Главная христианство Собор Святой Софии: Центр греческой православной веры на протяжении веков

Собор Святой Софии: Центр греческой православной веры на протяжении веков

через Исмаил
0 комментарий 33

Собор Святой Софии в Стамбуле остается символическим центром греческой православной веры даже спустя почти шесть столетий после его падения османами и превращения в мечеть.

С 537 по 1453 год “Великая церковь”, как называли ее византийцы, считалась  сердцем восточного христианства.

Огромный храм вмещал в общей сложности двадцать три тысячи верующих, и 525 священников, дьяконов и певчих служили в нем литургии.

Однако значение собора Святой Софии (“Святая мудрость” по-английски), несомненно, заключалось не только в его внушительных размерах.

Собор Святой Софии в истории

Построенный на стратегически важном участке земли в “Новом Иерусалиме”, как называли Константинополь во время его строительства, он был символом величия Византийской империи и господства христианской веры после десятилетий преследований со стороны римлян.

Он служил абсолютным центром религиозной, политической и художественной жизни всего византийского мира.

Роль собора Святой Софии в политике и религии остается спорной даже сегодня, спустя почти шестьсот лет с тех пор, как главный символ Византийской империи был захвачен османами, и одно столетие с момента распада Османской империи.

Собор в его самом последнем виде был достроен в 537 году нашей эры, но первоначальная церковь на месте собора Святой Софии, как говорят, была построена во времена Константина I в 325 году нашей эры на фундаменте языческого храма.

Его сын Констанций II освятил великий собор в 360 году. В 404 году он был поврежден пожаром во время беспорядков, последовавших за вторым изгнанием святого Иоанна Златоуста, тогдашнего патриарха Константинопольского.

Он был перестроен и расширен римским императором Константом I. Восстановленное здание было заново освящено в 415 году Феодосием II, но оно снова было сожжено во время восстания Ника в 532 году.

Сожжение собора вдохновило Юстиниана I на строительство великолепного собора, чтобы поблагодарить Бога за спасение его трона во время восстания Ника и почтить христианский мир. В то же время массивное здание явило бы миру неоспоримую демонстрацию могущества и богатства Юстиниана.

23 февраля император отдал приказ о строительстве собора Святой Софии. Архитекторы Антемий Траллесский и Исидор Милетский были призваны возвести великолепный собор, который станет величайшим символом христианства в мире.

 

 Архитектура святыни

Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и централизованное здание в совершенно оригинальной манере с огромным 32-метровым главным куполом, поддерживаемым подвесами, и двумя полукуполами, по одному с каждой стороны от продольной оси.

В плане здание почти квадратное. Здесь есть три прохода, разделенных колоннами с галереями наверху, а большие мраморные опоры поднимаются вверх, поддерживая купол. Поддерживающие арки купола были покрыты мозаикой с изображением шести крылатых ангелов, называемой “гексаптеригон”.

Стены над галереями и основание купола прорезаны окнами, которые при ярком дневном свете затемняют опоры и создают впечатление, что балдахин парит в воздухе.

Мрамор, использованный для пола и потолка, был добыт в Анатолии и Сирии, а кирпичи, использованные для стен, были привезены аж из Северной Африки. Интерьер собора Святой Софии выложен огромными мраморными плитами, которые, как говорят, были спроектированы так, чтобы имитировать движущуюся воду.

104 колонны собора Святой Софии были привезены из храма Артемиды в Эфесе, а также из Египта. Размеры здания составляют около 93 метров (9305 футов) в длину и 81 метр (266 футов) в ширину, а в самой высокой точке куполообразная крыша поднимается в воздух примерно на 61 метр (200 футов).

Архитекторы собора Святой Софии, создавая пространство, уникальное в мире по своему общему впечатлению и невероятному вниманию к деталям, создали здание, обладающее неоспоримым воздушным и потусторонним качеством.

Собор обладает своим собственным уникальным, жутковатым духовным смыслом, который ощущается всеми, кто входит в него, и не может быть объяснен никакими правилами архитектуры или инженерии.

На строительство этого архитектурного шедевра ушло всего шесть лет, удивительно короткий срок для работы такого масштаба. Инаугурационную литургию провел патриарх Минас 27 декабря 537 года. Император был поражен, когда вошел в храм. Он поднялся на кафедру, воздел руки к небу и воскликнул: “Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты совершил эту работу со мной. Я победил тебя, Соломон.”

Сильные землетрясения 553 и 557 годов, к сожалению, повлияли на устойчивость большого купола собора Святой Софии. 7 мая 558 года во время реставрационных работ восточная передняя стена купола обрушилась и раздавила алтарь и кафедру.

Юстиниан отдал приказ перестроить храм, и восстановление заняло почти шесть лет. Поскольку алтарь был разрушен, храм пришлось открывать заново.

Вторая церемония инаугурации была проведена с таким же величием, как и первая, 24 декабря 563 года тогдашним Вселенским патриархом Константинополя Евтихием.

Собор Святой Софии стал центром греческого православного мира

Собор Святой Софии стал резиденцией православного патриарха Константинопольского и главным местом проведения византийских императорских церемоний, таких как коронации. Однако, как и другие церкви по всему христианскому миру, базилика также служила убежищем от преследований для преступников.

В 726 году император Лев Исаврийский запретил почитание изображений, приказав армии уничтожить все религиозные иконы и положив начало периоду, известному как византийское иконоборчество. Затем из собора Святой Софии были вывезены все религиозные картины и статуи.

На протяжении многих лет огромная церковь страдала от пожаров и землетрясений, но ее всегда восстанавливали. Во время Четвертого крестового похода собор Святой Софии был разорен и осквернен рыцарями-крестоносцами с Запада.

Во время латинской оккупации Константинополя, длившейся с 1204 по 1261 год, церковь стала римско-католическим собором. Энрико Дандоло, дож Венеции, командовавший разграблением и вторжением в город крестоносцев в 1204 году, похоронен внутри церкви, скорее всего, в верхней Восточной галерее.

После отвоевания города византийцами в 1261 году храм был восстановлен, поскольку в предыдущие годы он был почти разрушен. Последующие византийские императоры пытались вернуть культовой церкви былую славу, но безуспешно.

29 мая 1453 года, после более чем девяти столетий служения центром христианского мира, слава собора Святой Софии закончилась вместе с Византийской империей. Несмотря на храбрые усилия последнего византийского императора Константина XI Палеолога, который доблестно сражался, защищая Константинополь, город попал в руки османов во главе с султаном Мехмедом II.

Несмотря на то, что собор Святой Софии находился в аварийном состоянии, христианский собор все равно произвел сильное впечатление на новых османских правителей, и они решили преобразовать его в мечеть. К внешним углам здания были пристроены четыре минарета.

Многие изменения произошли и во внутреннем убранстве здания. Все сохранившиеся мозаики и святые иконы были покрыты штукатуркой или желтой краской, за исключением Богородицы (Девы Марии, изображенной с Иисусом).

Уникальный архитектурный стиль собора Святой Софии и, в частности, его купол оказали влияние на османскую архитектуру, особенно на развитие Голубой мечети, построенной в Стамбуле в 17 веке.

Снова мечеть

В 1934 году президент Турции Кемаль Ататюрк превратил культовое здание в музей. В последние годы в соборе Святой Софии были проведены некоторые реставрационные работы, и было обнаружено несколько мозаик.

Несмотря на разрушительное воздействие времени, собор Святой Софии остается общепризнанным одним из красивейших зданий в мире. В 1985 году он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В начале июля 2020 года Государственный совет Турции аннулировал решение Кабинета министров от 1934 года о создании музея, лишив статус памятника, а последующий указ президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана предписал реклассифицировать собор Святой Софии в мечеть.

Указ 1934 года был признан незаконным как по османскому, так и по турецкому законодательству, поскольку вакф собора Святой Софии, предоставленный султаном Мехмедом, определил это место как мечеть; сторонники этого решения утверждали, что собор Святой Софии был личной собственностью султана.

Это изменение названия вызывает споры и осуждение со стороны турецкой оппозиции, ЮНЕСКО, Всемирного совета церквей и многих международных лидеров.

Greek Reporter

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать