Главная ЭЛЛИНСКИЙ МИР-ΤΟΥ ΕΛΛΗΝΙΣΜΟΎ ГРЕЦИЯ ЕСТЬ ВСЁ. Заметки главреда, как историка .

ГРЕЦИЯ ЕСТЬ ВСЁ. Заметки главреда, как историка .

через Исмаил
0 комментарий 22

 

 

Вот уже более года существует у нас рубрика «Эллинский мир», и сейчас ваш покорный-слуга главред обратил внимание на то, что из всех рубрик она наиболее динамично и постоянно пополняется. И те, кто нас регулярно читает, Могут задать вопрос – а почему именно Греция, а не какая-либо иная страна или народ пользуется таким явно повышенным вниманием.

                         Греция – сама история

 

Действительно, почему? Изначально мы позиционировали себя и визуально, и содержанием, как нечто типа «понемногу обо всем», самом важном и интересном во времени (истории , то есть) и мире ( в географии, если хотите). Может быть многие также отметили повышенный интерес к исламской тематике, что выражалось не только в статьях, но и в портретных снимках главреда. И вдруг – Греция. Страна могущая сегодня показаться кому-то малозначимой в современном мире, и немусульманской, более того с несколько специфическим отношением к исламу. Или может быть в работе ресурса участвуют этнические греки.

Нет,  в редакции пока нет и не было этнических греков. Просто ваш покорный слуга-главред по базовому образованию и образу профессиональной жизни – историк, работающий по принципу «мыслить глобально, действовать конкретно». Создавая ассоциацию «Время и мир»,  а затем и портал-медиа панораму хотелось, что называется одним объятием охватить все многообразие этого мира. Но не пассивно, просто так ради удовольствия, но и сделать для него пусть что-то маленькое, но свое.

Но над нашими головами реяла незримая тень всенезабвеннейшего Козьмы Петровича Пруткова и его бессмертное и предостерегающее простых людей от попыток совершить великие деяния: «Нельзя объять необъятное!». Сие ваш покорный слуга-главред понял очень быстро. Но все-таки продолжает процесс объятия необъятного, правда, очень адекватно и в меру. Потом есть же и другая мысль, . пришедшая людям уже в советскую эпоху: «Если нельзя, но очень хочется, то…можно».

Поэтому в работе своей медиапанорамной мы решили как бы выделить стержневые тематические направления , на которые, как на шампуры можно нанизывать самый разнообразный фактологический материал. А самое интересное из того, что не входило в его рамки, мы публиковали в различных рубриках по мере сил и возможностей.

И первым таким стержневым тематическим направлением стал ислам – религиозное учение, история, культура. положение исламских стран, составляющих значительную часть политической карты мира. Но со временем стало ясно, что в  нашей информационной картине мира стал преобладать своеобразный «азиацентризм». Это, конечно, но есть плохо. Можно даже сказать в чем-то хорошо и позитивно, ибо пресловутый «европоцентризм», одно мерная ориентация на Запад в умах человечества изрядно уже поднадоела и себя изжила. Но, в любом случае, полноценная картина времени и мира без «европейской составляющей» будет неполной.

И тогда наш выбор пал на Грецию,.  греков, эллинский мир, который предки этого народа оставили человечеству. С точки, зрения времени Греция – э то не только страна с богатой древней истории. Это, можно сказать, страна-воплощение истории всемирной. Помню, как на первый мой десятилетний юбилей, мама подарила мне книгу известной в советские годы писательницы Любови Воронковой «В глуби веков» об Александре Македонском. Книга, как я сейчас понимаю, была рассчитана все же на более старшую аудиторию, чем десятилетний третьеклассник, но ваш покорный слуга-главред уже тогда в историко-филологическом   знании  несколько опережал свой возраст. А через два года, в пятом классе, началось уже систематическое изучение истории с событий древности. Первобытность с ее рубилами и палками-копалками прошла как то не особенно замеченной, история Древнего Египта, Вавилона, Индии и  Китая оказалось чем-то вроде барельефов и фресок во тьме древних гробниц –они вроде как есть, открыты даже какой-то таинственности, но уж больно сведения о тамошних древностях были отрывочны и непонятны и совершенно эта древневосточная история не воспринималась, как живая и в чем-то актуальная для нас , обычных людей двадцатого века. З то греческая (даже с приставкой древне) история была интересной, живой и во многом актуальной. И уже в школе, по мере дальнейшего скажем так научного изучения прошлого стран и народов пришло устойчивое понимание того, что греческая древняя история лежит не только в политических основах всей современной европейской цивилизации, но и стала фундаментом не побоюсь такого масштаба- всей мировой научной мысли и культуры, ибо те первоосновы, которые в дальнейшем разошлись по миру  как лучи, проходящие сквозь «призмы» различных цивилизаций – европейской, мусульманской, индийской и даже китайской, имеют в конечном итоге греческие корни. Основы формирования сегодняшней Европы были заложены античностью, которую принято обозначать как греко-римскую, но основное смысловое содержание античной мысли и культуры является все же греческим, поскольку Рим в древности просто в военно-политическом отношении стал господствовать над Грецией, но ничего своего сугубо оригинального в ее ментальность и культурное наследие не внес. Греция в своей истории также  стала первой страной-цивилизацией  интегрировавшей Европу с Азией и Африкой, создавшей насколько это возможно гармоничное единство самых различных по своим языкам и культурам народов во времена походов Александра Македонского, его империи и возникших позднее «эллинистических» государств. Можно сказать, что Греция стала первой в истории человечества «евразийской державой» на достаточно высоком цивилизационно-культурном уровне , о чем следует помнить нашим современным соотечественникам, увлеченным ныне вновь  популярной идеей особой «евразийской» исторической судьбы России и русских. Наконец, через греческую по культуре, и евразийскую по географическим границам  Византийскую империю, когда-то языческая Киевская Русь приняла православное христианство, что, в конечном итоге определило историческую судьбу России и то, что она, несмотря на то, что географически расположена между Европой и бескрайними просторами Северной Азии, является , несмотря на все возможные «но», все же европейской страной, и  культурно-исторически сформировавшуюся специфику ее народа можно назвать скорее «восточноевропейской», чем некоей  полухимерической «евразийской».

 

Захват османами в 1453 г Константинополя и прекращение существования на целых четыре столетия  греческой, по своей природе и сути государственности, имело серьезные последствия ощущаемые и в наши дни. В 20-30-е годы эта независимая государственность была  восстановлена, в том числе и  при участии уроженцев самых разных стран, активно осознававших все значение греческого национального наследия для человечества (как образно выразился английский поэт Шелли «Все мы –греки») и отдавших значительные моральные и физические силы, а иногда и жизни за греческое дело.Но ваш покорный слуга-главред  озадачился вопросом- в в полной ли мере  в новой и новейшей истории человечества проявляет себя вся значимость, если хотите, «эллинского фактора» в различных событиях, или хотя бы  просто в умах людей? Раньше, как историк, скажу честно, я им даже пренебрегал, и когда достиг уровня по настоящему научного изучения истории, решил, что при всей значимости  античности и событий с ней связанных, все-таки на нашу современность (ау нас историю считали «изучением прошлого для познания настоящего») прошлое влияет где-то с XVI  века, не раньше. И посему занялся историей международных отношений и дипломатии (преимущественно российской) в трех последних столетиях. А ведь  «дипломатия» как термин и как политическое явление возникла в той же Греции…

Но сейчас, осознав после более менее углубленного изучения  греческой истории всю ее значимость, я пытаюсь понять почему эта страна сейчас находится где-то на периферии внимания скажем так, думающего человечества, в том числе и российской его части. Нет, философия, искусство и культура Греции и греков никуда не исчезли. Только, представляется, они все более воспринимаются как нечто общечеловеческое,  просто «античное» без определение «греческое», что обедняет такое понимание. Далее. Нельзя отрицать многовековое наследие российско-греческих связей в сфере православной религии. Вот только есть сейчас проблема, возникшая еще в XVI веке,  известная как идея «Москвы-Третьего Рима». И эта идея давала  о себе знать впоследствии тем, что православие в России самими русскими стала восприниматься как «русская вера» , абсолютно самостоятельное явление и  в отрыве от греческих истоков. А те, кто изучают современную ситуацию в этом вопросе в курсе, что в самое последнее время  отношения между Московским патриархатом и православными автокефальными церквами «эллинской традицией» (Констанинопольской, Александрийской, Элладской) осложнились. И это потенциально может создать проблемы в отношениях между народами ( в данном случае российским и греческим), поскольку религия во все времена была частью культуры и ментальности народа, а не только определенных кругов общества.

И наконец третья проблема. Место Греции в современном международном политическом и экономическом раскладе. У меня ощущения, как на основе эмоций и ощущений, так и реальных фактов, что страна эта оказалась сегодня на периферии международных экономических и политических отношений. Правительство последовательно следует в Европу, хотя в культурно-цивилизационном смысле, наверное,  это Европе надо «следовать в Грецию». Причем вехами на этом пути следования в последние годы стала последовательно антироссийская политика официальных Афин и принятие такого неорганичного для традиционно православного общества акта, как закона об однополых семьях.

Уже давно заметна архаичность и инертность экономики страны. Как известно, ровно 14 лет назад Греция пережила финансовую «клиническую смерть» о чем на днях  вспомнил и наш портал https://timeandworld.ru/эллинский-мир-του-ελληνισμού/14117/ В то время многие эксперты отметили, что Греция за время после восстановления независимости не раз попадала в ловушку финансового кризиса, потому что брала непомерные займы у международных кредиторов, но пускала средства на потребление, а не на интенсивное развитие экономики. Недавно просмотрел «десятку» богатейших греков из списка «Форбс». Абсолютное большинство из них – наследники   олигархов – судовладельцев, появившихся в середине прошлого века, когда возникла прекрасная конъюнктура на морские коммерческие перевозки и Греция, как центр судостроения и морских торговых перевозок еще с античности очень удачно вписалась в этот расклад. Но опять вопрос- где греческие Иланы Маски, Марки Цукерберги и Стивы Джобсы, современные инновационные предприниматели, являющиеся реальными и эффективными драйверами современных  экономик. Есть такие, их не очень много, и реализовало большинство из них свой предпринимательский и интеллектуальный  потенциал, увы, за пределами, исторической  Родины.  И у широких масс мировых обывателей возможно даже создается превратное  впечатление. что современные греки, образно говоря живут «стрижкой купонов» со своего античного и византийского прошлого, не особенно заморачиваясь многочисленными и часто беспокойными проблемами современного мира.

Ваш покорный слуга-главред пишет все это не для того, чтобы задеть греков, в том числе и своих друзей, а исключительно из личным симпатий к стране, народу и его культуре и желание помочь, подсказать что-то хотя бы просто словом для начала. Кроме того, еще на историческом факультете, один из глубоко думающих даже в условиях коммунистической ортодоксии профессор, учил нас первокурсников, что ценность истории как науки и  работы историка заключается не только в том, что ему что-то интересно, или по этому вопросу существует большое количество источников, но, прежде всего тем, какая актуальная проблема за этим стоит и как ее решить. В нашем случае это – занятия Грецией и «эллинским фактором» подобающего их исторической и культурной значимости места в современных международных отношениях. И данный термин мы понимаем не только как отношения между государствами и политиками, но и как гражданские, межнациональные и межкультурные связи.

И, наконец, это непросто кабинетные раздумья главреда, с нулевым уровнем генетического родства с греческим народом. Так думают и многие греки

             Великая идея   «эллинизма»

Мало кто знает, но в XVIII веке среди влиятельных греков османской столицы Константинополя ( так называемых фанариотов) и  в обществе только не давно получившей независимость Греции активно циркулировала своеобразная «мегалиидеа»  (великая идея по-гречески),  направленная на то, чтобы восстановить былое имперское могущество Греции в пределах древних и средневековых эллинских империй. Для этого предлагались разные формы от внутренней трансформации османской империи имевшими большое в ней влияние фанариотами, до того. Турцию из причерноморских территорий с военной помощью союзников. Что характерно – греки, проповедовавшие эту идею в Греции ориентировались на наследие древней Эллады, а греки-фанариоты – на наследие византийской империи. Было несколько попыток в XIX-XX веках на разном уровне. И государственном в том числе, реализовать «мегалиидеа». Но эти попытки разбились о жесткие международные реалии тех времен. Хотя подобный ход мыслей греков понятен- уже тогда ощущалась среди них органичная  потребность в восстановлении былой значимости «эллинскости» как феномена  мирового значения.

Это движение мысли продолжается и сейчас.

9 апреля Греческий культурный центр организовал встречу с профессором Салоникского университета д-ром  Иоаннисом Абодзоглу. Являясь специалистом в таких сложных научных областях как радиофизика и медицинская физика, он одновременно ведет активную общественную деятельность, много пишет и на тему эллинизма в его современном понимании. В качестве внутреннего приложения к нашему тексту мы приводим  декларацию и доклад д-ра Абодзоглу  на этой встрече с тем, что читатели  могли как историки по духу ознакомиться с  идеей современного эллинизма из первоисточника.

.

Иоаннис Абодзоглу и участники встречи 9 апреля

Декларация Комитета эллинизма

« Преспское соглашение — крупнейшая национальная уступка с момента зарождения греческого государства. По этому соглашению термин «Македония» был передан негрекам (скопьянцам, жителям окресностей г. Скопье.  славянского происхождения), и их также можно было называть македонцами, а их язык – македонским. Жители Скопье не могли бы добиться этого иначе, как если бы мы, греки, предоставили им это, потому что мы являемся владельцами Македонии и ее истории, как и любой другой греческий регион. Конечно, Скопье не македонская земля, и славяне и албанцы, живущие в Скопье, не являются македонскими, и их славянский язык не является македонским.

Это конкретное соглашение, подписанное греческими политиками, подвергает эллинизм риску с непредвиденными последствиями. Конечно, и в других вопросах греческое государство подвергло нашу нацию риску своими манипуляциями, такими как постоянная уступка провокациям турок, отказ от Северных континентов, безразличие, которое оно проявляет к киприотам. Эллинизм, проявляющий толерантность к нелегальной иммиграции (к подавляющему большинству исламистов) и т.д. Однако Преспийским соглашением мы впервые уступили часть нашей истории, а также нашу идентичность другому народу, который фактически никогда не скрывал своего освобождения за счет нашей родины. Последней каплей стала продажа Македонии.

Этот национальный упадок мог быть остановлен только динамичной контратакой со стороны эллинизма. Однако греческое государство и греческие стороны, похоже, не желают бороться за отмену этого соглашения. Поэтому усилия должна предпринять организация, которая будет работать независимо от греческого государства и от греческих партий и через которую будут предприниматься все возможные усилия во всех направлениях, чтобы отменить Преспское соглашение.

По этой причине мы основали Комитет эллинизма в Салониках.

Помимо попытки отменить Преспское соглашение, этот комитет будет заниматься также всеми нашими национальными вопросами, но он также будет каналом связи между всеми греками, а также филэллинами.

Этот комитет не является «эллинским комитетом», а «комитетом эллинизма». Между этими двумя терминами есть разница. Обычно под термином «Греческий комитет» мы подразумеваем комитет, состоящий из греков по происхождению. Однако термин «эллинизм» в смысле греческой культуры касается всех людей и всех народов. Это касается всего человечества, поскольку греческая цивилизация пронизала весь мир и ее элементы встречаются повсюду, даже если некоторые из них находятся в дремлющем состоянии. Он тот, кто передал свет другим цивилизациям и признан всеми великим и уникальным. Это чудо человечества, носителями которого нам повезло. Но в то же время, поскольку элементы этой культуры существуют во всем мире, есть люди, которые хоть и не греки, но, тем не менее, буквально обожают эту уникальную культуру и без колебаний стали бы ее послами. Таким образом, сила проекта создания этого комитета — это эллинизм, относящийся к греческой культуре. Ни один другой народ и ни одно государство в мире не имеет такого мощного оружия, каким бы сильным оно ни было в экономическом или военном отношении. Ни одна сверхдержава не обладает этим элементом, который для нас является просто нашей традицией, нашей историей, нашей идентичностью. Этот комитет будет глобальным по двум причинам. Во-первых, потому, что греки есть на всех пяти континентах, а во-вторых, потому, что, как говорилось выше, эллинизм касается и негреков.

Но помимо уникальной греческой культуры, мы должны также подчеркнуть уникальное геополитическое положение, которое занимает Греция. Наша страна представляет собой глобальный торговый, энергетический, культурный и т.д. перекресток. Своими сухопутными и морскими границами оно объединяет три континента: Европу, Азию и Африку. Если мы включим признанные греческие национальные меньшинства в Северном Эпире, Константинополе, на островах Имброс и Тенедос, а также наших братьев на Кипре, то мы охватим территорию от Северного Эпира до Ближнего Востока. Кроме того, экспатрианты остались за пределами греческого государства, в домах своих предков, и сегодня они живут разбросанными по соседним с Грецией странам, в периферийных странах, а также на более широкой территории Центрального и Восточного Средиземноморья. Но Греция также обладает уникальными природными богатствами (множество островов, идеальный климат, богатые недра и т. д.). Короче говоря, у нас прекрасная страна, и в нашем наследии есть не менее прекрасная культура. Тем не менее, греческое государство ведет нас от поражения к поражению, главным образом в национальных вопросах.

Некоторые возразят, что по своей природе мы, греки, не можем договориться друг с другом и по этой причине не можем организоваться. Это, конечно, НЕ так. Прекрасным примером является Дружественное общество, подготовившее греческую революцию 1821 года, в результате которой наш Род/Генос был освобожден от турецкого ига. Отличная организация этой компании показывает, что если мы, греки, захотим, мы сможем добиться успеха уникальным способом. Эммануил Ксантос в своей книге « Воспоминания Общества Друзей » упоминает, что целью Общества Друзей было « воскрешение и освобождение греческой нации и нашего Отечества ». Планом Друзей было освобождение греков и Греции. Они поняли, что это должно быть реализовано, и упорствовали, пока это не было реализовано.

Вот как мы действуем. Мы уже ЗНАЕМ о необходимости существования Комитета Эллинизма и полны решимости УСТОЙЧИВАТЬСЯ до достижения его целей. Тогда Друзья организовали борьбу с турецкими завоевателями. Сейчас, спустя двести лет после революции 1821 года, мы организуемся и боремся, чтобы реализовать то, чего греческое государство либо не понимает, либо намеренно игнорирует.

В этих усилиях никто не пощажен. Каждому, кто хочет бороться за нашу Родину и нашу культуру, есть место в Комитете эллинизма. Чтобы участвовать в этом проекте, нужно обладать пламенем в душе Греции и эллинизма и согласиться с этой декларацией, а также с конституцией комитета, независимо от идеологии, философии или религиозной доктрины, которая охватывает Кроме того, этот комитет не является самоцелью, а лишь инструментом борьбы за нашу Родину и нацию. Бой, который превыше всего. Конечно, любое несогласие с истеблишментом – ради поддержки наших национальных вопросов – будет выражено без страха и колебаний. Помощниками в этом деле окажутся не только греки Греции и диаспоры, но и филэллины, существующие по всему миру и считающие себя частью греческой культуры.

Эллинистический комитет:

В его состав войдут греки и филэллины со всего мира.
У него будут автономные действия, на которые не будут влиять настроения греческого государства, поскольку греческое государство показало, что оно не демонстрирует должного патриотического поведения, по крайней мере, в некоторых наших национальных вопросах.
Свою первую конференцию он проведет в Салониках.
В то время как этот комитет будет работать над:

Развитие духа единства и солидарности среди греков, укрепление нашего национального духа и защита наших национальных прав. Продвижение, популяризация и распространение греческой культуры.
Содействие универсальности греческой культуры, подъем греческого образования, сохранение, продвижение и распространение греческих традиций (народных традиций, православия и т. д.).
Выделение эллинского/греческого начала Македонии, греческого происхождения македонцев и древнего македонского диалекта как древнегреческого диалекта.
Аннулирование позорного Преспского соглашения и запрет использования терминов «Македония» и «Македонский» особым славянским государством Скопье.
Продвижение греческого населения, оставшегося на родине своих предков, в соседних государствах Греции, в периферийных странах и на более широкой территории Центрального и Восточного Средиземноморья и связь с ними.
Северный континент и кипрский вопрос.
Возникновение Геноцида греков, в ходе которого греческое население Малой Азии и Восточной Фракии было истреблено младотурками.
Общение греков с другими греками.
Поиск законных способов остановить: незаконный въезд иммигрантов в нашу страну, продолжающееся сокращение нашей родины и турецкую агрессию.
Поиск путей решения демографической проблемы Греции.
Создание памятников и музеев, связанных с греческой культурой и национальной борьбой.
Финансовая поддержка эмигрантов, раздача книг эмигрантам. Предоставление стипендий греческим и иностранным студентам, которые будут заниматься изучением древнего македонского диалекта, истории Греции и Македонии в частности, а также в целом любого предмета, являющегося целью комитета.
Мы надеемся, что эта комиссия станет началом конца нашего национального падения и поможет нам, грекам, выйти из летаргии. Таким образом, мы осознаем глубину нашей живой традиции и возможности, которые у нас есть для ее использования. В свою очередь, это осознание будет способствовать реализации нового греческого Возрождения, которое является тем, что требуется в эпоху упадка, такую как тот, который мы переживаем как эллинизм. В этом возрождении роль молодых людей будет иметь особое значение, поэтому нашу молодежь следует поощрять присоединиться к этим усилиям. В любом случае, долг каждого из нас — внести свой вклад в развитие нашей нации и греческой культуры. Мы все должны внести свой вклад в Комитет эллинизма и показать себя достойными наших предков, но также и нашей культуры.

Комитет эллинизма не является политической партией.

Совет директоров комитета Эллинизма» .

 

Конечно, в вашей стране, России, с древнейших времен существует сильный греческий элемент, который связывает два народа, русских и греков. Но это еще не все, наши народы объединяет православие, а также роль России в подготовке Греческой революции 1821 года, но и во время Революции. Дружеское общество было основано в российском городе Одессе не случайно.

 

Теперь я скажу вам несколько слов о Македонии и македонцах.

 

Македония и македонцы

Как сказано в нашей Декларации, Комитет эллинизма был создан в связи с подписанием Преспского соглашения, но в его задачи входят все национальные вопросы Греции. Поскольку Преспское соглашение касается Македонии и македонцев, я кратко упомяну некоторые факты.

Прежде всего, Македония как регион получила свое название от жившего там народа, т.е. от македонцев, а не наоборот. С древних времен это была ограниченная географическая территория южнее Пелагонии, т. е. она располагалась южнее нынешнего государства Скопье и во всяком случае в границах нынешнего греческого государства.

Однако Македонское царство простиралось далеко за пределы географических границ Македонии. Например, седьмой македонский царь Александр I завоевал территории к востоку, западу, а также к северу от царства, которое он получил от своего отца Аминтаса I. Шестнадцатый царь после Александра I, Филипп II еще больше расширил Македонское царство, так как, среди прочего, он двинулся дальше на север, присоединив Пелагонию и поставив под свою власть Пеонию – примерно до середины нынешнего государства Скопье – чтобы Александр Великий продолжил свои завоевания, с помощью которых достиг Индии. После смерти Александра Македонского его генералы разделили созданную им огромную империю и таким образом возникли эллинистические королевства. Одним из таких царств было Македонское царство, занимавшее территорию, значительно превышающую границы Македонии. За этим последовало свержение Македонского царства римлянами, создание Римской империи, а затем Восточной Римской империи, то есть Византии.

С 4-го века нашей эры века Македония начала подвергаться нападениям со стороны различных народов. В IV веке вторглись вестготы, а в VI и VII веках — авары, гунны и славяне. В 11 веке вторглись норманны, в 13 веке франки, а в 14 веке сербы и турки. Эти последние должны были оставаться в регионе до 1912 года. Наконец, Македония была освобождена, однако, после тяжелой борьбы, такой как Македонская борьба (1904-1908) и две Балканские войны (1912, 1913), в результате которых они были изгнаны из региона. Турки (1912 г.) и болгары (1913 г.) завоеватели. По Бухарестскому договору 1913 года Македония была включена в состав матери-Греции.

Это все об истории Македонии. Однако, как упоминалось выше, именно македонцы дали свое имя Македонии, потому что это была земля, на которой они жили. Теперь возникает вопрос: каково происхождение древних македонцев?

На этот счет существуют две научные теории. Одна теория признает, что древние македонцы были греками, а другая, так называемая «неэллинская теория», утверждает, что древние македонцы были негреческим народом.

По «неэллинистической теории» в древней Македонии существовала греческая администрация, которая правила не- Греческий народ. В аргументе, что все надписи, которые были найдены на более обширной территории, написаны на греческом языке ученые, принимающие эту теорию, отвечают, что эти надписи выражают не простой народ, а правящую элиту и, следовательно, не являются доказательством греческого происхождения простого македонского народа. Для тех, кто поддерживает эту теорию, люди древних македонцев не говорили по-гречески языке и, следовательно, не были греками.

В 1986 году в Пелле (город в Греции и важный центр древних македонцев) было сделано открытие, которое в значительной степени способствовало доказательству того, что древние македонцы говорили по-гречески. Там, внутри гробницы древнего кладбища, на свинцовой плите была найдена выгравированная надпись, так называемого катадесмоса, датированная 380–350 годами до нашей эры. В перевязках содержались магические слова, призванные «связать» кого-либо магией. В случае этой привязки цель была эротической. Эта надпись очень важна и дает информацию, которую нам не дают другие виды надписей. Например, надписи на вазах не всегда свидетельствуют о разговорном языке местности, где они были найдены, поскольку они могли быть привезены откуда-то еще. Кроме того, надписи на памятниках, могилах или списках основных имен не являются свидетельством языка региона, поскольку это официальные тексты и, вероятно, следуют официальному языку администрации этого региона, а не языку простого народа. Однако считается, что большинство сохранившихся переплетов были написаны странствующими прорицателями и колдунами, которые предлагали свои услуги за определенную плату. Напротив, текст «Связывания Пеллы» глубоко личный и не содержит стереотипных выражений, используемых странствующими «экспертами», поэтому предполагается, что он был написан той же самой женщиной, которая хотела достичь своей любовной цели. Надпись на этом переплете принадлежит местному диалекту, который отличался от официального диалекта македонской администрации, которым был общий аттический. Итак, из этой надписи, а также из других находок ученые – через филологию, лингвистику, историю и археологию – пришли к выводу, что в древние времена в районе Македонии говорили на македонском диалекте, который представлял собой древнегреческий диалект. Таким образом, опровергается аргумент о том, что древний македонский диалект не был греческим, как и теория о том, что древние македонцы не были греками. Отметим, что древние македонцы были греками, а теории, подтверждающие обратное, антиисторичны и ненаучны. Греческая пословица гласит, что « у лжи короткие ноги » , и ложь, которую некоторые поддерживают по этому поводу, не зайдет далеко. Рано или поздно они падут.

В заключение передаю вам привет и надеюсь, что не утомил вас.

Спасибо Вам, благодарю Вас !!!

Первоначально вашему покорному и совсем не националистически настроенному слуге-главреду подумалось, что в данном случае нам предлагается довольно радикальный великогреческий национализм в духе крайне правой партии «Золотая заря». Но потом подробнее вчитавшись и вслушавшись понял- да все справедливо. Это совершенно справедливый, пусть и внешне радикальный призыв греческой души к тому, чтобы греческому народу вернули законное право на македонскую идентичность, как часть греческой идентичности, с которой связана  одна из величавых эпох в истории Греции, и только он имеет на нее исторически законное право. А что касается македонцев, то хотя они,  как и ваш покорный слуга,  славяне, братья вроде как,  но… Платон мне друг, а истина дороже. Жившие в районе озер Охрид и Преспа болгары не имели собственного ярко выраженного этнического самосознания, именовали себя что-то вроде как «местные».  Вот тогда правившие в Белграде великосербские националисты, открыто стремившиеся к господству на всех Балканах «Великой Сербии» (позднее превратившейся в Югославию) и «назначили» своих  местных болгар потомками Александра Македонского…

Да вот такой «тренд» на современный эллинизм, ясно и в чем-то жестко обозначивший свою позицию, не избегающий и справедливой критики политики властей Греции и стремящийся в той или иной форме оживить «эллинизм» в широком смысле как часть нашей многоликой цивилизации вполне близок позиции редактора и редакции, пытающихся найти такую тонкую и деликатную середину между своеобразием национальных историй и культур мировой гармонией и добрососедским сосуществованием таких различий.

То есть можно сказать, что если в категории  «мир»  ( условная география) наш портал будет делать стержневой (но не единственный)  акцент на ислам и восток, то в категории «время (условная история) «стержнем» содержания станет многообразная история «греческого мира» и всего, что с ним имеет связь. Думается это будет может маленьким, но не бесполезным вкладом в возрождение здорового «эллинизма» в нашу не всегда здоровую  культурно и духовно эпоху.

   Что мы будем делать?

И дальше развивать в качестве первоочередной, но не единственной рубрику «эллинский мир». Только теперь наряду с интересными и полезными. Но все-таки переводными материалами, мы «разбавим» нашу эллинскую страницу авторскими  статьями. Как имеющий опыт написания компактных исторических портретов выдающихся греков, прежде всего эпохи средневековья и времен более близких к нашим. Эти персоналии часто широкому читателю известны куда меньще, чем личности античности. Мы собираемся  так же  в рамках ассоциации заняться изучением таких еще мало разработанных тем, как уже упомянутая «мегалиидеа», тюркоэллинизм (различные аспекты взаимодействия Турции и Греции в истории и современности), «греческий мир» и Восток в самом широком  значении этого понятия. Мы не оставим без внимания и некоторые, порой сложные и деликатные, но, на наш взгляд,  требующие объективной и взвешенной оценки историков сюжеты.

Закончу парадоксально с точки зрения содержания на портале… ничего не изменится. Вот только позиция редакции в большей, чем раньше мере  теперь можно определять, как позицию и взгляд филэллинов –негреков на все происходящее, равно как и происходившее вокруг нас и до нас.

Αυτός είναι ο τρόπος που ο χρόνος μας και ο κόσμος είναι τώρα

Valery Yemelyanov, αρχισυντάκτης

 

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать