной кровью, чтобы подчеркнуть нечистоту плотских отношений.
Ипатия соблюдала целибат, и историки полагают, что она оставалась девственницей до самой смерти.
Ее целомудрие сделало ее очень популярной в греческом обществе, которое ценило безбрачие как добродетель, и поэтому она была приемлема и считалась респектабельной как для мужчин, так и для женщин.
Ипатия
Портрет Ипатии работы Элберта Хаббарда (1856-1915).
Христианские фанатики убили Ипатию
Ипатия исповедовала язычество в то время, когда христианство находилось в зачаточном состоянии и набирало силу, и поэтому некоторые из ее последователей были более фанатичными.
Женщина-философ не пыталась скрывать свои языческие убеждения и продолжала исповедовать язычество, что приводило в ярость городских христиан.
Широко распространено мнение, что Кирилл, известный александрийский епископ, поставил своей миссией устранить влияние женщины-философа и астронома, поклонявшейся идолам.
Епископ публично обвинил Ипатию в идолопоклонстве, а затем якобы приказал толпе фанатиков похитить ее.
Христианские фанатики действительно похитили женщину и протащили ее по улицам, подвергая ужасным пыткам.
Говорят, что пытки были чрезвычайно жестокими, включая соскабливание плоти Ипатии устричными раковинами.
Затем толпа отвела ее в церковь, где раздели догола, избили плетьми и оторвали конечности от тела.
Ипатия
Рэйчел Вайс в роли Ипатии Александрийской в фильме “Агора” (2009). Автор: Focus Features, Newmarket Films/Telecinco Cinema
Была ли Ипатия жертвой политики?
Согласно историку Сократу Схоластику, смерть Ипатии была результатом политического спора между префектом Александрии Орестом и епископом Александрии Кириллом.
В 415 году нашей эры Орест издал указ, регулирующий общественные праздники евреев, поскольку они обычно отмечались большими толпами и вызывали беспорядки. Евреи выступили против правил.
Указ был прикреплен к стене, и христианин по имени Иеракс громко поддержал новые порядки.
Иеракс с большим энтузиазмом слушал проповеди епископа Кирилла и выделялся своей прямотой, аплодируя указу.
Евреи восприняли поступок Иеракса как оскорбление и провокацию с целью подстрекательства к мятежу и обратились к префекту Оресту, призывая его отдать приказ о его аресте и подвергнуть публичным пыткам.
Орест был разгневан тем, что епископ подсылает шпионов на его заседания, и своей властью влиять на христиан, и приступил к пыткам.
Жестокое наказание гражданина—христианина разозлило епископа Кирилла — особенно когда Орест поступил таким образом, чтобы угодить евреям, – и в отместку он начал атаку на евреев города.
После серии боев, в ходе которых оба лагеря понесли тяжелые потери, епископ Кирилл изгнал всех евреев из Александрии и позволил христианам узурпировать их собственность.
Префект разозлился на Кирилла, и напряженность между ними достигла пика. Затем прибыли 500 монахов-фанатиков, чтобы сражаться на стороне Кирилла.
Один из них, Аммоний, бросил в Ореста камень, который ранил его в голову. Аммоний был арестован на месте, затем подвергнут пыткам и казнен.
Ипатия была близким другом и советником префекта. Согласно Сократу Схоластику, женщина-философ на самом деле стала жертвой политического соперничества, поскольку христиане необоснованно обвинили ее в том, что она настроила Ореста против них.
Толпа, возглавляемая священником Петросом, похитила ее и отвезла в церковь, где ее раздели догола и избили. Когда она умерла, они расчленили ее тело и бросили все конечности в огонь.
Очевидно, что четвертый век был эпохой великих политических и религиозных потрясений, причем большую часть времени эти два явления смешивались.
Религиозные доктрины порой интерпретировались в соответствии с чьими-либо интересами, и толпой можно было легко манипулировать, чтобы превратить ее в толпу.
Идеи Ипатии о философии и астрономии намного опередили ее время, завоевав восхищение ученых и интеллектуалов, и ее достижения будут жить вечно.
Иллюстрация в заголовке- Смерть греческого философа Ипатии. Неизвестный художник.