Главная ЭЛЛИНСКИЙ МИР-ΤΟΥ ΕΛΛΗΝΙΣΜΟΎ Славная история древнегреческого города Антиохии

Славная история древнегреческого города Антиохии

через Исмаил
0 комментарий 12

Антиохия на Оронте, древнегреческий город на восточном берегу реки Оронт, был одним из самых славных греческих городов в мире.

Дом для сотен тысяч людей в свой золотой век, он был известен как «Второй Рим», а затем как «Колыбель христианства», прежде чем он пережил так много катастрофических землетрясений и военных завоеваний, что превратился в захолустье.

Сейчас турки называют ее «Антакья», а современные здания полностью затмевают здания эллинистических и римских времен, но мало что осталось от славы, которая когда-то была Антиохией.

Основанный в конце четвертого века до нашей эры Селевком I Никатором, одним из полководцев Александра Македонского, расположение города приносило ему пользу как в военном, так и в экономическом отношении на протяжении веков. Расположенный вдоль Шелкового и Королевского путей, он был центром торговли специями и приобрел все большее значение, чтобы в конечном итоге соперничать с Александрией в качестве главного города Ближнего Востока.

Антиохия на Оронте: от Селевка до святых ручных гранат

Основание города Селевком I

Город был столицей империи Селевкидов до 63 г. до н.э., когда римляне взяли его под свой контроль, сделав его резиденцией губернатора провинции Сирия. С начала IV века город был резиденцией графа Востока, главы региональной администрации шестнадцати провинций.

Антиохия была одним из самых важных городов в восточной средиземноморской половине Римской империи. Прозванная «колыбелью христианства» из-за ключевой роли, которую она сыграла в возникновении новой религии, Антиохия была местом, где, как утверждает Новый Завет, впервые было использовано название «христианин».

В период своего расцвета город насчитывал до 500 000 человек, но в средние века он пришел в упадок из-за войн, повторяющихся землетрясений и изменения торговых путей, которые больше не проходили через Антиохию с Дальнего Востока после опустошения монгольских вторжений и завоеваний.

Древнее поселение под названием Мероэ существовало еще до Антиохии. Историки считают, что здесь когда-то располагалась святыня, посвященная семитской богине Анат, названной Геродотом «персидской Артемидой».

Третий по величине город Римской империи

После смерти Александра в 323 г. до н.э. его полководцы, диадохи, разделили завоеванную им территорию. Селевк I Никатор завоевал территорию Сирии и основал четыре «города-побратима» на северо-западе Сирии, одним из которых была Антиохия, город, названный в честь его отца Антиоха.

Его укрепленная цитадель находилась на горе Сильпий; Город был построен в основном на низменности к северу, вдоль всей реки. Две большие улицы с колоннадами когда-то пересекались в центре.

В Оронте, к северу от города, лежал большой остров, и именно здесь Селевк II Каллиник начал строительство третьего «города», обнесенного стеной, который был закончен Антиохом III Великим.

Новый город был заселен местными поселенцами, которых афиняне привезли из соседнего города Антигония, а также македонцами и евреями. Общая численность свободного населения Антиохии на момент ее основания оценивалась от 17 000 до 25 000 человек, не считая рабов и местных поселенцев.

Население Антиохии достигло своего пика в поздний эллинистический период и ранний римский период; В конечном итоге он стал третьим по величине городом империи после Рима и Александрии.

Примерно в шести километрах к западу и за пригородом Гераклеи лежал рай Дафны, парк лесов и вод, посреди которого возвышался великий храм Аполлона Пифийского. Это также послужило источником знаменитой мозаики, изображающей греческого воина, держащего в руках шлем амазонки-воительницы.

Среди его великих греческих построек был театр, подстроения которого до сих пор сохранились на склоне горы Сильпий, и царский дворец, который, скорее всего, был расположен на острове. В зените своего расцвета Антиохия пользовалась репутацией «густонаселенного города, полного самых эрудированных людей и богатого самыми либеральными исследованиями», по словам Цицерона, который писал о ней в своем труде «Про Архия».

Тем не менее, в качестве предзнаменования его дальнейшей судьбы, в Антиохии произошло первое крупное землетрясение в истории человечества на Западе. Об этом событии рассказал местный летописец Иоанн Малалас. Произошедшее в 148 г. до н.э., оно нанесло огромный ущерб, и это было лишь первое из многих подобных землетрясений в этом районе, которые способствовали его упадку.

Римский период был вторым расцветом Антиохии

Римский император Юлий Цезарь посетил великий город в 47 году до нашей эры и подтвердил его свободный статус в составе империи.

Одним из самых известных дополнений к Антиохии, которое, скорее всего, произошло во время правления Августа, когда в городе было еще более полумиллиона жителей, был ипподром, называемый Антиохийским цирком. Использовавшийся для гонок на колесницах, он был смоделирован по образцу Большого цирка в Риме. При длине более 490 метров (1610 футов) цирк мог вместить до 80 000 зрителей.

В 115 году нашей эры, во время пребывания там Траяна во время его войны с Парфией, вся местность была потрясена еще одним сильным землетрясением, что привело к изменению всего ландшафта города. Затем население сократилось до менее чем 400 000 человек, а многие районы города были полностью заброшены.

Центр христианства

Антиохия была главным центром раннего христианства на протяжении многих веков.

Евангелизированный, среди прочих, самим апостолом Петром, в соответствии с традицией, на которой Патриарх Антиохийский до сих пор основывает свои притязания на первенство, и, конечно, позднее Варнавой и Павлом во время первого миссионерского путешествия Павла, именно здесь весть о Христе была впервые услышана многими.

Многие ученые считают, что Лука был греческим врачом, который жил в греческом городе Антиохия. Один из четырех евангелистов, Лука был одним из четырех традиционно приписываемых авторов канонических Евангелий.

Ранние Отцы Церкви приписывали ему авторство как Евангелия от Луки, так и Деяний Апостолов, что означало бы, что Лука написал более четверти текста Нового Завета, больше, чем любой другой автор.

Варнава, один из выдающихся христианских учеников в Иерусалиме, также жил в городе; Игнатий Антиохийский, умерший около 140 г. н.э., также известный как Игнатий Феофор, или «Богоносец», был раннехристианским писателем и патриархом Антиохии. Он принял мученическую смерть по пути в Рим.

Святитель Иоанн Златоуст, живший с 347 года по 14 сентября 407 года, также был родом из Антиохии. Он был настолько искусен в риторике, что его называли «златоустым». Позже он служил архиепископом Константинопольским.

Ряд греческих, сирийских, армянских и латинских монастырей окружали город в период его христианского расцвета.

Святитель Иоанн Златоуст оценивает христианское население примерно в 100 000 человек во времена императора Феодосия I. Между 252 и 300 годами нашей эры в Антиохии было проведено десять великих церковных собраний, и она стала резиденцией одного из пяти первоначальных патриархатов, наряду с Константинополем, Иерусалимом, Александрией и Римом, частью «пентархии» городов, которая управляла развитием христианства.

Симеон Столпник, живший с 390 г. по 2 сентября 459 г., был местным жителем, который в течение сорока лет жил в крайнем аскетизме на вершине столпа примерно в 65 километрах к востоку от Антиохии. Его тело было привезено в город и похоронено в здании, возведенном при императоре Льве. Его примеру полного подчинения Богу впоследствии следовали многие в христианстве.

Набеги, резня и грабежи
В 256 году н.э. город подвергся набегу персов под предводительством Шапура I, и многие люди были трагически убиты в его великом театре. Однако в следующем году он был отбит римским императором Валерианом.

К тому времени, когда император Юлиан посетил Персию в 362 году нашей эры, Антиохия имела смешанное население, состоящее из язычников и христиан.

Преемник Юлиана, Валент, который подарил Антиохии новый форум, в том числе статую Валентиниана на центральной колонне, вновь открыл великую церковь Константина, которая простояла до разграбления города персами в 538 году.

Антиохия и ее порт, Селевкия Пиерия, были серьезно повреждены другим катастрофическим землетрясением, которое произошло в 526 году, в результате которого, по оценкам, погибло около 300 000 человек. Дни славы Антиохии остались в прошлом.

Во время византийско-сасанидской войны 602-628 годов император Ираклий столкнулся с вторгшейся персидской армией Хосрова II за пределами города в 613 году. Византийцы потерпели поражение в битве при Антиохии, после чего город пал под натиском сасанидов.

В 637 году, во время правления византийского императора Ираклия, Антиохия была завоевана халифатом Рашидун в ходе битвы у Железного моста. В течение следующих 350 лет Антиохия так часто оказывалась на переднем крае конфликтов между двумя враждебными империями, что город пришел в стремительный упадок, от которого так и не оправился.

Скелетная мозаика
Считается, что знаменитая мозаика скелетов, найденная в Антиохии недавно, украшала столовую в древнем городе. Советуя людям есть, пить и веселиться, пока они могут, он теперь находится в Археологическом музее Антакьи. Источник: Dosseman/Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

Крестовые походы и франкское владычество, за которыми последовали набеги мамлюков
Начиная с 1233 года, в результате непрекращающихся войн между рыцарями-крестоносцами, которые правили городом, и различными региональными державами, статус Антиохии как города ухудшился до такой степени, что она почти не появлялась в записях в течение тридцати лет после этого. В 1254 году армянские цари правили Антиохией, в то время как князь Антиохии жил в Триполи. Армяне заключили договор с монголами, которые теперь опустошали мусульманские земли с востока. Под их защитой они расширили свою территорию до Алеппо на юге.

В январе 1265 года Бейбарс, четвертый мамлюкский султан Египта, начал наступление против франкских крестоносцев, которые тогда правили городом, а в 1268 году осадил Антиохию, захватив ее 18 мая. Хотя он обещал пощадить жизни жителей, он нарушил свое обещание и разрушил город, убив или поработив почти все население после того, как они сдались.

Бывший франкский правитель Антиохии, принц Боэмунд VI, не получил никаких территорий, кроме графства Триполи. С падением города остальная часть северной Сирии в конечном итоге капитулировала, положив конец присутствию франкских рыцарей в Сирии.

К 1432 году в стенах Антиохии насчитывалось всего около 300 жилых домов, в основном занятых турками, по словам историка Стивена Рансимена.

Археологические находки некогда великого города Антиохии
Немногие следы некогда великого римского города видны сегодня, кроме массивных крепостных стен, которые змеятся вверх по склону гор к востоку от современного города, а также нескольких акведуков и церкви Святого Петра (Пещерная церковь Святого Петра, Пещерная церковь Святого Петра).

Эта последняя церковь, как говорят, была местом собраний раннехристианской общины Антиохии; он сохранился до наших дней и открыт для посетителей, в отличие от почти всех других памятников в Антиохии. Большинство зданий римской эпохи в настоящее время либо погребены под осадочными породами реки Оронт, либо были скрыты недавним строительством.

Между 1932 и 1939 годами систематические археологические раскопки в Антиохии проводились под руководством Лувра, Художественного музея Балтимора, Вустерского художественного музея, Принстонского университета, Колледжа Уэлсли, а затем Художественного музея Фогга при Гарвардском университете и его филиала Думбартон-Оукс.

Д
Команда раскопщиков не смогла найти основные здания, которые они надеялись раскопать, в том числе Большую восьмиугольную церковь Константина и императорский дворец. Однако большим достижением экспедиции стало обнаружение высококачественных римских мозаик из вилл и бань в Антиохии, Дафне и Селевкии Пиерии, в том числе и той, что изображена выше, которая сейчас находится в Лувре.

Основные раскопки мозаики в Антиохии, проведенные Принстонским университетом в марте 1932 года, обнаружили около 300 таких фрагментов. Многие из них первоначально использовались в качестве напольных мозаик в частных домах во 2-6 веках нашей эры, в то время как другие были выставлены в банях и других общественных зданиях.

Одна из таких потрясающих мозаик включает в себя бордюр, который изображает прогулку из Антиохии в Дафну, изображая множество древних зданий по пути, которые когда-то существовали. Коллекция мозаик как на светские, так и на священные темы, которые когда-то находились в церквях, частных домах и других общественных местах Антиохии, теперь находятся в коллекциях Художественного музея Принстонского университета и других музеев.

Статуя в Ватикане и ряд статуэток и статуэток изображают его великую богиню-покровительницу и гражданский символ, Тихе (Фортуну) Антиохийскую — величественную сидящую фигуру, увенчанную крепостными стенами Антиохии и держащую в правой руке стебли пшеницы, а под ее ногами плывет река Оронт, как юноша.

Северный сектор Антакьи, турецкое название города, в последние годы быстро растет. Это сооружение начало обнажать большие части древнего города, которые часто сносятся бульдозерами и редко охраняются местными чиновниками.

В апреле 2016 года археологи обнаружили греческую мозаику, на которой изображен скелет, лежащий с кувшином вина и буханкой хлеба, рядом с текстом, который гласит: «Будь весел, наслаждайся жизнью».

Это незабываемое произведение искусства, как сообщается, датируется 3 веком до нашей эры.

Описываемый как «безрассудный скелет» или «мозаика скелета», он, как полагают, украшал столовую дома высшего класса в Антиохии, советуя всем, кто смотрит на него, есть, пить и веселиться, ибо никто не знает, что ждет его в будущем.

Иллюстрация – Гравюра руин дворца Селевкидов в Антиохии работы Луи Франсуа Кассаса. Из книги “Voyage pittoresque de la Syrie, de la Phoenicie, de la Palaestine et de la Basse Aegypte: ouvrage divisé en trois volumes contenant environ trois cent trente planches 1799/1800″/Public Domain

Автор – Патрисия Клаус

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать