Когда Александр Македонский завоевал Египет в 332 г. до н.э., он этим ознаменовал начало эры правления Птолемеев.
Его полководец Птолемей основал династию Птолемеев, которая правила обширными землями Египта в течение следующих 300 лет. Птолемеи стали правителями сложного симбиоза греческой и египетской культур.
Они правили Египтом из великолепной новой столицы Александрии. Он был задуман и построен Александром как чисто греческий город. Однако Птолемеи разрешали и поддерживали строительство традиционных египетских храмов и почитание своих богов. Очевидно, они также привнесли греческие элементы в египетскую религию, создав новую амальгаму вероисповеданий.
Птолемеевский Египет: новая эра греческого влияния
Греческий язык оставался языком администрации и высокой культуры, создавая привилегированное меньшинство, которое могло говорить, писать и понимать этот язык. В то же время, однако, большинство простых египтян сохранили свой язык и обычаи. Некоторые из них, однако, ассимилировались, приняв греческий язык и культуру в свои обычаи, сформировав новый греко-египетский социальный класс.
Греки, переселившиеся в Египет в качестве нового правящего класса, сформировали элиту меньшинства в птолемеевском Египте. Теперь они обладали монополией на властные посты, в то время как коренные египтяне занимали более низкие, менее важные роли. Люди со всей Греции служили в бюрократическом и военном аппарате этого нового царства Птолемеев. Они управляли городами и деревнями, управляли королевскими и храмовыми поместьями, занимались торговлей и промышленностью. Кроме того, некоторые из них даже владели большой частью пахотных земель, что было довольно редким из-за жаркого и сухого климата Египта.
Птолемей I Сотер изображен в эллинистическом стиле (слева) и египетском стиле (справа). Фото: Мари-Лан Нгуен,
Греки и египтяне в обществе Птолемея
Греки, которые теперь правили Египтом, стремились сохранить свой привилегированный статус, а не ассимилироваться с местным населением.
Они жили в разных кварталах в только что построенной Александрии, а также в других городах. Они вступали в брак только между собой и продолжали говорить по-гречески. Они использовали египетский язык только в случае крайней необходимости. Их сыновья получили традиционное греческое образование и военную подготовку, чтобы не потерять свою «греческую сущность». У греков даже был свой собственный свод законов и судов, отделявших их от широких масс.
Со временем, однако, возник образованный греко-египетский класс. Некоторые коренные египтяне выучили греческий язык и переняли греческие обычаи, так как видели в этом единственный способ продвинуться вверх по новой социальной иерархии. Служа государству и храмам, эти эллинизированные египтяне могли повысить свой статус и богатство и жить лучшей жизнью.
Записи папирусов Зенона, одни из самых ранних записей о жизни в Египте под властью греков, показывают, что в то время в местной администрации существовало несколько высокопоставленных египтян с греческими именами.
Этот новый элитный класс способствовал усилению взаимодействия между элитой греческого меньшинства и населением Египта благодаря их двуязычным и двукультурным способностям. Большинство египтян, однако, оставались полностью оторванными от эллинской культуры и коридоров власти, созданных греческими завоевателями.
Позволив местной египетской культуре и религии остаться в основном неизменными, Птолемеи обеспечили грекам доминирование в политической и экономической жизни, отделив то, что они считали новым высшим классом, от египетских масс.
Религиозный синкретизм: египетские боги и культы греческих правителей
Птолемеи не только терпимо относились к местному культу, но и активно поддерживали традиционную египетскую религию. В то же время, однако, они продвигали свой собственный культ правителя, как и следовало ожидать от класса завоевателей.
Они изображали себя фараонами на храмовых рельефах, надеясь, что боги узаконят их правление. Сам Птолемей I установил культ Сераписа. Это было греко-египетское гибридное божество, сочетающее в себе Осириса и Аписа со многими отличительными греческими элементами. Его сын, Птолемей II, ввел новый культ Александра, как еще один способ связать македонскую династию с местной историей Египта.
Эти государственные культы существовали наряду с процветающим поклонением традиционным египетским богам, в том числе Исиде, чей мистериальный культ распространился по всему Средиземному морю в то время.
Птолемеевский Египет карта
Карта Египетского царства Птолемеев. Источник: rowanwindwhistler talk, Wikimedia Commons, CC-BY-SA-4.0
Птолемеи также были высокого мнения о музее и библиотеке в Александрии, поэтому они покровительствовали им. Это были учреждения, которые связывали греческое население города с более широкой эллинистической культурой, предлагая ценную связь со своей родиной.
В библиотеке собирались греческие тексты, в то время как в музее работали греческие ученые, охватывающие широкий спектр культурных потребностей правящего класса. Следует отметить, что эти институты в значительной степени исключали коренных египтян, делая акцент на высокой греческой культуре, а не на знаниях коренных народов. Конечно, существовал некоторый религиозный синкретизм, когда греки приняли египетских богов в свой пантеон, таких как Серапис. Тем не менее, эти две культуры оставались совершенно обособленными в религиозной сфере, не имея общего смешения.
За исключением очень немногих, подавляющее большинство местных жителей сохранили свои местные, коренные верования. Это включало в себя поклонение египетским богам, мумификацию животных и размещение традиционной египетской иконографии на их табличках и бюстах.
Вместо того, чтобы уменьшиться, эти практики расширились во время правления Птолемеев, поскольку традиционная религия была менее контролируемой государством. Таким образом, в то время как Птолемеи активно продвигали греческую культуру, исконно египетская религия и культура оставались относительно неизменными.
Экономика Птолемеев: сельское хозяйство, торговля и греческие привилегии
Птолемеевский Египет переживал большой рост и процветание. Экономика продолжала строиться вокруг таких секторов, как сельское хозяйство, морская торговля и производство.
Птолемеям принадлежала примерно треть земли. Это было царское владение, и его обрабатывали крестьяне и арендаторы, жившие в этих землях с разрешения Птолемеев.
Высокие налоги на местное население и высокая арендная плата поддерживали приток богатства к высшему классу греческого меньшинства. Этот класс арендовал дополнительные земли и управлял поместьями, еще больше увеличивая свое общественное богатство.
Устоявшаяся монетизированная экономика также способствовала местной и международной торговле из портов Александрии, стимулируя более широкую торговлю по всему Средиземноморью. Греки также контролировали другие сектора, такие как банковское дело, производство и дальнюю торговлю как внутри Египта, так и через Средиземное и Красное моря. Сельскохозяйственная продукция и папирус были основными статьями экспорта птолемеевского Египта. Эта особая экономическая и финансовая структура продолжала обогащать греческую элиту, в то время как большинство коренных египтян занимались низкооплачиваемыми ремеслами, такими как сельское хозяйство.
Скульптура царицы Птолемеев, возможно, Клеопатры VII. Прозрачное платье с обнаженной грудью можно увидеть в этой скульптуре. Фото: Метрополитен-музей
Непреходящее влияние Птолемеев в Египте
Долгое правление Птолемеев, несомненно, оставило неизгладимый греческий след в египетской культуре.
Греческое меньшинство составляло привилегированный класс. Они доминировали как в политической, так и в экономической сферах Египта. Новая греко-египетская элита возникла в процессе частичной ассимиляции, что дало ограниченные шансы местным жителям подняться по социальной лестнице.
Тем не менее, на уровне небольших деревень большинство египтян продолжали свои вековые обычаи и религиозные практики, даже несмотря на то, что они обеспечивали налоговые поступления и рабочую силу, которые поддерживали систему.
В конечном счете, эта сложная смесь греческих и египетских традиций была, пожалуй, самым значительным наследием правления Птолемеев. Когда Египет стал римской провинцией, эллинистические аспекты этой земли, привнесенные Птолемеями, обеспечили преемственность греческого языка и культуры на протяжении веков.
Автор- Ник Кампурис
Иллюстрация – Эллинистические солдаты в тунике, 100 г. до н.э., фрагмент нильской мозаики Палестрины.